Почему на шлеме Александра Невского была надпись из Корана? Официальная версия
Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше.
Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника. Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг – арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».
Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.
Согласно легенде, шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон.
В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».
Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией.
Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем, в употреблении у «басурмана»…
С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Не у Зайцева же с Юдашкиным ему заказывать костюмы - там, конечно, оригинальный стиль, но отнюдь не мужской. А уж после того что наши модельеры сотворили с формой русской Олимпийской сборной, в новации официального костюма лучше не вдаваться.
Я пишу образно, зачем воспринимать это буквально? Где в те времена делали лучшие шлемы? В Дамаске, из дамасской стали. Сейчас лучшие мужские костюмы шьют в Италии.
Интересно было бы узнать мнение эксперта по этому вопросу. Но, поскольку вы таковым не являетесь, то ваше вздорное "не спорь" отнесу к тому же явлению, что и авторитетные споры пикейных жилетов по поводу того голова Гувер или не голова.
Особенности - в слоистой структуре клинка, не в заточке. Слои разной твердости и соответственно хрупкости, внутри самый твердый и хрупкий, снаружи два (может больше) более эластичные но менее твердые. Шлем может быть выполнен по композитной технологии, что сложно сделать, скорее всего среднеуглеродистая сталь в один слой. Форма - избежать передачи импульса вертикально рубящего удара, заставись скользнуть и направить в наплечник, который прочнее да и плечо не такое уязвимое как голова А вам усе внешний вид , фасон, красота, правильные вычурные названия , эх... женсчины...
Интересный экспонат с выставки "Романовы. Начало династии" (Государственный исторический музей Москвы). Это шлем царя Алексея Михайловича "Иерихонская шапка".
На носовой стрелке, прямо надо лбом царя некая надпись на арабском. Арабская надпись на шлеме гласит:
« Аллах — нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон… »
Это вообще массовое явление, на шлемах русских царей того времени постоянно встречаются мусульманские надписи. Причём и доспехи эти и оружие с мусульманскими надписями на арабском делались мастерами на Руси, а не были привезены откуда-то с востока. Например : "на «шапке иерихонской» Михаила Федоровича Романова, работы мастера Оружейной палаты Никиты Давыдова 1621 года, в клеймах помещена арабская кораническая надпись: «Обрадуй правоверных обещанием помощи Божьей и скорой победы». Эта надпись соседствует с восьмиконечными православными крестами на самом шлеме и с образом архангела Михаила на стрелке шлема."
А некоторые экземпляры старше самого Корана, но цитаты сур из Корана Как такое вообще может то быть??? А если учесть "татаромонгольское иго", то все становится понятным...
В Сирии до сих пор молятся своим Богам в ОДНОМ ХРАМЕ. Вокруг Средиземного моря всё было хороно, пока англо-саксы не создали Турцию. И пошло-поехало-поплыло...
Нужно обратиться к истории появления арабской вязи. Откуда она произошла. Из какого языка. "Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином" - это они типа "как шас помню, говорили мне..." Это прям как масоны всё пытаются Пушкина к себе записать, так и иудей все великих к своим записывают. Для весу
Откуда надписи? Если обратиться к истории князья московские плотно сотрудничали с Золотой ордой: ездили с подарками к Хану, собирали подати, гнобили других князей, вместе воевали против рыцарей и ВКЛ.