01:26 Народные пословицы и поговорки о религии |
Фольклор – одна из важных частей культурного богатства каждого народа. Устное народное творчество – это носитель вековой (а то и тысячелетней) житейской мудрости этноса. Особо хочется отметить пословицы и поговорки – это фольклорный жанр охватил все стороны жизни народа. Не обошла стороной народная мудрость и церковь: среди поговорок и пословиц можно найти огромное количество высказываний о религии, церкви и попах. Когда власть и церковь век за веком внедряет в жизнь простого народа религиозные обряды и понятия, это не могло остаться незамеченным и наложило свой отпечаток на образ мыслей. Сейчас церковью идёт активная пропаганда идеи о том, что в дореволюционную Россию народ был глубоко набожным и религиозным, даже есть такое красивое определение русского народа как народа-богоносца. Церковнослужители пытались внедрить в народное сознание целый ряд пословиц и поговорок для подкрепления этой идеи: – Одно спасение – пост да молитва. – Молись иконе да будь в покое. – Пост да молитва небо отворяют. – Богу молиться – вперед пригодится. Но подлинные народные пословицы и поговорки разительно отличаются такого поучительного словотворчества. Взять, к примеру, широко употреблявшуюся ранее пословицу «Вес да мера – христова вера». Поскольку для обычных людей вес и мера – величины реальные, то сравнение реальных величин с богом и верой было явно не в пользу последних. Есть еще и такая: «Вес – не попова душа». А теперь подумайте: как может глубокая вера и религиозность совмещаться со столь пренебрежительным отношением к церковнослужителям? Стоит отметить тот факт, что подобное снижение божественного образа посредством сравнений — явление в фольклорных жанрах частое. В пословицах и поговорках о боге в представлении простых людей денежное могущество всегда выше силы бога: – Деньга не бог, а полбога есть. – Деньга попа купит и бога обманет. Величие бога, его милосердие, которые проповедовали церковники, вызывал у простого народа ироническое отношение: – Бог поберег и вдоль и поперек. – Ох, ведает про то бог, отчего живот засох. – Кто сам себя стережет, того и бог бережет. Любопытно, что некоторые пословицы и поговорки хранят воспоминания о периоде Крещения Руси. В память о кровавом и насильственном принуждении к новой вере новгородцы сложили пословицу «Добрыня крести мечом, Путята — огнем» (о Путяте недавно высказался Невзоров). В русских пословицах и поговорках о религии можно найти массу доказательств того, что новая вера очень долго и тяжело приживалась на Руси: – Веру переменить – не рубашку переодеть. – Менять веру – менять и совесть. К догматам христианской веры народ относился скептически: «Свой вертеп лучше Синайской горы». Другими словами, родной кабак для русского мужика был ценнее горы, где Моисей беседовал с самим Господом! Или вот ещё, ирония по поводу бедной жизни: «Наша горница с богом не спорница: каково на дворе, таково и в ней». Для того, чтобы вызвать у русского народа чувство религиозного покаяния , церковники внушали ему мысль о его греховности, запуская в обиход простого люда такие поговорки, как: – Един бог без греха. – Один бог безгрешен. – Виновен да повинен – богу не противен. Но смирения служители Церкви не добились. А русский народ о своей греховности говорил с такой же иронией, как и о боге: – Согрешающих видим, о кающихся бог весть. – Благословясь не грех. – Что грешно, то и потешно. – Не скажешь: аминь, так и выпить не дадим. Все, пожалуй, слышали такую пословицу: «И рад бы в рай, да грехи не пускают». С одной стороны мы видим смирение в пословице, а с другой отчетливо ощущается, что не верит народ в реальность христианского рая. Реакцией простых людей на призывы попов молиться в церкви явились такие остроумные пословицы и поговорки, как: – Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы. – Не до обедни, коли много бредни ( т.