Воскресенье, 29.12.2024, 01:14
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты

00:47
Первые русские насельники Сибири. Часть 1.
С.В. Трусов
Первые насельники Сибири
О самарах и чалдонах, пришедших в Сибирь задолго до Ермака Часть 1

В городе Томске долгое время успешно работала замечательный ученый-этнограф Галина Ивановна Пелих, профессор кафедры археологии и истории краеведения местного университета. К большому сожалению, она умерла в 1999 году. Специализировалась она на изучении быта, языка, истории и культуры селькупов, малочисленного народа севера. С давних пор этот народ самодийской языковой группы живет двумя изолированными анклавами. Одна часть в верховьях реки Таз и в районе приполярного Енисея, а другая в среднем течении Оби, а точнее в Томской области. За свою научную жизнь Галина Ивановна исколесила многие глухие места Западной Сибири. Среди ее респондентов и случайных знакомых в ходе экспедиций попадались и русские старожилы, чалдоны.

Хочу сразу сказать, что никакого отношения к народам, бежавшим в Сибирь из-за религиозных притеснений, чалдоны не имели. Также не имели они никакого отношения к чердынцам, мезенцам и устюжанам. Выходцы из вологодского Великого Устюга, поморской Мезени и пермской Чердыни, хотя и являются одними из первых русских насельников Сибири, производили это заселение самостоятельно, отдельно от чалдонов, другими путями и, насколько позволяют это утверждать собранные мной материалы, гораздо позже чалдонов. Так что же это за народ такой, чалдоны?
Галина Ивановна в своих научных экспедициях, попутно записывала рассказы, предания и легенды чалдонских старожилов. Незадолго до смерти она, наконец, выкроила время, чтобы отвлечься от селькупской тематики и обратить внимание на скопившиеся за десятки лет материалы по чалдонам. Она писала: «Мне приходилось неоднократно на протяжении 30 лет (начиная с 40-х годов) бывать в различных поселках Среднего Приобья, собирая материал по этнографии нарымских селькупов. Русское население тех мест меня мало интересовало. Сейчас, при просмотре экспедиционных материалов прошлых лет, обнаружились многочисленные упоминания о неких Каяловых и ряд рассказов, записанных с их слов как о селькупах, так и о самих сибирских старожилах Каяловых и об их далекой прародине на реке Каяле». (1)
На специалистов, изучающих историю Сибири, её статья «Обские Каяловы о реке Каяле» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Правда большинство ученых так и не выразили свою оценку этому мощному по своей значимости, но небольшому по объему, материалу. Может они его так и не читали, а может, не захотели читать. Хотя не все. Профессор Томского и Алтайского государственных университетов Алексей Михайлович Малолетко сделал многое для популяризации открытий Галины Ивановны, а также смог предложить свое видение на историю происхождения чалдонов. Его статья «Первая русская колония в Сибири» нашла большой отклик у читателей. Задолго до указанных авторов, Михаил Федорович Розен, алтайский ученый и краевед, обращал внимание на сообщения многих доермаковских источников о привычных для Европейской России старинных географических названиях, распространенных в Сибири: «Лукоморье», «самары», «Грустина» и т.д.
Материалы Галины Пелих и Алексея Малолетко стали стартовой основой в моих изысканиях.

Итак, что собой представляет этот народ?

