В последнее время экономисты стали все чаще обращать внимание на уровень неравенства в различных странах, вместо того чтобы просто оценивать уровень бедности в абсолютных цифрах. Некоторые экономисты убеждены, что именно несправедливое распределение богатства является одним из ключевых факторов, лежащих в основе недовольства действиями политического класса и маргинализации по всему миру.
На Всемирном экономическом форуме, который прошел в Давосе в январе, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард (Christine Lagarde) отметила, что рост уровня неравенства стал одним из факторов, обуславливающих подъем популизма по всему миру. Она добавила, что она уже предупреждала об этом четыре года назад, но теперь, после избрания Дональда Трампа президентом США и в связи с ростом популярности ультраправых партий в Европе, люди, как она надеется, обратят больше внимания на ее предостережения.
В недавно опубликованном докладе Credit Suisse говорится, что Россия занимает первое место среди крупнейших мировых экономик по уровню неравенства. Согласно этому докладу, 10% самых состоятельных россиян владеют 87% всех богатств страны — для сравнения в США 10% самых состоятельных граждан принадлежат 76% богатств, а в Китае — 66%. По оценкам банка «ВТБ Капитал», 1% самых богатых россиян владеют 46% всех персональных банковских вкладов в стране.
По мнению многих россиян, такое вопиющее неравенство — одной из причин которого является коррупция — может вызвать «ворчание на кухнях», но вряд ли способно спровоцировать серьезные политические волнения. Между тем в марте в акциях протеста, которые прошли по всей России, приняло участие примерно 60 тысяч человек из почти 80 городов. Несмотря на то, что в процентном соотношении эти цифры могут показаться незначительными, создается впечатление, что народный гнев постепенно закипает.
По словам Навального, многих россиян, которые вынуждены работать за крошечные зарплаты и которые смотрят видео о роскошных дворцах и яхтах правительственных чиновников и связанных с правительством олигархов, все это очень злит.
«В течение нескольких лет бедность существовала только в провинции, но теперь она пришла и в крупные города. Бедность становится мощным двигателем протестов, потому что люди начинают об этом задумываться. Вы задумываетесь об этом, даже если живете в Москве и получаете достойную зарплату. А если вы живете в региональном центре и получаете зарплату в 15 тысяч рублей в месяц (немногим больше 200 долларов), это уже совсем другое дело».
Новый класс миллиардеров
Сегодняшняя ситуация с неравенством в России помещается в контекст прошедших 25 лет истории России, начиная с распада Советского Союза, который дал толчок к проведению процесса приватизации в 1990-х годах.
Теоретически Советский Союз должен был стать государством всеобщего равенства. Конституция 1977 года призывала к «стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР».
В конце 1970-х годов, согласно государственной статистике, только 0,2% советских граждан получали больше четырехкратного размера средней зарплаты. Разумеется, многие тогда жаловались на то, что советская элита вела более роскошный образ жизни, чем основная часть населения, и имела доступ к предметам роскоши и другим товарам, которые были недоступны для обычных граждан, несмотря на то, что разница в доходах была не такой уж и большой.
Однако уровень неравенства, который сложился в России в 1990-х годах, был гораздо более шокирующим. Капитализм оказался именно таким, каким его изображала советская власть: узкий круг людей заполучил все лестницы, а подавляющее большинство россиян отправились на съедение змеям. На крайнем севере и востоке страны, куда люди ехали работать, потому что советская система платила им за это большие деньги, рыночная экономика стремительно разрушила множество промышленных городов, погрузив в нищету целые регионы.
В 2000 году к власти пришел Владимир Путин, который пообещал сплотить страну и положить конец хаосу 1990-х годов. В начале первого срока Путина зарплаты и пенсии впервые за долгое время стали выплачиваться регулярно, хотя самые богатые граждане страны продолжали вести образ жизни, немыслимый для большинства россиян. Позже возник новый класс миллиардеров, многие из которых лично связаны с президентом страны, но обещания стабильности, которые правительство щедро раздавало, продолжали находить отклик среди населения, напуганного вероятностью переворотов.
Менталитет «они и мы»
Примерно 23 миллиона россиян — это 16% населения страны — сегодня официально живут за чертой бедности, и множество признаков указывает на то, что концентрация богатства в руках крохотного процента россиян вызывает серьезное недовольство у все большего числа простых граждан — особенно с учетом того, что многие богатые люди либо сами являются правительственными чиновниками, либо тесно с ними связаны. Согласно недавно опубликованным данным, 41% россиян признаются, что их доходов им едва хватает на покупку продуктов питания и одежды.
Сегодня в России укрепляет свои позиции менталитет «они и мы». В ходе акции протеста против строительства нового предприятия с высоким уровнем вредных выбросов, прошедшей недавно в Челябинске, местный активист Юрий Черкасов заявил со сцены: «Если мы не объединимся и не будем бороться против этого завода, через 10 лет наша природа будет полностью уничтожена, и мы останемся здесь задыхаться от этой грязи, пока они будут переводить деньги на Кипр и в Панаму».
Сергей Шаргунов, 36-летний депутат и член фракции Коммунистической партии в Думе, признает, что, «по мнению простых людей, мир политики и политиков совершенно им чужд, и у них есть веские причины, чтобы так думать».
Шаргунов представляет четыре сибирских района, и он утверждает, что он изо всех сил пытается помочь своим избирателям справиться с их финансовыми проблемами. Недавно он помог собрать 700 тысяч рублей для матери-одиночки, которую грозились выселить из квартиры, потому что у нее не было возможности выплачивать ипотечный кредит. Он выступает за введение налога на богатство и более прогрессивной шкалы налогообложения.
«Популярность нынешнего правительства объясняется тем фактом, что оно представляет собой наименьшее из всех зол, — говорит Шаргунов. — Люди вовсе не глупы, они все понимают, но после опыта перестройки и 1990-х годов они боятся, что, если начнутся перемены, все может стать еще хуже. Надеюсь, власти все же сумеют наладить диалог с народом, потому что революции и восстания не нужны никому».
Между тем Навальный считает, что народные протесты — это единственный способ бороться с неравенством в России, и он не согласен с тем, что русский народ инертен и склонен к пассивности. По его словам, сочетание нищеты и гнева по отношению к богачам может оказаться весьма эффективным.
«Люди, которые приходят к нам и поддерживают нас, как правило являются самыми прогрессивными представителями провинции, но, когда мы спрашиваем их, сколько они зарабатывают, они отвечают, что примерно 15-18 тысяч рублей, — рассказывает он. — Они не могут нормально жить, и они не понимают, почему они должны так жить в России XXI века. Речь не идет о том, что им нечего терять, но осознание того, что у них нет практически никаких перспектив в жизни, делает людей гораздо смелее».
Шон Уокер (Shaun Walker)
The Guardian, Великобритания