<…> Начало «ложной религии» — неумение радоваться, вернее — отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней — правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости — они легко становятся «демоническими», извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это «прелесть». Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви… И почему-то у «религиозных» людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе…».
Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не «освобождают» от мира и его соблазнов. Радость — основа свободы, в которой мы призваны «стоять». Где, как, когда извратилась, замутилась эта «тональность» христианства или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане «глохнуть» к ней? Как, когда и почему вместо того, чтобы отпускать измученных на свободу, Церковь стала садистически их запугивать и стращать?
И вот идут и идут за советом (сегодня — с 7.30 утра, а сейчас десять: исповедь, разговор, разговор, разговор — итого четыре человека с проблемами, не считая просьб о встречах на будущее). И какая-то слабость или ложный стыд мешают сказать каждому: «Никаких советов у меня нет. Есть только слабая, колеблющаяся, но для меня несомненная радость. Хотите?» Не хотят. Хотят разговоров о «проблемах» и болтовни о том, как их «разрешать». Нет, не было большей победы диавола в мире, чем эта «психологизация религии». Доказательство: все что угодно есть в психологии, одно в ней абсолютно невозможно, немыслимо и недопустимо: радость.
***
За окном — весной светящиеся холмы, деревья. Всегдашняя радость от прикосновения к самой жизни. Может быть, усиленная тем, что в субботу провел некоторое время со студентами других православных семинарий — греческой, украинской, тихоновской. Эти подрясники, бороды, поклоны, вся эта игра в религию чем дальше, тем больше меня отвращают. Подделка, фальшь, да еще пронизанные страхом, неуверенностью… Бедные мальчики. Не в том трагедия христианства, что Христос проповедовал Царство Божие, а явилась Церковь, нет — ибо она для того и «явилась», чтобы возвещать и являть Царство Божие «дондеже приидет», а в том, что она стала самоцелью, перестала быть «явлением», то есть оторвалась от Царства Божия, и сакральность ее перестала быть эсхатологической. Спорят о «штепселях» и «подводке», «проводах», но не о том свете, для которого они только и существуют…
Перечел в эти дни «Жизнь Тургенева» Б. Зайцева. Неискоренимая любовь к XIX веку, как русскому, так и западному. Это эпоха, мне кажется, когда, с одной стороны, в первый раз забрезжил опыт, идея, желанье полноты (плод христианства) и когда, с другой стороны, полнота эта стала трещать по всем швам и распадаться. Наш век живет уже отказом от полноты, бегством каждого в свое — маленькое, ограниченное и потому «негативное», живет, иными словами, редукциями.
Пафос нашей эпохи — борьба со злом — при полном отсутствии идеи или видения того добра, во имя которого борьба эта ведется. Борьба, таким образом, становится самоцелью. А борьба как самоцель неизбежно сама становится злом. Мир полон злых борцов со злом! И какая же это дьявольская карикатура. Неверующие — Тургенев, Чехов — еще знали добро, его свет и силу. Теперь даже верующие, и, может быть, больше всего именно верующие, знают только зло. И не понимают, что террористы всех мастей, о которых каждый день пишут газеты, — это продукт вот такой именно веры, это от провозглашения борьбы — целью и содержанием жизни, от полного отсутствия сколько бы убедительного опыта добра. Террористы с этой точки зрения последовательны. Если все зло, то все и нужно разрушить… Допрыгались.
Пишу это (восемь часов утра), а за окном масса маленьких чистеньких, светловолосых детей идут в школу. В каком мире им придется жить? Если бы еще их заставляли читать Тургенева и Чехова. Но нет, восторженные монахини научат их «бороться со злом» и укажут врага, которого нужно ненавидеть. Но никто не приобщит их к знанию добра, не даст услышать «звуков небес» лермонтовского Ангела. Того звука, про который Лермонтов сказал, что он «остался без слов, но живой». Звук, который один, в сущности, и дает «глубину» нашим «классикам»…
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Всё больше ритуала становится в православии, несколько раз за службу переодеться, да все одежды богатые. Вместо того, чтобы всем сходом на коленочках постоять да покаяться, помолиться, да в простой рясе, да придя на службу пешком, а не на машине.
Согласна, фокус не на том, хотя красота доставляет лично мне эстетическое удовольствие, мне нравятся убранства, золотые орнаменты... только в меру надо всего, и акцент нужен на главном.
А почему в церкви не должно быть красиво? Для чего тогда Бог создал такую Жемчужину - Землю, такую красавицу? Красота везде в природе, и когда люди создают и ценят гармонию и красоту, они принимают творение Бога..
Мне посчастливилось несколько раз побывать в одной необычной церкви. Она называется "Церковь доброго пастыря". Стоит на берегу озера. Когда заходишь внутрь, перед тобой вместо раззолоченного иконостаса и алтаря предстает широкое окно с видом на необычайной красоты озеро и заснеженные горы в отдалении. То есть люди могут молиться перед действительной красотой, о которой Вы говорите, перед природой - Божьим творением.
Человек - Со-творец Бога, потому все, что создано с любовью для людей также ценно для цивилизации, как и природа, здесь мы ошибочно начали противопоставлять одно другому. И среди разных наций разные люди, среди разных профессий, среди попов, среди зэков... всё зависит от того, ИЗНУТРИ ЧЕГО смотреть. Весь мир - зеркало/зеркала. Человек, направляющий своё неудовольство и зло наружу, получает его внутрь себя, ибо стреляет в зеркало
Я сравнила красоту природы и человека со-творца.. есть разные мнения, о том и речь. Мне и многим еще нравится смотреть на красивое: красивое платье, красивые картины, красивое убранство храма...понимаешь, есть такие люди, которым необходима эстетическая удовлетворенность. Неужели это настолько непонятно...
Да уж . Значит служения луннаму культу смерти,целования мумий и трупов, страх наказания за ,,грехи,, приносит РАДОСТЬ ! Главное что ТЫ знаешь что есть тот кто это с тобой сделает и это РАДОСТЬ ?
Кто не умеет радоваться "Богу", тому приходится бояться. Это неизбежно, это аксиома. Тут он всё верно сказал, только причины этого неумения не знает и требует от людей невозможного.
Как показали последние раскрытия преступлений Ватикана и католических священников эта церковь скомпрометировала себя во всём, что только можно. А по сему считаю католическую церковь служителями Сатане!
Иисус сказал: «Настает час, и уже настал, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников Отец ищет себе» (Иоанна 4:23). Чтобы наше поклонение было угодным Богу, необходимо Его чтить в согласии с истиной, открытой в Библии. «Все Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:16, 17). Заметьте: три из четырех перечисленных действий — обличение, исправление и наставление — предполагают изменение в образе мыслей и поведении. Если необходимо регулярно смотреться в зеркало, чтобы следить за своей внешностью, то насколько важнее регулярно читать Слово Бога - Библию, чтобы "поправлять" себя в мыслях, поступках и т.п.