Чалдоны на протяжении сотен веков жили в Сибири замкнутыми общинами, сумев сохранить русский язык в оригинальном исполнении, что позволяет твердо их идентифицировать как народ русского происхождения. Множество устаревших форм звучания русских слов, выпавшие из нашего языка термины, оригинальные обороты и многое другое, даже при беглом ознакомлении с образцами речи чалдонов, позволяют сделать лингвистам определенный вывод о давнем отделении представителей данного народа от основного русскоязычного массива. Столыпинская реформа и события советского периода, полностью разрушили привычный уклад чалдонских деревень. В настоящее время таких населенных пунктов на территории Сибири практически не осталось. Галине Ивановне выпала счастливая возможность записать легенды и рассказы чалдонских старожилов, сохранивших устойчивую устную традицию собственной истории. По их рассказам чалдоны пришли в Сибирь за 10-15 поколений до Ермака, т.е. не позднее 13-14 веков. Рассказчики передали Галине Пелих устную информацию всего лишь о нескольких семьях (родах), сославшись при этом, что пришли они в Сибирь в места, давно уже освоенные другими семьями чалдонов. До этого они жили в черноморских степях в междуречье Дона и Днепра. Там их называли «самарами» и обзывали «паджо». По словам Каяловых, на их старой родине вокруг них жили такие же, как они, русские люди, называвшие себя «самарами»: «Голимо было там самарских!» Сами Каяловы жили на притоке реки Самары, впадающей в Днепр. Название она имела – Каяла. Свою фамилию они вели от имени этой реки. Название ее в этом виде до настоящего времени не сохранилось.
На современной карте можно отыскать два крупных притока реки Волчьей (притока Самары) - Сухие и Мокрые Ялы, возможно имеющих отношение к реке Каяле. В тюркоязычной среде гидроним «Каяла» мог означать «Большие Ялы», так как первая часть слова - «ка», часто в практике означала у восточных народов - «главный», «большой». Пример: «Катай» (этот термин запечатлен у Марко Поло именно в таком виде) - «Великие таи», «каган» - «великий хан». Впрочем, это одно из моих предположений.
Тем не менее, рассказу чалдонов о реке Каяле приходится верить.
Ночь прошла, и Кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.
Чтоб четыре солнца не сверкали,
Освещая Игореву рать,
Быть сегодня грому на Каяле,
Лить дождю и стрелами хлестать!

Это строки из первых глав «Слова о полку Игореве» в интерпретации Николая Заболоцкого. Древнерусский автор еще многократно будет называть имя этой горестной реки, на которой произошла битва между войском князя Игоря и половцами. Значит, река Каяла реально существовала и вполне могла быть одним из притоков реки Самары. Исходя из того, что Игорь двигался из Путивля и Новгород-Северского мимо Донца к Дону, Тьмуторокани и Крыму, его возможный путь мог проходить мимо реки Самары и ее притоков.
По рассказам старожилов-чалдонов река Каяла была названа так из-за того, что она образовывала в своем среднем течении дугу в виде коромысла. Во многих местах на Дону до сих пор коромысло называют «каялой». Возможно, от этого слова произошло и название инструмента горняков «кайло» («кайла»), у которого ударное долото изогнуто в виде коромысла.


Рис.1. Инструмент горняков – кайло (кайла).

Вот этому варианту происхождения названия реки я верю больше, чем вышеупомянутому.
Раньше Каяловых в Сибирь ушли Цингаловы, которые жили на территории современной Украины несколько западнее их. Как пишет Галина Ивановна, со слов Каяловых, живущих в Томской области: «Многие «самарцы» покидали тогда свои земли и уходили в Сибирь. Они селились у слияния Оби и Иртыша. Здесь было основано село Самарово, вокруг которого образовались затем Самарская волость и Самарский уезд. Эти места были давно известны самарцам по рассказам торговцев, которые ходили туда с товарами за пушниной». В повествовании чалдонов, записанных Галиной Ивановной, еще упоминалось несколько этнонимов и топонимов, связанных с их прошлой родиной. «Паджо», одно из имен, которым самаров называли окрестные племена. Река Байбалака, так самары называли Каялу в нижнем ее течении. Река Кельчик. Она текла в одном конном переходе южнее мест обитания Каяловых. Голубые бахмуты – кони, уникальной масти, которых разводили чалдоны на своей прошлой родине. Все эти термины мы разберем подробно. Большинство из них переселенцы перенесли на карту Сибири. Чалдоны ушли из причерноморских степей потому что «начались страшенные войны». Как сообщали Каяловы Галине Пелих: «Они шли сухим путем «на конях, верхами», с женами и детьми. Имущество везли в тюках, гнали скот и питались им в пути. До Иртыша шли по «самарским речкам». Потом начались незнакомые места. Когда добрались до низовий Иртыша, там было уже много самарских. Все места у Оби были заняты. Поэтому Каяловы поселились выше села Самарово, на протоке Иртыша. Рядом снова оказались Цингалы. Кругом тоже были свои – самарские, которые все подходили и подходили небольшими группами «из-за Дона». А к северу и к югу жило «остячье». Тунгусы тоже сюда заходили. Но Каяловы ни с кем не враждовали, свободной земли здесь было много. В Приобье Каяловы продолжали разводить коней-бахмутов. Корма здесь было много, особенно на заливных лугах и островах. Кони хорошо прижились к новым местам, однако порода стала вырождаться. Кони стали лохматыми и приземистыми. Они потеряли голубой цвет – превратились в сизых, но сохранили выносливость и резвость».
Местное население приняло их мирно, с удовольствием роднилось. В то время от устья Иртыша и выше по течению Оби жили селькупы. Они чалдонов называли паджо: «паджо тыманда» - русский пришел, «паджо-лака» - уважительное обращение к русскому. А казаков, последователей Ермака, селькупы называли «касак», «касыр-гула». К паджо селькупы относились дружелюбно, к касыр-гула – враждебно. Судя по всему, чалдоны в Приобье смогли объединить вокруг себя разрозненное местное население в небольшие княжества. Первые русские сибирские летописи сообщают нам о местных князьках Самаре, Чингале (Цингале), Бардаке, Романе, Бояре, Доне, Демьяне, Боянде. Исследователи давно обратили внимание на необъяснимые на основе хантыйского языка имена.

