07:41 При чем тут Сталин? Нужен хоть шаг наверх со дна |
Что должен сделать новый министр, чтобы образование и наука в России перестали уничтожаться Что бы ни происходило в современной российской политике и экономике хорошего или плохого, а образование и наука у нас почему-то до сих пор неумолимо шаг за шагом уничтожались. Как это происходит — мы знаем. Первое. Если в столице учителя еще как-то зарабатывают, то в провинции у них чаще всего копеечные, постыдные зарплаты. Второе. Замена экзаменов на тесты ЕГЭ — чтобы не нужно было думать и рассуждать, а только механически зубрить цифры и факты. Третье. Невыносимая бюрократическая нагрузка на школу, о которой все время говорят учителя. Засилье бессмысленных лжедисциплин и лжефакультетов, всего этого бесконечного маркетинга, пиара и госуправления. Это четвертое. Обучение нескончаемых миллионов юристов и менеджеров, которым просто нечего делать — при страшном дефиците хороших инженеров, врачей, да и много кого, кто нужен здесь и сейчас. Уже пятое. Шестое. Обилие коммерческих вузов — и постоянное сокращение бюджетных мест там, где их только что было больше. Седьмое. Многолетняя — еще с перестройки — эмиграция специалистов туда, где им платят, - и полная невозможность их вернуть (хотя денег на «Бентли» в Москве почему-то хватает). Есть и восьмое, и двадцать пятое. Но это все частности, они все печальны, и их много. Главное — другое. Главное — это идея, что единственной задачей образования является подготовка кадров для бизнеса, выпуск сотрудников на рынок, а задачей науки — опять же, решения для бизнеса, на которых уже завтра можно наварить миллиард. Зарабатывать, любой ценой зарабатывать как можно больше и быстрее— других задач нет. А если не получается зарабатывать — так хоть сокращать. Ведь школы, университеты, научные институты — по мнению нашей системы — ничем не отличаются от фирмы, которая торгует ботинками. Мало ботинок продано — ну так хоть расходы урежем. Уволим учителей, закроем или укрупним школы, сольем несколько НИИ в один, а в освободившихся зданиях откроем офисы или на этом месте построим «апартаменты». Это мышление тараканов. Нет, хуже. Это мышление надзирателей концлагеря: заключенный должен меньше есть, больше рубить деревьев или умереть. В реальности, конечно, бизнес не может быть самоцелью хотя бы потому, что его потребности меняются очень быстро, а образование и наука — это игра вдолгую. И, что важнее, учить надо не зарабатывать — этому человек научится сам, куда денется, - учить надо думать и узнавать мир вокруг себя. Для очеловечивания, для продления и усложнения цивилизации, чтобы вас не ограбили и не ударили топором, чтобы могли написать связный текст без грубейших ошибок. С точки зрения «бизнеса» - это все глупая лирика, конечно. Но для долгой и счастливой жизни в своей стране и со своим народом — полезно. У нас сейчас назначили нового министра, Ольгу Васильеву, — и теперь спорят: а что она думает о Сталине? Не слишком ли она религиозна? Все это ерунда. То единственное, что действительно важно — это понять, будет ли при новой власти в Минобрнауки сделан хоть шаг наверх со дна? Сделает ли что-нибудь новый министр с догмой «образование - это бизнес»? Ниже падать уже некуда. Хуже уже не будет. И еще больше денег — не заработать. Может, пора начать их вкладывать и отдавать? Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ |
|
Всего комментариев: 8 | |||||||
|