е. хозяйственных забот). – Нужда — богомолка. Русский народ прекрасно осознавал тщетность молитв, что нашло отражение в пословицах: «Нет тяжелее: богу молиться да долги платить», «Добрый вор без молитвы не украдет», «Зашел в чужую клеть молитвы петь», «Вор слезлив, а плут богомолен», «Иной по две обедни слушает да по две души кушает». Пословицу «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет» знают, пожалуй, все. Она – прекрасная иллюстрация народного, ироничного отношения к умственным способностям истовых богомольцев. На церковные посты народ так же смотрел сквозь призму иронии и скептицизма: – Постись духом, а не брюхом. – За еду не быть в аду. – Бес и хлеб не ест, а не свят – Среда да пятница в доме не указчица. – Зачал говеть, да стало брюхо болеть. – Рада бы душа посту, так тело бунтует. – Пост не мост, можно и объехать. – Согрешил, накрошил да и выхлебал. – Кому скоромно, а нам на здоровье. Составитель толкового словаря Владимир Даль слово «церковь» сопроводил такой откровенно атеистичной и антицерковной пословицей: «Близко церковь, да далеко от бога». И подобных пословиц в словаре Даля можно найти очень много: – Сковородный звон лучше колокольного. – Не строй семь церквей, пристрой семь детей. – Поп сидя обедню служит, а миряне лежа богу молятся. – Голодному да заботному долга обедня. – На бедняка и кадило чадит. Церковь старалась внушить народу противоречивые понятия. С одной стороны, она говорила о том, что человек — ничтожное существо, целиком зависящее от божьей власти. С другой стороны, существует христианская идея о том, что человек создан по образу и подобию божьему. Неудивительно, что народ в пословицах и поговорках стал наделять Господа Бога человеческими чертами: Ваши слова да богу в уши. – Он живет как у Христа за пазухой. – Он бога за бороду ухватил (об удачливом человеке). В Толковом словаре В.Даля мы находим множество пословиц, демонстрирующих критическое отношение народа к духовенству, к монастырям и монастырской жизни, к тем, кто решил принять монашеский постриг: – Поп в колокол, а мы за ковш. – Попы за книжки, а мы за пышки. – Шел в церковь, а попал в кабак, ну, ин так. – Хоть церковь и близко, да ходить склизко. – Три попа, да заросла в церковь тропа. – Старичок Сергеюшка в шелк-бархат всю братию одел (пословица говорит о Троице – Сергиевой лавре). – Не земля монастырь кормит, а мужичок. – Монастырщина что барщина. – Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив. – Не от бога лавре благодать, а от богомольцев. – От беды в чернецы. – Дожила голова до черного клобука. – Постриженный – что отпетый. – Келья гроб – и дверью хлоп. – Вчера с кистенем, сегодня с четками (среди монахов были и преступники). – Монах — он умом не ах. Картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». Художник: Перов Василий Григорьевич (1833-1882). Также написал картины «Христос в Гефсиманском саду», «Первые христиане в Киеве», «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на пасхе», «Монастырская трапеза» и другие, рассказывающие о каждодневном быте русского народа и православного духовенства в царской России. В русском языке до сих пор существует устойчивое словосочетание «подвести под монастырь» в значении «подвергать кого-то неприятностям». Привёденные в статье русские народные пословицы и поговорки о религии и попах – это лишь их малая толика. Формат статьи не позволяет привести их полностью. Но даже такая небольшая часть убедительно доказывает, что русский народ, насильно обращённый в христианскую веру, относился к ней довольно насмешливо, молитвы и устои почитал мало, поскольку видел, что церковь неразрывно связана с государственной властью, поддерживает её. Разумеется, были те, кто находился под влиянием церкви, был набожным, религиозным. Есть они и сейчас. Но молодым людям, которые начинают вступать во взрослую, самостоятельную жизнь, следует серьезно поразмыслить о роли религии и церкви в истории русского народа и в настоящее время. И отличным помощником в этом деле станет русский фольклор, в том числе русские народные пословицы и поговорки о боге, вере и церкви. |
|
Всего комментариев: 11 | ||||||
|