Зато они становятся понятными, если принять во внимание их чалдонское происхождение. С Самаром и Цингалом сразу все ясно. О Бардаке речь пойдет немного ниже. Роман – это этническое имя, обозначающее в славянской среде принадлежность его носителя к Риму, чаще всего территориальную. Обычно такое имя на Руси давали выходцам из бывших римских дунайских провинций, где процветали языки романской группы. Население в Подунавье в средневековье было в основном славянским. К тому же, история зафиксировала несколько взаимных миграций населения с Дона, Днепра и Дуная (Дунайская компания Святослава, Владимира и еще некоторых киевских князей, а также гуннское, аварское, булгарское и венгерское нашествия). Нижнее Подунавье в 10-13 веках входило в сферу влияния Киевской Руси. Имя Роман носили и многие русские князья. Например, Роман Глебович, князь Рязанский, воевавший с Всеволодом Большое Гнездо. Имя Бояр – можно также интерпретировать как этническое имя, обозначающее принадлежность человека к булгарам (булярам, болярам) или к территории Буляра (Волжской Булгарии). Кроме того это слово является старинным терминов славянского происхождения, о чем я буду рассказывать ниже. Князец Дон, мог получить данное имя по месту своей древней Родины. Имя Демьян было в употреблении у народов северного Причерноморья. Легендарная Тьмуторокань, по сведениям древнебулгарской летописи «Гази-Барадж тарихы», называлась так по имени бека (князя) Тамьяна (Дамьяна) - «Дима-тархан» (в византийских и некоторых других летописях Таматарха). Тархан, это восточное звание правителя области, обладающей значительной автономией от метрополии. Имя Демьян имело широкое хождение в русскоязычной среде. Оно упомянуто в новгородских берестяных грамотах 12 века (№№87, 163) и в грамоте из Старой Руссы 12 века (№Ст.Р.6.). Кроме того, часть кочевого индоевропейского населения Восточной Европы подверглась в 9-11 веках христианизации (православной и католической церквями), в результате чего, взамен их привычных богов был предоставлен пантеон христианских святых, среди которых были братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы Козьма и Демьян (Косма и Дамиан).
В русских традициях, простые люди иногда обращались к образу Касьяна-Демьяна, навеянного старыми верованиями и не имеющего ничего общего с христианскими святыми. Так, Касьян был злой божественной силой. На Руси его называли Касьян Немилостивый, Касьян Завистник, Кривой Касьян. Образ Касьяна-Демьяна был навеян смешением православной религии с древними верованиями и образами предков славян. Касьянов день приходился на 29 февраля и отмечался один раз в 4 года. О том, что степные жители причерноморских степей были подвергнуты частичной христианизации, говорит и то, что в наших летописях среди имен половецких ханов можно встретить не только языческие имена: Кобяк, Осалук, Барак, Сугр и т.д., но и христианские: Данила, Юрий и др. В Ипатьевской летописи сообщается, что после разгрома войск князя Игоря на реке Каяле, пленных князей разобрали половецкие ханы: «Игоря же бяхуть яли Тарголове, мужь именемь Чилбукъ, а Всеволода, брата его, ялъ Романъ Кзичь». Как видим, у кочевников Северного Причерноморья встречаются такие же имена, как и у «остяцких» князей Приобья.
Боянда или Боян – имя, также не имеющее никакого отношения к хантам, которые, согласно современным представлениям, составляли основное население «остяцких княжеств». Данное имя встречается в русских источниках (например, в «Слове о полку Игореве»). Известна также улица Бояна в Великом Новгороде, существующая и поныне(2). Данное имя зафиксировано также в булгарской среде. В Болгарии данное имя до сих пор весьма популярно. Бояном звали также одного из аварских каганов. Но согласно древнебулгарской летописи «Гази-Барадж тарихы» это имя взял себе аварский каган Тубджак после того, как побратался с булгарским балтаваром Боян-Чельбиром (3).

