01:33 Можно ли увольнять "старых, толстых и страшных"? |
С одной стороны, трудовое законодательство РФ говорит о том, что нельзя дискриминировать сотрудников по внешнему виду, весу и полу. О запрете дискриминации по возрасту говорится и в Трудовом кодексе (ст. 2 и ст. 3 ТК РФ). Т.е. считается, что внешний вид не относится к "деловым качествам сотрудника" и не может быть аргументом при увольнении или ущемлении в предлагаемой работе. Ну а как же тогда например модельные агенства? Туда же берут только молодых, длинноногих и худых? А что же получается, остальные могут подавать в суд? Наверняка есть еще куча подобных сфер деятельности, продавщицы например в модных магазинах, официантки - туда тоже наверняка "страшных и толстых" не возьмут. Да если честно я эту тему затеял даже не из за любопытства, какими нормами и положениями Трудового законодательства пользуются предприятия высокой моды. Тут вот оказывается "Аэрофлот" решил, что теперь за границу будут летать только молодые и худые. Вроде бы это и хорошо для пассажиров, но остальные то обиделись .. Вот что рассказывает Евгения Магурина. Ей 41 год, у нее высшее лингвистическое образование. В "Аэрофлоте" она с 2010 года, бортпроводник 1-й (высшей) категории, всего в авиации больше 15 лет. Еще недавно Магурина была старшим бортпроводником, летала в основном за границу и получала от руководства поощрения за хорошую работу, но с лета прошлого года небо для нее открыто лишь над Россией. И в таком же положении, как Магурина, оказалось около 400 стюардесс, кто по возрасту и внешнему виду не вписался в новые негласные правила авиакомпании. — Это случилось в июне прошлого года: нам всем сказали, что в "Аэрофлоте" теперь за границу будут летать только молодые и худые, — рассказывает Евгения Магурина. — Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали — делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. У меня жизнь изменилась с середины августа, но многие пострадали раньше. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 48-го, перестали ставить на заграничные рейсы. Нас всех собрали в отделение №1, устроив нам настоящую пытку: оставили лишь ночные и короткие утренние рейсы. Два часа туда, два обратно, соответственно, по две-три ночи ты нормально не спишь, потому что или работаешь, или добираешься на работу. Днем мы практически вообще не летали. Когда я спросила, что, собственно, происходит, мне ответили, что таковы новые правила игры и меня сняли с международных рейсов из-за размера одежды — теперь он должен быть не больше 46-го, а у меня был 48-й. Незадолго до опалы Евгения получила очередную благодарность от спасенного ею пассажира. У Арутюна Шалояна, летевшего из Мадрида в Москву, во время рейса случился микроинсульт, и необходимую помощь ему оказывала как раз Магурина. "Если бы не экстренная посадка в аэропорту Варшавы, могло произойти непоправимое", — написал Шалоян в "Аэрофлот". Он отметил не только высокий профессионализм экипажа, но и человечность сотрудников, принявших единственно верное решение, которое в итоге спасло ему жизнь. Но ни опыт, ни высокая квалификация, ни благодарности пассажиров не вернули Магуриной прежнюю жизнь — перестав летать за границу, она резко потеряла в зарплате, поскольку выплаты за выполнение рейсов за пределы России в несколько раз превышают оплату за рейсы по стране. По словам сотрудниц "Аэрофлота", следуя курсом "борьбы за стройность", со склада вывезли форму 50-52-го размеров, а врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии. — РС) в рамках тренда на омоложение получили указание под любым предлогом избавляться от "старых, толстых, страшных". Их личные дела лежат теперь отдельно, утверждают бортпроводницы, а осматривают женщин из СТС с особым пристрастием на предмет профзаболеваний, к которым относятся сердечно-сосудистые болезни, гипертония и варикоз. 42-летняя Наталья, другая бортпроводница, проработавшая в "Аэрофлоте" больше 15 лет, рассказывает, что сначала она, как практически все остальные сотрудницы, пыталась похудеть, чтобы не лишиться "длинных" заграничных рейсов и, соответственно, привычной зарплаты. — Стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской, но даже если и худели, им говорили, что, мол, все равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже, — вспоминает Наталья. — Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налета оставили кому 60, а кому и 40. Меня загоняли по "коротким" рейсам — в какой-то момент я поняла, что уже не знаю, ночь сейчас или утро, какой вообще день недели, а детей толком не видела уже месяц. Если честно, то меня буквально штормит от усталости... У Натальи аккуратная прическа и укладка, свежий маникюр и ухоженное лицо. Дома из рейсов ее ждут двое сыновей-школьников и муж, который тоже работает в "Аэрофлоте" в одной из наземных служб. — Знаете, это ведь очень унизительно, когда тебя взвешивают, как какую-то корову — у меня, например, 46-й размер одежды и при моем росте 1,64 жирной меня вряд ли назовешь. Да и уродиной меня никогда не считали — в "Аэрофлот" всегда старались брать симпатичных бортпроводников, — добавляет она. В официальном руководстве для бортпроводников "Аэрофлота" ни слова не говорится о том, какого размера одежду они должны носить. "Форменная одежда должна быть чистой, отутюженной, опрятной и содержаться в безупречном состоянии, все ее элементы должны быть тщательно подогнаны по фигуре", — следует из документа. В общем группа стюардесс "Аэрофлота" решила подать в суд. С одной стороны хочется поддержать и стюардесс. Закон вроде бы как формально на их стороне. Они профессионально выполняют свои обязанности, опытные работники, исполняют все предписанные инструкции. В чем они виноваты? Почему их отодвигают в сторону и они должны зарабатывать меньше? Причем вы же понимаете, речь идет не о "толстых" которые в проход не помещаются, а о "модельной внешности" - это несколько разные понятия! А с другой стороны, проводя аналогии с модельным бизнесом, если например руководство какой то компании решило, что их продукция или услуги будут лучше продаваться высокими, стройными и молодыми, то какой закон запретит собственнику так делать? И это вполне логично. И это не исключает того, что "молодые, худые и стройные" могут и будут выполнять свои обязанности так же профессионально. Т.е ни о каком снижении качества то речь не идет. Да, может быть когда то профессия бортпроводника рассматривалась иначе, сейчас времена меняются и требования к успешному ведению бизнеса в конкретных сферах совсем другие. Это же в порядке вещей. Перевозчик должен терпеть убытки из за человеческого сострадания? Но это всего лишь бизнес. Тем более неподходящих по внешности стюардесс не увольняют (это уже "теория заговоров"), а переводят на другие места, где проще требования к внешнему виду. Кто знает законодательные акты, на чьей стороне в этой ситуации будет суд скорее всего? Бортпроводницы "Аэрофлота", впрочем, считают, что у них есть все шансы выиграть в суде, чтобы в итоге авиакомпания перестала их унижать по надуманным основаниям и предоставляла всем равное право на труд не только на бумаге, но и на деле. И положительный пример тоже есть. Например, когда в 2011 году в авиакомпании "Якутия" бортпроводникам старше 35 лет отказали в переобучении на новый тип воздушных судов, то возмущенные сотрудники обратились в суд. И суд встал на сторону работников, признав локальные положения в авиакомпании необоснованными и незаконными. В итоге они были отменены. А вы в данной ситуации на чьей стороне? |
|
Всего комментариев: 5 | |||
|