00:33 Природные катастрофы и революции в религиях |
Складывается впечатление, что чуть ли не ежедневно наш современник узнает об очередном мощном землетрясении, активизации вулканов, климатических рекордах, сопровождающихся в одних районах засухами и пожарами, а в других — наводнениями, о появлении неведомых ранее болезней и о других событиях, которые укладываются в печатные рубрики типа «Природа безумствует». При этом у него неминуемо возникают вопросы: бывали ли подобные концентрации природных катаклизмов в прошлом, а если бывали, то когда, — и скоро ли завершались. Ученые доказали, что периоды природной нестабильности бывали неоднократно, но какова их природа и существует ли закономерность в их повторениях — до сих пор не ясно. Для прояснения этих животрепещущих вопросов требуется более тесное объединение усилий специалистов разных областей. Особый разговор об историках религий. Дело в том, что именно к временам концентрации природных катастроф было приурочено большинство кардинальных религиозно-мировоззренческих изменений в жизни человечества. Читатель, конечно, может возразить, сказав, что религиозные изменения происходят практически непрерывно, и в значительной степени будет прав. Действительно, в рамках всех религий часто возникают группы лиц, распространяющих собственные идеи, в той или иной мере противоречащие традиционным воззрениям, но речь идет об основных религиях, которые живут веками и которые исповедуют миллионы людей. Возникновение и наиболее существенные преобразования в них по времени совпадают с периодами, когда «природа безумствует». В такие времена люди, теряющие надежды на помощь своих богов, в которых они верили ранее, склонны добровольно и в массовом порядке примыкать к новым религиозным движениям. Иногда, правда, изменения инспирируются политическими деятелями — вспомним хотя бы историю крещения Руси или деятельность римского императора Константина и его матери Елены, — но эти случаи всегда относительно локальны и не отличаются мирным характером. Нас же интересуют массовые религиозные революции, которые происходят почти одновременно в разных странах и на разных континентах, причем примерно через одинаковые промежутки времени. Справедливости ради следует упомянуть о том, что цикличность возникновения религий подмечали и ранее, но рассматривали ее вне связи с реальными природными катаклизмами и преимущественно на астрологических основаниях, ссылаясь на существование сокровенного, но известного «посвященным» с незапамятных времен цикла под названием Нарос (или Нерос) [1]. Рассмотрим утверждения астрологов подробнее и обратимся к их постоянно цитируемому источнику: вышедшей в 1947 г. и с тех пор многократно переиздававшейся на разных языках «Астрологической энциклопедии» Николаса Девора. В ней подчеркивается, что Нарос «можно рассматривать как цикл преобладания Юпитера-Нептуна, связанный… с религией и философией. Нептун указывает на мистический аспект: откровение высшей универсальной и мистической истины через какоголибо великого духовного учителя. Юпитер представляет это откровение на уровне социальных институтов в виде организованной религии и установленных ритуалов… Эти вехи Нароса отмечены следующими историческими датами: 576 г. до н.э. Рождение Будды (буддизм), Махавиры (джайнизм), Пифагора и деятельность Лао-цзы (даосизм). 25 г. н. э. Миссия Христа (христианство). 625 г. Хиджра Мухаммада (магометанство). 1225 г. Св. Франциск (оживление католицизма). 1825 г. Рождение Баба и Бахауллы (основателей бахаизма) и Мэри Бэйкер Эдди (христианская наука)» [2]. Приведенный список Девора ярко демонстрирует, что его автор настолько стремился произвести впечатление абсолютно жесткой цикличностью, привязанной к астрономическим событиям, что готов был пренебрегать точностью воспроизводимых дат. Хиджра (бегство Мухаммада от преследователей из Мекки в Медину) произошла не в 625 г., как утверждает Н.Девор, а в 622 г., Баб (Сейид Али Мухаммад Ширази) родился в 1819 г., Бахаулла (Мирза Хусейн Али) — в 1817 г., а Мэри Бэйкер Эдди — в 1821 г. Почему в жизни Франциска Ассизского (1182— 1226) избран именно 1225 г. и почему вообще он включен в данный список наряду с Иисусом, Буддой и Мухаммадом, остается только гадать. Видимо, у Девора просто не нашлось подходящей кандидатуры на роль столь «великого духовного учителя» для 1225 г., как, впрочем, и для 1825 г. Отнесение же Будды, Махавиры, Пифагора и Лао-цзы к одному и тому же году выглядит вообще чистым волюнтаризмом. Тем не менее в списке Девора, да и в других подобных списках астрологов и нумерологов, чувствуется некая подспудная истина, но для ее прояснения требуется системная проработка, охватывающая известную историю развития человечества без искусственных ограничений временных рамок. При этом, конечно, следует избегать априорной привязанности к Наросу и присущего методологии астрологии безудержного стремления к параллельному выделению множества циклов с близкими периодами. Например, в той же «Энциклопедии» Девора среди прочего обсуждается работа Э.