В то же время фамилии Цынгаловых, Бардаковых, Самаровых (Самаркиных), Кельчиных, Байлаковых (Байбалаковых) широко распространены среди чалдонов. Встречаются они и среди местного «остяцкого населения». Это объясняется процессами ассимиляции и политического верховенства чалдонов над остяками в доермаковский период. После того как в среднем течении Оби появились войска русского царя, по рассказам Каяловых, местные чалдоны оказали им организованное сопротивление. Русские летописные документы также сохранили сведения о борьбе с царскими отрядами людей Бардака, Романа, Самара, Демьяна.

Вот некоторые сообщения об этом.
Хантыйский князь Самар, как указано во многих сибирских летописях, погиб в стычке с казаками. В ясачной книге начала XVII в. упоминается «лутчей человек Байбалак Самаров», видимо его сын (4). Стоит обратить внимание на имя сына князя Самара – Байбалак. Именно Байбалакой в преданиях Каяловых, записанных Галиной Пелих, называлась река Каяла в нижнем своем течении.
"Бардаковы дети" (Тонья и Суета – дети сургутского князька Бардака) со своими людьми "заворовали и погромили" государеву казну в 400 рублей, убив нескольких русских. После этого т.н. Сургутское княжество было разгромлено(5).


Не сумев противостоять, вооруженным огнестрельным оружием, казакам и стрельцам, чалдоны ушли вместе с селькупами на юго-восток, вверх по Оби в район впадения в нее рек Тым, Кеть и Чулым. А также на северо-восток, на реки Таз и Енисей.
В конце 19 века профессор А.И. Якобий в ходе своей поездки по реке Надым сделал запись о народе, отличающимся и от самоедов, и от остяков. Этот народ назывался «нях-самар-ях» (6). Можно предположить, что это были ассимилированные осколки населения бывших самарских княжеств, состоящих из собственно самаров и селькупов.
Возможно, что позже, не усидев и там, они стали переселяться на притоки Енисея, Лену, Амур в Прибайкалье. Об этом говорит обширная «самарская ономастика». Галина Пелих писала: «Исследования показали, что «происхождение этого этнонима в тунгусоязычной, самоедоязычной, угорской и тюрской … средах является указанием на южный компонент, принявший участие в этногенезе, и связано с первичным значением «человек» (7).

В том, что чалдоны оказали сопротивление казакам русского царя, кроются, на мой взгляд, традиции холодного, пренебрежительного отношения к чалдонам со стороны русских поселенцев. Вновь прибывшие русские переселенцы встретили в этих местах аборигенов, говорящих на устаревшем («потешном») русском языке, не знающих огнестрельного оружия и многих других достижений тогдашней цивилизации, да к тому же противящихся русской колонизации. Существенную роль в негативном отношении к русскоязычным аборигенам Сибири сыграли религиозные взгляды. Чалдоны были в основном язычниками, только некоторая часть из них в стародавние времена подверглась христианизации. Но за отсутствием связи с религиозными центрами их христианская вера выродилась, создав некий упрощенный симбиоз язычества с элементами христианства. Официальная церковь не могла этого допустить. О религиозных взглядах чалдонов известно мало. Всю имеющуюся информацию об этом, я приведу в третьем томе данного произведения. В любом случае, церковь их считала язычниками и вероотступниками.
Слово «чалдон» в устах казаков и других сибирских новопоселенцев стало носить издевательский, уничижительный характер: недалекий, упрямый, недоразвитый.

