17:18 Остановись, прогресс: эта техника будет вечной |
Ровно 13 лет назад на поверхность Марса спустился робот, который жив до сих пор — американский ровер Opportunity. В суровых инопланетных условиях он проработал в 50 раз больше расчётного. Какие ещё аппараты, сконструированные людьми, никак не отправятся на покой? Мир техники не стоит на месте — мода на гаджеты нынче меняется быстрее, чем на одежду. Производители каждый год выпускают новинки, а устройства, купленные пять лет назад, безнадёжно устарели. Причём покупатели подозревают, что производители сговорились и закладывают в вещь скромный ресурс, по исчерпании которого она просто «рассыпается». Так якобы достигается поддержание необходимого спроса. Правда это или нет — пусть остаётся на совести компаний. Однако многие вещи, построенные людьми, удивляют своей долговечностью даже создателей. Иногда здесь срабатывает удачность конструкции, а порой — сложность и дороговизна механизма, потеря которого означает едва ли не катастрофу. На Марсе без маслаОдним из таких примеров и является Opportunity, совершивший посадку на Марсе 25 января 2004 года. Рассчитанный на три месяца работы, марсоход действует до сих пор. И это в экстремальных условиях с температурами в минус 100 градусов и суточными колебаниями в 50-70 градусов, с атмосферой в сто раз слабее земной и смертельной радиацией. При этом к Opportunity нельзя отправить техников для замены масла и подкручивания гаек. Подобная живучесть достигается за счёт дублирования важных систем, хорошо продуманной конструкции и, что важно, бережной эксплуатации со стороны человека. Уж слишком дорог этот аппарат как с финансовой, так и с научной точек зрения. Ещё один космический долгожитель — автоматический зонд Voyager. Вернее, их даже два — Voyager-1 и Voyager-2. Они были запущены с Земли в 1977 году для изучения планет-гигантов Солнечной системы, но удалились куда дальше запланированного — на 20,6 и 16,9 миллиарда километров. Луч света достигает Voyager-1 за 19 часов, а для обмена сигналами требуется 38 часов. И этот «старичок» до сих пор действует, добывая для людей бесценную информацию. По оценкам NASA, связь с Voyager будет поддерживаться до 2025 года. Есть свои долгожители и у России. Правда, это относится не к конкретному аппарату, а к целому семейству пилотируемых космических кораблей «Союз». Первый запуск был осуществлён полвека назад, и с тех пор компоновка корабля не менялась. Изменения, конечно, были, но сама суть «Союза» осталась прежней. И сейчас он доставляет на орбиту космонавтов, которых в 1967 году не было даже в планах их родителей. «Роскосмос» планирует замену «Союзу» — корабль «Федерация». Но когда тот сможет реально заменить проверенную в сотне полётов технику — пока неясно. 80-летние летающие монстрыДемонстрирует чудеса долголетия и другая летающая техника — самолёты, особенно в военной авиации. Сложные машины настолько дороги в разработке и постройке, а их характеристики настолько отвечают имеющимся требованиям, что «изобретать велосипед» нет смысла. Это касается и Ту-95 российских ВКС, и B-52 американских ВВС. Стратегический бомбардировщик Ту-95 (по натовской кодификации — «Медведь») эксплуатируется с 1956 года. Но самым старым самолётам в строю не более 36 лет — серийное производство модификации Ту-95МС стартовало в начале 1980-х. И прослужат они как минимум до 2040 года. Некоторые американские эксперты считают «медведи» морально устаревшими. «Это как бы иллюзия мощи там, где мощи никакой нет», — заявлял глава Северного командования США Джеймс Виннефельд. Однако у американцев тоже есть подобный «дедушка» — стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress. Он начал поступать в ВВС США в 1955 году, а его производство окончилось в 1962 году. Несмотря на солидный возраст, «Стратосферная крепость» и не думает уходить на покой — полностью эксплуатация этих машин прекратится только в 2040-х годах. Так что мир ещё повидает 80-летних летающих «монстров». Долгий век авианосцевДорогая сложная техника есть не только у лётчиков — современные моряки также не спешат расставаться со своими кораблями. На заре российского императорского флота срок службы кораблей составлял всего несколько лет. С развитием технологий этот показатель увеличился многократно. Старейший действующий авианосец ВМФ США «Нимиц» был спущен на воду в 1972 году. Гигантский корабль достигает в длину 330 метров, а команда вместе с авиакрылом насчитывает почти 6 тысяч человек. Конструкция настолько устраивает американских военных, что они построили ещё девять подобных авианосцев. Последний из них, «Джордж Буш», вошёл в состав ВМФ в 2009 году. Срок службы кораблей — около 50 лет, а это значит, что к моменту списания «Буша» авианосцы данного типа будут бороздить моря почти век. В ВМФ России одним из старейших кораблей является сторожевик «Сметливый», спущенный на воду в 1967 году. Несмотря на почтенный возраст, корабль активно участвует в жизни флота — в последние годы он нёс боевую службу у берегов Сирии, а в одном из походов преодолел за 137 суток более 16700 миль. Но эти «старички» кажутся юнцами по сравнению с абсолютным рекордсменом — тайваньской подлодкой SS 791 Hai Shih («Морской Лев»), несущей службу с 1945 года. В настоящее время на субмарине проводятся ремонтные работы, которые продлят срок её эксплуатации до 2026 года. Таким образом, своё 80-летие «Морской Лев» встретит в строю. Подлодка вооружена торпедами, а её основными боевыми задачами считаются разведка и постановка минных заграждений. Купить мечту детстваСреди гражданской техники также встречаются модели-долгожители, которые могут дать фору многим военным и космическим разработкам. Так, всемирно известный «жук» фирмы Volkswagen выпускался без кардинальных изменений с 1938 по 2003 годы. На российских дорогах тоже немало «выходцев с того света», которые не меняются десятилетиями. Вечная «скорая помощь» УАЗ-452 является неизменным обитателем наших улиц с 1965 года. Автомобиль выпускается до сих пор, и любой взрослый может осуществить мечту детства, если таковая была, и купить за 520 тысяч абсолютно новую «буханку». Ещё один «вечно молодой» представитель отечественного автопрома — ВАЗ-2121 «Нива», сменивший нынче имя на Lada 4x4, но не свою суть. Конструкция машины оказалась столь удачной, а соотношение цена/качество — настолько идеальным, что «Нива» также по-прежнему сходит с конвейера и находит своего покупателя. В апреле 2017 года модели стукнет 40 лет. И в этом есть нечто по-своему прекрасное — когда в неумолимо изменяющемся мире есть что-то постоянное. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |