15:33 Мистика русской горы Воттоваара |
Воттоваара. Самая высокая гора Западно-Карельской возвышенности. Самая странная гора, окутанная болотным туманом и тайнами. Воттоваара приманивает туристов, эзотериков, колдунов и любителей тишины. Добраться до нее – сложно, забраться на вершину – еще сложней. Корреспондент портала «Петрозаводск говорит» делится опытом и рассказывает о чудесах, увиденных своими глазами. ДОРОГИ НЕТ, НО ЕСТЬ НАПРАВЛЕНИЕДобраться до горы, расположенной в Муезерском районе, можно несколькими способами. Можно, к примеру, сесть в Петрозаводске на поезд, идущий в Костомукшу, и выйти на станции Гимольской. А дальше – либо нанять проводника с машиной, либо идти ногами. Около 25 километров по дорогам, петляющим через болота и леса, изучая медвежьи следы и периодически встречаясь с гадюками и прочими беспаспортными жителями карельских лесов. А можно добраться на машине прямо из карельской столицы. Расстояние – меньше 300 километров. Но если вы сейчас прикинули в уме, что добраться можно часа за три-четыре с остановками, то вы плохо знаете карельские дороги. Грунтовка, которую навигатор оптимистично объявит «дорогой с улучшенным покрытием», может обернуться чередой ям и кочек, которой не хватает таблички «Ковровое бомбометание – ближайшие 120 километров». Кроме того, уже на подъездах к горе после сильных дождей разливаются такие лужи, которым уже пора присваивать имена и наносить на карту. Глубина некоторых «водоемов», которые нельзя ни обойти, ни объехать, взрослому мужчине – выше колена. А в мутных водах прячутся камни и даже пни. Поэтому лучше ехать несколькими машинами. И не забыть болотные сапоги, чтобы прогуляться по луже и ощупать рельеф. Возле самой горы вполне можно остановиться и разбить лагерь. К чести путешественников, протоптавших тропы и обустроивших кострища, в воттоваарских лесах довольно чисто. И мусор отдыхающие увозят с собой. На гору можно подняться несколькими путями. Один ведет к вершине со стороны Суккозера. Второй подъем – со стороны Гимол. Выбор первого варианта означает дополнительные километры по разбитой страшной грунтовке, выматывающей водителям нервы. Выбор второго предполагает крепкие ноги, легкие и хорошую обувь на нескользящей подошве. Потому что временами путь на гору ведет через каменные завалы, поваленные деревья и болота. А местами представляет собой практически отвесный склон. 400 метров, на которые предстоит забраться, кажутся небольшой проблемой только на первый взгляд. Когда мы подходим к горе, с дерева, тяжело качнув ветку, взмывает в небо ворон. Впереди – долгий путь на вершину, остановиться посередине которого просто не получится. Либо вверх, превозмогая себя, либо вниз. Что немногим проще. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К СЕЙДАМВпрочем, после второго или третьего подъема каждый камень на пути превращается в старого знакомого. Вот этому – доверять можно. А вот этому – не стоит, он пошатывается под рукой. Стоит отметить и небольшие уступы, на которых можно перевести дух и полюбоваться открывающейся панорамой – синими нитками рек, зеркалами ламб, бархатной зеленью лесов. Но это восхождение стоит того. На вершине Воттоваары царит такая атмосфера, что стертые ноги и прилипшая к спине одежда становятся мелочами. Хочется замереть, раскинув руки, и охватить как можно больше – взглядом, руками все, до чего удается дотянуться: сейды, пляшущие деревья, обманчиво-надежные мхи болот, заросли голубики.
Потому что даже если тропа, по которой вы поднялись на гору, кажется непростой, помните, что она – есть. И хотя бы на пару шагов видно, что ждет впереди. Учтите, что в августе в Муезерском районе темнеет раньше, чем вы успеете обойти всю гору. А в глухом лесу темнота наступает внезапно.
Но идут на гору в основном не за ягодами и змеиным ядом. Идут – к сейдам и в горелый, или пляшущий, лес, два главных чуда Воттоваары. Сейды – это такие особые камни. Саамы верили то ли в то, что в валуне на «ножках» живет дух, то ли в то, что в этих камнях обитают души усопших, с которыми можно посоветоваться, пообщаться. ПОДАРОК ДЛЯ ХОЗЯИНАЛес именуется горелым из-за того, что некоторое время назад на вершине горы случился пожар. Листва на деревьях сгорела, сами стволы местами обуглились, местами остались нетронутыми. Почему лес называют еще и пляшущим, становится ясно после первого же взгляда на перекрученные, будто застывшие в странном шаманском плясе древесные скелеты. Почему на вершине горы березы и сосны танцуют, а чуть ниже нет – неизвестно. Кто-то говорит о сильных ветрах, кто-то – об аномальной зоне.
Поздороваться нужно и с Хозяином горы, так называют самый высокий сейд, расположенный над своеобразным амфитеатром. Воттоваара вообще состоит из нескольких концентрических гряд, низовья между ними заполнены густым мхом, скрывающим топкие болота. Тот же мох – в самом центре горы, в углублении, где расположились удивительные, будто отпиленные нарочно, каменные блоки. Они известны туристам как «жертвенник».
ПРОДОЛЖАЙ ВОСХОЖДЕНИЕВоттоваара вообще возвышенность коварная и с характером. Она может «наказать» за ссору внезапно налетевшим ливнем, закружить компанию, перессорив верных друзей, припугнуть камнем, прикинувшимся медведем. Ощущения, мягко говоря, так себе. Ну и, разумеется, никто не отменял испытание усталостью и тишиной. Которая, как выяснилось, для современного человека, привыкшего к постоянному шумовому фону, может показаться давящей, тягостной, неживой – без шелеста листьев, без щебета птиц. Однако если пересилить себя и перестать разговаривать, предгрозовое таинственное затишье обернется чем-то совсем другим – мудрым и успокаивающим немногословием. Позволяя тропам вести себя по горе, проникаешься осознанием того, что ты вот прямо сейчас находишься в центре чуда. Дикого, страшноватого, настороженного, но чуда. Пока еще не окончательно прирученного и «подправленного» туристами, возводящими свои каменные пирамиды, беспокоящими покой сейдов кострами и вытаптыванием черничников и вересковых пустошей. И стоя на обломке камня, поднявшись над вершинами самых высоких сосен, следя за тенями облаков у подножия Воттоваары, понимаешь, что восхождение на вершину, твою персональную, только началось… |
|