Данные факторы повлияли не только на негативное отношение к чалдонам, но и на замалчивание их заслуг в освоении Сибири. Ни одна летопись, ни один документ Московского царства прямо о раннем чалдонском населении Сибири не говорят.
Хотя кое-какие сведения о чалдонах и самарах есть у Семёна Ремезова в его «Истории Сибири» и в некоторых других русских документах 16-17 веков. Об этом я буду рассказывать в третьем томе.
Кроме вышеуказанных факторов, существенную роль в этом сыграл и тот факт, что завоевание Сибири русскими производилось от имени Московской Руси, которая долгое время в жестокой борьбе оспаривала законность своих притязаний на звание «Единственной Руси» с другими государственными образованиями русских: Тверским, Рязанским и другими княжествами. А также, с Речью Посполитой, прямо заявляющей, о своих правах быть единственным государством всех русских и ведущей при этом неустанную борьбу за осуществление своих требований (эта борьба вспыхнула с новой силой в смутное время). Наконец, с Волжской Булгарией (Казанским ханством), также в свое время претендующей на гегемонию над всей Русью. Чалдоны, к Московской Руси не имели никакого отношения, в отличие от казаков Ермака, устюжан, мезенцев и чердынцев.
Даже некоторое замалчивание давних и традиционных связей Великого Новгорода с Югрой явилось следствием царской политики, жестко требующей признания первенства права Великого князя (царя) Всея Руси во всем.
То, что все рассказы, записанные Галиной Пелих со слов Каяловых, не являются выдумкой, доказывает огромное количество прямых и косвенных фактов, а также сведений, из дошедших до нас, документов.

1. На карте западноевропейского картографа Ортелиуса, изданной за одиннадцать лет до похода Ермака (в 1570 году), в Среднем Приобье было показано поселение Цинголо.


Рис.2. Фрагмент карты Тартарии, А.Ортелиус 1570 г.

А на карте 17 века Дж. Кантелли в районе Среднего Приобья есть надпись «Samaricgui»(8), т.е. «самарики».


Рис. 3. Фрагмент карты Дж. Кантелли «LagranTartariadivisa». 1693г.

Это доказывает, что народ такой реально существовал.

2. Герард Миллер в «Описании Сибирского царства», рассказывая о присоединении земли князя Демьяна по реке Демьянка, сообщает о том, что аборигены оказали особое сопротивление в Демьянском городке, где у них стоял особо почитаемый идол: «… есть у них Кумир, о котором сказывают, что вывезен из России во времена Владимирова крещения, и в России под именем Христа ему молятся. Оной Кумир вылит из золота, и сидит в чаше…» (9). Ну не ханты же вывезли с Руси этот идол? Описывая волости, лежащие от Тобольска вверх по Иртышу (в 12 днях хода от Тобольска), Миллер повествует нам, о татарской волости, которая называлась «Урус». В переводе с татарского языка её название означает, «русская»(10). Название этой волости в тюркской форме говорит о том, что ее происхождение связано со временем доминирования тюрков. То есть, она возникла во времена, предшествующие завоеванию Сибири Ермаком. После присоединения Сибири к Руси возникновение подобного названия было бы невозможно. Русские с конца 16 века сами стали доминирующим этносом в Западной Сибири. Им незачем было обозначать волости проживания русских, так как русские селились везде. Тем более что русские никогда бы не назвали данную волость в тюркской форме.

3. В 1597 году Царь Федор Иоаннович, как сообщают Сибирские летописи, послал в Мангазею (на Таз) и на Енисей, своего человека, Федора Дьякова, для исследования тех мест на предмет принятия в российское подданство. Возвратившись через два года с полными возами собранного ясака, разведчик доложил, недавно вступившему на престол, Борису Годунову: «Там в незнаемых странах восточных полно русских людей... Каких? А всяких... Они там давно. Кто торгует, кто охотится, а кто дань с самояди берёт в свою пользу воровски» (11).
Напомню, что по рассказам Каяловых, самары Среднего Приобья после поражения от казаков ушли на Таз, нижнее течение Енисея и на территорию современной Томской области. Поэтому, можно предположить, что «полно русских людей» отнесено и к чалдонам-самарам.

