23:16 Почему в театре звонят трижды?![]() |
Вы никогда не задавались вопросом, прослушав перед началом спектакля мелодичные трели звонка, как вообще в театре родилась традиция использовать такое средство оповещения о начале представления? Мы задались и выяснили вот что. Как начинались древнегреческие спектакли? Понятно, что в до-театральное время никто с колокольчиком перед участниками ритуала не бегал. Никто не хотел опаздывать на раздачу благ богами. Ведь в Древней Греции театральное действо вышло из священного обряда, являясь не первостепенной, а следующей за официальной частью. После процедуры принесения жертвы и благодарностей богам и героям, собственно «театр» в привычном понимании слова начинался с громогласных труб, рев которых сообщал всему полису, что развлечение началось. Как было в эпоху Средневековья и Возрождения? Действо в средневековом ритуальном театре начиналось с молитвы. В позднем средневековье, когда артисты выступали «между блюд», звуками труб и барабанов оповещалось о начале пиршества. Символом начала и окончания действа в Англии эпохи Ренессанса, например, стал поднятый / опущенный специально для горожан флаг. В Испании же представление открывалось обязательным исполнением музыкальной пьесы на гитаре, а заканчивалось всеобщим танцем в масках с куплетами и шутками. При этом спектакль не имел «пауз». В моменты переодевания или декорационной перестановки зритель внимал короткой музыкальной миниатюре или балету, «без отрыва от производства». Когда появился антракт? Классицизм и эпоха Просвещения продолжали рассказывать сюжет без перерыва. Лишь «романтизм» с множеством фантастических сцен и реформой сценической механики поднял вопрос об увеличении времени на сценические перемены. Только во второй половине XIX века возникла особая пауза между актами, позволяющая публике покинуть зал и требующая оповещения о возвращении в зал. Пришедший из французского языка термин «антракт» (фр. entre — между и acte — действие) означал короткое «отступление» от действия, для которого писались балеты и интермедии. Но постепенно «антракт» перестал играть роль отдельного номера, а предлагал отдохнуть и актерам. Почему решили звонить? Колокольчик, звоночек, бубенчик, как атрибут архаической народной культуры использовался в обрядах как сигнальный, предупредительный инструмент. Поэтому и не возникло вопросов, каким образом звать зрителей в зал. Конечно, звонкими трелями. В театр эти волшебные звуки пришли благодаря двум традициям. Первая – оформление костюма уличных исполнителей средневековых фарсов, прикрепляющих на головной убор, обувь и платье звенящие для отпугивания злых духов бубенцы. А вторая – из подражания корабельному быту, где звонкий сигнальный инструмент стал использоваться с 1577 года. В театральном представлении впервые зазвучал на рубеже XVI — XVII веков во время исполнения труппой Уильяма Шекспира сцены с отплытием корабля, когда в качестве декорации на сцене Глобуса «поднялись» паруса, и зазвонила рында. Почему именно три раза? Со времен античного театра о начале действа на театральных подмостках сообщалось троекратным звуком труб, барабанной дроби, фанфар. Какая служба подарила театру традицию предупредительно звенеть? Ответ на этот вопрос напоминает о растянувшемся на несколько веков споре, кто был первый — транспортная, почтовая или театральная служба? Утвердительно отвечу: первым использовали сигнальный колокольчик транспортники. Литейный промысел на Руси начал развиваться вместе с транспортным сообщением рубежа XVII — XVIII вв. Колокольчик использовался для предупреждения ДТП на плохо регулируемых дорогах России. Второе и третье десятилетие XIX века радовало устройством твердого покрытия на трассе Петербург — Москва. В середине века проложили железную дорогу не только между двумя столицами, он и между Москвой — Курском, Белгородом и югом. Развиваемый почтовыми перевозками тракт стал скоро чахнуть, вызвав упадок и колокольного промысла, что заставило искать новые рынки сбыта. Возникла необходимость продукцию куда-то пристраивать, отчего решили перевести их из детали оформления городской среды, в часть домашней и канцелярской утвари. Металлические погремушки использовались в богатых и бедных интерьерах, в конторских, судебных и военных учреждениях России, в т.ч, и на театре. Словно в продолжение традиции ритуала древнего Рима вызывать слуг звуком погремушек, стали делать особые колокольчики – прикроватные, на лентах, подсвечники, кабинетные, коридорные и пр. Ассортимент стал дробиться. Соответствуя потребностям рынка и быстро меняющейся моды, литейные мануфактуры ввели различия по внешнему виду, преображая ручки, украшая боковины тела и добавляя надписи. В дизайне колокольчиков снова возродились древние традиции использовать элементы растительного орнамента, образы животных, людей, вымышленных персонажей. О сакральной силе театрального звонка История «мира под лестницей» показывает, что, сохраняя традиции «перехода», театральный звонок и сегодня отделяет мир быта от мира театрального представления, вещную природу от явления красоты. Как колокольный звон символизирует о сердцебиении города, так и звонкая трель перед спектаклем предлагает настроиться на ритм биения сердца самого театра. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:

ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |