16:33 Правительство рассматривает введение прогрессивной шкалы НДФЛ![]() |
Правительство вновь обсуждает введение прогрессивной шкалы НДФЛ, при которой граждане с высокими доходами могут платить в бюджет до 20%. Наряду с этим обсуждается и повышение НДС. В рамках начавшегося бюджетного процесса обсуждение этого вопроса официально не идет. Из-за сложности реализации идеи и социальных рисков в бюджет 2017–2019 годов, вероятно, эта мера не войдет, а будет отложена до 2020 года. Подход к вопросу введения прогрессивного НДФЛ должен быть комплексным. Чтобы не создавать дисбаланса в системе, ставка НДФЛ как налога на труд должна быть увязана с социальными взносами и НДС. Эксперты считают, что эта мера может задеть «еще толком не сформировавшийся средний класс», на который также необходимо распространить повышение НДФЛ, чтобы мера оказалась эффективной с точки зрения бюджета. И, тем не менее, эксперты признают, что необходимость введения прогрессивной шкалы назрела давно. «Это норма. Во всем мире так. Если мы хотим очередной маневр — что-то повысить, а что-то понизить, — то здесь вообще может не получиться выигрыша», — отметила член Экономической экспертной группы Александра Суслина, добавив, что важно, каким образом будет реализовано это решение. При введении прогрессивной шкалы необходимо найти баланс между ростом поступлений и социальным эффектом. Кроме того, важно не допустить ухода налогоплательщиков в тень. Необходимость пересмотра налоговой системы назрела на фоне низких цен на нефть и невозможности снизить расходы бюджета. Разрыв между доходами и расходами в 2017 году может составить 2,7 трлн рублей, в 2018 году— 1,9 трлн рублей, в 2019 году— 1 трлн рублей, согласно планам Минфина по снижению дефицита бюджета на 1 п.п. в год начиная с 2017 года. Всего – 5,6 трлн рублей за три года. Повышение подоходного налога решит проблему бюджетной балансировки опосредованно, так как НДФЛ поступает не в федеральный бюджет, а в региональные бюджеты. За счет роста доходов субъектов можно будет сократить трансферт регионам, считает член Экономической экспертной группы Александра Суслина. В 2017 году власти планируют направить в 71 из 85 регионов в виде трансфертов 488 млрд рублей. Минфин может снизить межбюджетные трансферты регионам на 15,5%, сообщила в июле директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина. Реализовать подобную меру для регионов ведомству удалось бы безболезненно за счет увеличения доходов на фоне роста налоговых поступлений. В целом, идея перехода к прогрессивной шкале налогообложения имеет своих сторонников и противников. Министр финансов Антон Силуанов не исключал возможности ее введения после 2018 года. Экс-глава Минфина Алексей Кудрин считал подобную меру нецелесообразной, учитывая, что лишь у 2–3% населения доходы превышают 1 млн рублей в год. Собирать повышенные налоги с этой категории населения будет довольно сложно. Некоторые политики предлагали обложить налогом в 50% граждан, зарабатывающих свыше 1 млн рублей в месяц. В России 14 из 85 регионов имеют госдолг более 100% доходов, согласно данным Счетной палаты. Дефицит бюджетов регионов России в этом году увеличится с 106 млрд до 148 млрд рублей. Их совокупный долг при этом может составить 2,4 трлн рублей, отмечает Аналитическое кредитное рейтинговое агентство. |
|