4. Еще одно подтверждение русского присутствия в доермаковский период приводит Галина Пелих. Она рассказывает: «Местные жители из Панингородка (поздний Ляпин) утверждали, что еще в 16 в. здесь были порядочные русские лавки и что место это уже до 16 в. было известно по торговле, которая проводится там как в складском месте товаров» (12) . «Самоеды говорят, что они видели белый город, который казалось, был построен из камня, … слышали также, что у них есть животные, имеющие длинную гриву и хвост, которые не имеют рогов, и что копыта у них круглые, не раздвоенные как у оленей… К ним вышли люди все сделанные из железа; я полагаю, что это были люди одетые в латы» (13) .
В данном случае, как я считаю, Галина Пелих не совсем права. Данное известие нельзя соотносить с заселением Сибири чалдонами.
Объясняя происхождение названия реки Ляпин (притока Северной Сосьвы) известный советский и российский языковед, член-корреспондент РАН, А.К.Матвеев писал: «Название реки возникло путем переноса по смежности. Ляпином назывался городок обских угров, который находился на этой реке и был взят русскими в 1499 г., во время знаменитого похода воевод Семена Курбского и Петра Ушатого за Урал. По Г.Ф.Миллеру, городок Ляпин назывался «по-вогульски» Лопынг-уш, в более поздних записях Б.Мункачи Лопынг-ус (мансийское ус — «город») или Лопмус. Русские вполне могли превратить загадочное Лопынг в Ляпин, может быть не без влияния со стороны имени воеводы Степана Ляпы, который в 1364 г. «воеваша по Обе реке до моря» (14.)

Не соглашусь и с уважаемым языковедом. Мне кажется, что высказанное мнение данного ученого, в значительной мере откорректировано современным устоявшимся мировоззрением на дату проникновения русских в Сибирь. Данный стереотип, ограничивающий русскую колонизацию концом 16 века, оказывает мощное давление не только на общие представления об истории освоения Сибири, но даже на выводы конкретных ученых, имеющих на руках сведения, противоречащие этому стереотипу. С чего бы москвичам переделывать «остяцкое» название инородческого городка в название, связанное с именем новгородца Степана Ляпина? Взаимоотношения между Москвой и Великим Новгородом, только что покоренным москвичами, были в это время натянуты до предела. Между тем, Г.Ф. Миллер, предположивший вогульское наименование данного городка от реки Лопынг-сойм, не расшифровал нам, что означает на русском языке название данной реки. Речушка это не большая, поэтому можно предположить, что история ее названия не спрятана в глубине веков. В то же время, сам Миллер, рассказывая об этой речке и городке, писал: «В древности же и в то время, о котором идет речь, это место было известно торгами, которые вели там русские и зыряне с вогулами и остяками. В зимнее время обе дороги, с Шокура на Сыгву и с Илыча на Сосву, сходились здесь. Поэтому, как рассказывают тамошние вогулы со слов своих предков, там были русские торговые лавки,от которых теперь не осталось никаких следов» (15). Тут же Герард Миллер рассказывает о древней зимней торговой дороге, связывающей Русь с Зауральем, которая проходила через Ляпин и заканчивалась в Березове. Проложена она была еще до похода Ермака. Поэтому можно предположить, что название данного населенного пункта не имеет никакого отношения к вогулам, как впрочем, и к чалдонам. Сюда проникали инициативные новгородцы, такие как Степан Ляпа. Новгородская летопись пишет, что в 1364 году «той зимы в Югры новгородцы приехаша дети боярские и малые люди и воеводы Александр Авакумович, Степан Ляпа, воевавшие по Обе реке до моря, в другая половина рати на верхней Оби воеваша» (16) . Как видим, согласно русской летописи, новгородцы проникали не только до Ляпина, лежащего не так уж и далеко от Уральских гор, но и ходили за Обь. А также вверх по Оби и вниз до Ледовитого океана. Такая мощная экспедиция, охватывающая огромные территории, не должна была ограничиться простым ограблением зауральских земель. Наверняка новгородцы постарались предпринять шаги к закреплению успешного похода в виде обложения постоянной данью и строительством опорных пунктов. Поэтому, нет ничего необычного в том, что на берегах сибирской речки был поставлен Ляпин-городок, получивший свое название от фамилии новгородского воеводы. Фамилия Ляпин (Ляпа) была очень распространена на Руси. А.Г. Мосин, автор «Словаря уральских фамилий» пишет: «Авторы словарей фамилий предлагают разные объяснения: «Ляпа, Ляпун — тот, кто делает все кое-как, тяп-ляп, поспешно и плохо; говорит грубо и некстати, «ляпает». Несмотря на столь отрицательные значения, Ляпа и Ляпун в качестве личных имен (нецерковных) были очень распространены в старину. Возможно, к ним настолько привыкли, что их перестали связывать с исходным нарицательным смыслом обоих слов» (Федосюк. С.141; см. также: ЛЯПУНОВ); «Ляпа — так встарь называли удар ладонью, шлепок, оплеуху и подобающее прозвище давали склонным к рукоприкладству» (Грушко, Медведев. С.276); от ляпа – «широколицый человек» или «нерасторопный человек» (Полякова. С.140); «нерасторопный, медлительный человек»; «о том, кто нескладно или невпопад говорит»; «неряшливый, глуповатый человек» (Житников. С.105,145).
Исторические примеры: «Иван Ляпа, крестьянин, 1494 г., Кострома; Грихно Ляпин, крестьянин, начало XVI в., Новгород» (Веселовский I); «Петр Ляпин, воронежский земский староста, 1664; Иван Ляпин, дьяк московский, 1687» (Тупиков); «Крестьянин пог.Кудымкар на р.Иньве Ивашка прозв. Ляпа Борисов, 1623» (Полякова). В XVII в. Фамилию носили шестеро дьяков и подьячих (Веселовский II). Фамилия встречается в Каргополе (Архангельская обл.) и в Кунгурском р-не Пермской обл. (Житников. С.105)».

