15:07 Почему запретили перевозку литиевых батарей в самолётах? |
Международная организация гражданской авиации
запретила провозить в самолетах литий-ионные аккумуляторы. Как же быть
тем, кто берет с собой в полет ноутбуки, смартфоны и планшеты? И почему
батареи, вообще, загораются и даже взрываются в воздухе?
Сразу уточним – запрет касается только
перевозок больших партий литий-ионных батарей в грузовых отсеках
пассажирских самолетов. На планшеты и ноутбуки он не распространяется.
Поскольку литиевые батареи обеспечивают довольно высокую мощность, в них
содержится значительный электрический заряд. Химический состав таких
аккумуляторов потенциально огнеопасен. По данным Associated Press, с
2006 года из-за возгорания аккумуляторов были уничтожены три грузовых
самолета и погибли четыре пилота.Всё дело в том, что в таких
аккумуляторах используется литий, а это щелочной металл. Пусть не самый
активный из этой группы, но при определенных условиях, взаимодействуя с
атомами кислорода, литий воспламеняется. Это возможно в двух случаях.
Например, нагрев до 200°. В грузовом отсеке самолёта такие условия сами
по себе возникнуть не могут – температура там отрицательная, как и за
бортом. Более вероятно механическое повреждение. Это может
спровоцировать замыкание контактов, что, в свою очередь, приведет к
внезапному нагреву электролита и воспламенению.
Это подтверждает и эксперимент Федерального
управления гражданской авиации США. Самовозгорание даже одной батареи,
если вокруг нее хранятся десятки других аккумуляторов, приводит к
мощному взрыву. Бортовая система пожаротушения не сможет потушить
возгорание. Температура пламени при горении лития достигает 600
градусов, а этого хватит, чтобы расплавить алюминиевый корпус самолета.
По сравнению с другими аккумуляторами,
литий-ионные – более чувствительны к механическим повреждениям и к
воздействию высоких температур. Но есть и другие причины, которые могут
заставить батареи воспламениться, например, производственный дефект. В
этом случае механизм возгорания такой же, как при механическом
повреждении. И избыточный заряд – это тоже может стать причиной
перегрева. Согласно новым правилам, перевозить грузы литиевых
аккумуляторов можно только в том случае, если уровень заряда в каждом из
них не превышает 30%.
Запрет на перевозку вступает в силу с 1 апреля
и будет действовать до тех пор, пока не разработают безопасные
контейнеры для транспортировки литий-ионных батарей. За транспортировку
личного телефона или ноутбука с литиевым аккумулятором внутри
по-прежнему отвечает хозяин. Никакие ограничения на простых пассажиров
не распространяются.
|
|