Завод Москвич(АЗЛК) Московский автомобильный завод, выпускавший легковые машины с немудреным названием «Москвич», в свое время сумел наполнить рынок и удовлетворить спрос отечественного потребителя.Начало
06.11.1930 новый завод по производству автомобилей в Москве запустил свой первый и главный конвейер. Этот день и считается датой рождения завода. Строились грандиозные планы: выпускать 24 тысячи машин в год. Сначала завод выпускал модели «Форд» из запчастей, поступающих из Америки, потом – двигатели к комбайну «Коммунар», а в 1935 г. началась реконструкция, чтобы увеличить производство и выпускать 60 тысяч автомобилей в год.
Малолитражки
АЗЛК цех05.03.1939 завод получил приказ переоборудовать завод с целью выпуска малолитражных автомобилей. Для усовершенствования процесса на предприятии даже открыли свой конструкторский отдел, который проводил также и экспериментальные работы. Модель малолитражки решено было назвать КИМ 10-50, а его версию без верха – 10-51. Закончилась реконструкция в апреле 1940 г., после чего некоторое время выпускались только узлы для малолитражек, и вот, наконец, вышел первый автомобиль КИМ 10-50.
Выяснилось, что к серийному выпуску таких машин завод еще не был готов. К тому же случилось непредвиденное обстоятельство: в августе того же 1940 г. правительство закупило в Германии автомобили Опель и устроило их смотр, а после осмотра отечественной малолитражки под впечатлением от немецкой машины Сталин велел все советские малолитражки делать четырехдверными. Его указание выполнили. Но массовым производство тогда так и не стало. К концу 40-го года завод выпустил всего 16 автомобилей, а к апрелю 41-го едва успели собрать сотню. А потом началась война, в связи с которой все планы по малолитражкам пришлось отложить в долгий ящик.
Во время войны
Война и возникшие с ней экстремальные обстоятельства заставили снова преобразовывать завод, на этот раз на производство боевых снарядов. Единовременно на заводе производились работы по ремонту военной техники. А когда по ленд-лизу наша страна получила иностранную военную технику, то Московский завод начал выпускать запчасти для нее. А уже в 44-ом году заводу было приказано возобновить выпуск малолитражек.
В конце мая 45-го завод получил приказ построить новые цеха, расширить производство и дать новое название предприятию – Московский завод малолитражных автомобилей, сокращенно – МЗМА. «Москвич – 400» Новую модель, которую освоили в конце лета 45-го года, назвали «Москвич – 400», а ее серийный выпуск начался в 46-ом. До 1954 года все шло без изменений, потом модель несколько усовершенствовали дали название «Москвич 401». На тот же год пришелся и выпуск 150-тысячного автомобиля. Так продолжалось до 1956 г.
Первое испытание гонкой
Автомобиль все время совершенствовался и обновлялся. И вот в 1958 г. пришло время оценить машину на международном уровне. На Брюссельскую всемирную выставку легковых автомобилей решено было отправить модели с индексом 407 и 423 как самые удачные из последних моделей «Москвичей». Наши машины были высоко оценены, получили наградные дипломы и золотые медали. И в том же году состоялось ралли «Тысяча озер», где дебютировали уже прославленные «Москвичи». Эта гонка, на которой команда завоевала третье место, возвысила рейтинг «Москвича».
Миллионный «Москвич»
Несколько лет автомобиль еще совершенствовали, изменяли узлы моделей, двигатели. Наладился экспорт. В 1967 г. Москвич 423двигатели к машинам стали производить на Уфимском заводе. И, наконец, 18.06.1967 коллектив предприятия отпраздновал долгожданный юбилей – выпуск миллионного автомобиля «Москвич -408». Новые автомобильные гонки В течение нескольких лет автомобили АЗЛК участвовали в международных соревнованиях гонщиков: — 1968 – гонка Лондон – Сидней (4-е место в общем зачете) — 1970 – гонка Лондон- Мехико (2-е, 3-е, 4-е места в личном зачете) — 1971 – гонка Тур де Европа (1-е место) — 1974 – гонка Тур де Европа (1-е место). Эти соревнования надолго укрепили репутации «Москвича».
На пике успеха
Первая половина 70-ых была для завода более успешной порой. Показателем успеха был в первую очередь тот факт, что 50 процентов производимых на заводе автомобилей экспортировались. В 1974 г. на счету предприятия было уже два миллиона «Москвичей». Заслуги коллектива ознаменовались второй крупной наградой – Орденом Октябрьской революции, который был вручен заводу в предпраздничные дни – 30.12.1975.
Постепенный спад
Начиная со второй половины 70-ых, на заводе было принято несколько ошибочных решений, которые привели к непредсказуемым последствиям. Конечно, пристраивались корпуса цехов, разрабатывались новые модели, в том числе – собственные более совершенные двигатели. И даже оборудование для их выпуска было завезено. К концу 80-ых уже почти все было готово для производства новых автомобилей. Но грянул кризис 90-ых и обрушил радужные перспективы. Оказалось, что 800-миллионный долларовый долг, взятый на переоборудование завода, вернуть невозможно. И уже нет средств на завершение работ. Новый цех был опечатан, его оборудование куда-то вывезено, а следы канули в Лету.
Открытое акционерное общество
Новые условия, продиктованные экономическим кризисом, заставили завод АЗЛК превратиться в ОАО «Москвич» АЗЛК (Москвич)(1994). В 1996 г. конвейер на предприятии вообще остановился. Но все же кое-что еще производилось, например, для модели «Москвича – 2141» были адаптированы двигатели «Рено» и даже некоторое время такие автомобили выпускались серийно. При новом генеральном директоре Р. А. Асатряне завод разработал модель автомобиля так называемого бизнес-класса, но его продажи не оправдали надежд.
Банкротство
Дефолт 1996 года окончательно разрушил огромное и когда-то перспективное предприятие. Исчезли оборотные средства, росли долги. В результате 2001 год завод встретил полным упадком производства и долгом в 500 миллионов рублей, а к концу этого же года завод окончательно остановил выпуск своего производства. Несколько лет тянулась процедура признания экономической несостоятельности предприятия. Наконец, в 2006 году завод официально получил статус банкрота.