Продолжение следует

Примечание: при цитирование ссылка обязательна.

Литература:
1. Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып. 21. С. 68
2. Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб.:Нестор-История, 2007, под ред Янина В. Л., с 462, 463
3. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С. 15.
4.Сибирский Приказ, кн. № 19, л. 701
5.Сибирский Приказ, кн. 1, лл. 9об., 44обм 113—115.
ГАФКЭ, Портфель Миллера, карт. .V 478, № 67. Сибирский Приказ.
№ 1, лл. 248 —248об N°158, л. 130, Л; 911.
6.Бартенев В. В. На крайнем Северо-Западе Сибири (Очерки Обдорского края). СПб, 1896. 148 с (стр 51-52).
7.Василевич Г.М. Этноним саман-самай у народов Сибири// Советская этнография (СЭ), 1965. № 3. С. 145
8.Малолетко А.М. Первая русская колония в Сибири // Томский государственный университет 2002г., стр. – 2,3
9.Миллер Г. Ф. Описании Сибирского царства. Санкт-Петербург, 1750 . С 124-125.
10.То же, С 222.
11.Мартынов Л. Черты сходства. М. 1982. С.188.
12.Де-Ла-Мартиньер. Путешествие в северные страны. М., 1911. С.63
13.Алексеев М.П. Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей. Иркутск, 1941. С 213
14.Матвеев А.К. Географические названия Урала: Краткий топонимический словарь. Изд. 2-е, перераб. и дополнен. Свердловск, 1987. С.113)
15. Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1937. Т. 1 § 87 стр 158.


Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История и археология | Источник: http://skolo.ru/hidden-history/30-pervye-russkie-naselniki-sibiri.html| Материал подготовлен: http://hawker| Просмотров: 1872 | Добавил: hawker| | Теги: Сибирь Алтай чалдон Грустина самари | Рейтинг: 4.2/8

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 2
3
1 noname38   (09.02.2016 03:57) [Материал]
очень интересно! спасибо.

1
2 RUMATA   (09.02.2016 14:00) [Материал]
чел-дон,человек с Дона dry

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4748]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7795]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825]Гипотезы и прогнозы [4629]Дом,сад,кулинария [223]
Животные и растения [2796]Здоровье и красота [5708]Интересности и юмор [3758]
История и археология [4696]Космос, астрономия [2263]Мир вокруг нас [1982]
Наука и технологии [2422]Непознанное [3983]НЛО,уфология [1747]
Общество, в мире, новости [11574]Психология и отношения [84]Стихия, климат, экология [421]
Фильмы и видео [367]Частное мнения [111]Эзотерика и феномены [2031]