Основные достижения Анатолия Сердюкова «со знаком плюс» :
1. Гуманизация срочной службы. Служба в армии перестала быть пугалом, более того – становится социальным лифтом, позволяющим впоследствии добиться большего. Изменились условия службы – солдат практически освободили от несвойственных им функций, возложив хозяйственное обслуживание армии на коммерческие структуры.
2. Рост жалования военнослужащих. Лейтенант, получающий 45–55 (на флоте – и более) тысяч рублей, полковник, получающий под сотню тысяч, капитан первого ранга – подводник с жалованием более 150 тысяч рублей – это весомые аргументы в пользу выбора военной карьеры для молодых людей. Слово «офицер» впервые за двадцать лет перестало ассоциироваться с понятием «бедность».
3. Отказ от советской концепции массовой призывной армии, очевидно, не работающей в нынешних условиях. Переход к армии постоянной готовности, большинство соединений которой готовы вступить в бой без доукомплектования. В целом, несмотря на сокращение номинальной численности вооруженных сил, их готовность возросла и количество соединений, способных вести боевые действия, увеличилось.
4. Решение проблемы обеспечения отставных офицеров жильем. «Очередь» пока еще не ликвидирована, но сокращена в несколько раз, и время ожидания квартиры сегодня редко превышает год. В ближайший год военное ведомство планировало перейти на обеспечение уволенных офицеров жильем сразу по факту увольнения, и если в финансировании военного бюджета не произойдет кардинальных изменений, эта задача будет решена.
5. Начало регулярных закупок нового вооружения. Перевооружение армии было немыслимо без ее реформирования – поставки современной техники в «кадрированные» соединения, практически лишенные солдат, были пустой тратой денег. Изменение облика армии дало структуру, которую можно планомерно переоснащать, и темпы этого переоснащения растут. Несмотря на то, что выполнение гособоронзаказа пока далеко от идеала (что признавалось и руководством МО), процент современной техники в войсках увеличивается.
6. Резкий рост уровня боевой подготовки войск. Количество учений всех уровней, от ротных до стратегических, возросло в разы. Троекратно увеличился, перевалив за сотню часов в год и перекрыв советский стандарт, средний налет летчиков ВВС и морской авиации. Выросло число походов боевых кораблей, Россия практически постоянно присутствует в стратегически важных для нее районах Мирового океана.
7. Армия начала получать оборудование и снаряжение, позволяющее использовать последние достижения военной теории: беспилотные аппараты, системы связи и управления – все это, пусть пока и в небольшом числе, но работает на повышение готовности армии к ведению боевых действий XXI века – бесконтактных, с максимальным использованием высокоточного оружия и других технических новин
Среди нерешенных проблем стоит отметить сложности во взаимоотношениях с оборонной промышленностью, непродуманность штатов новых соединений, которые требуется править «на ходу», уже упомянутые коррупционные проблемы в управлении военным имуществом, тормозящуюся реформу военного образования и многое другое...
Говоря о главных задачах, которые предстоит решать новому министру, можно перечислить их в следующем порядке: налаживание отношений с военной промышленностью, сегодня отнюдь не радужных; исправление перекосов реформы – прежде всего, кадровых; сокращение офицерского корпуса оказалось слишком радикальным и жестким; поиск оптимальной структуры органов военного управления, который еще не завершен; продолжение перевооружения армии, которое начало наконец воплощаться в реальность.
***