Хантингтона из Йельского университета, который «указывает на существование в миграциях людей циклов примерно в 640 лет». Девор поддерживает выделение такого цикла, но связывает его не с «преобладанием Юпитера-Нептуна», не с Наросом, а с «сидерическим периодом планеты, следующей за Плутоном». Иначе говоря, 40-летнее различие в периодах кажется ему для рассматриваемых процессов столь значимым, что для его объяснения он готов привлечь даже абсолютно мифическую планету. На самом деле близкие по оценкам периодов циклы могут оказываться проявлениями одного и того же природного процесса, но не имеющего столь жесткой цикличности, чтобы ее период мог фиксироваться с точностью до года. В настоящей статье мы попытаемся показать, что параллельный анализ кардинальных религиозно-мировоззренческих изменений в жизни человечества и наиболее масштабных природных катастроф указывает скорее не на 600-летний Нарос, а на существование примерно 700-летнего цикла. Автор весьма далек от мысли, что ему удалось окончательно выявить искомые закономерности, но надеется, что проведенный анализ поможет усилить междисциплинарные связи, способные помочь этому. Объем информации, который надо вовлекать в анализ, велик, и рамки статьи не позволяют излагать все систематично, приводя исчерпывающие доказательства и многочисленные ссылки, за что автор заранее просит не судить его чересчур строго. Рассмотрение узловых веков начнем с 3-го тысячелетия до н.э., поскольку для более ранних периодов человеческой истории требуемой информации и достаточно точной датировки событий, увы, практически нет. Извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 г. Массовыми извержениями вулканов может вызываться неоднократно описывавшийся древними историками длительный сумрак, когда солнца на небе практически не было видно в течение многих месяцев. Фото НАСА * * * XXIX—XXVIII вв. до н.э. Здесь удается распознать события, характерные для времен религиозных революций, и наиболее достоверным среди них представляется введение древнеегипетского так называемого «светского» 365-дневного календаря. Заметим, что практически все бытующие календари так или иначе привязаны к временам религиозных революций и отсчитываются от неких событий в жизни их лидеров: Рождество Христово, Хиджра и т.п. Египтологи полагают, что 365-дневный древнеегипетский календарь был введен в 2781 г. до н.э., и точность этой датировки из-за привязки данного события к астрономическим данным следует считать для тех времен непревзойденной: Патрик О’Мара, исследовавший все детали, в итоге пришел к выводу, что это произошло в интервале с 2766 по 2782 г. до н.э. Религиозными лидерами египтян тогда стали жрецы расположенного на территории современного Каира города Иуну (библейский Он), который греки называли Гелиополем (городом Солнца). Жрецы создали основы государственной религии и разработали план, который воплощался в течение нескольких веков и привел, в частности, к построению колоссальных пирамид. История сохранила даже имя самого выдающегося из гелиопольских жрецов — Имхотепа, который позже стал главным визирем у фараона Джосера и построил для него первую ступенчатую пирамиду в Саккара. Что же предшествовало этой религиозной революции? Вспомним, что легенды разных стран указывают на произошедший примерно в XXVIII в. до н.э. потоп (кстати, по-гречески катаклизм — потоп, наводнение), который уничтожил большую часть человечества. Наиболее известна в этом плане шумерская легенда, легшая позже в основу библейской истории о Всемирном потопе. Эта легенда изложена, в частности, в сохранившемся на глиняных табличках эпосе о Гильгамеше и упоминает пережившего потоп шумерского Ноя. По-шумерски его имя — Зиусудра, то есть «жизнь (на) долгие дни», а аккадцы, дословно переводя смысл имени на свой язык, именовали его Утнапишти. Следы катастрофических наводнений в Месопотамии — не одного, а нескольких — были найдены археологами во время раскопок, причем одно из них датировалось как раз 28-м столетием до н.э. На то же время по греческой версии приходится Девкалионов потоп: знаменитый древнегреческий поэт Пиндар в девятой Олимпийской оде описал историю сына Прометея по имени Девкалион и его жены Пирры, переживших этот потоп. Любопытно отметить, что писавший по-гречески сириец Лукиан отмечал, что потоп произошел во времена «Девкалиона, прозванного Сиситесом» [3], а это имя, как считают историки и филологи, непосредственно восходит к шумерскому Зиусудра. На тот же период как на время грандиозного потопа указывают и китайские мифы. Начало 3-го тысячелетия до н.э. считается временем зарождения древнекитайской цивилизации, легендарной эпохой Сань Хуан («трех властителей»), первым из которых называется первопредок Фуси. Традиционная конфуцианская историография утверждает, что он правил с 2852 по 2737 г. до н.э., но к этому стоит относиться осторожно. Дело в том, что Конфуцием и его учениками древние предания о богах и злых духах решительно отвергались, и позднее, когда конфуцианская идеология стала в Китае господствующей, мифы постепенно стали рассматриваться как история. Тем не менее истоки мифов, веками сохранявшихся в устном предании китайцев, вполне могли возникнуть именно в это время, на что указывают данные археологии, в частности, относящиеся к обнаруженной в бассейне р.Хуанхэ группе неолитических культур, известной под общим названием Яншао. Согласно преданиям народностей Юго-Западного Китая — яо и мяо, сестрой Фуси была Нюйва, и они, будучи детьми, смогли спастись от потопа, уничтожившего человечество, в огромной тыкве-горлянке. Позже Нюйва стала женой Фуси, и им удалось восстановить человеческий род. Мы упомянули лишь самые известные мифы о потопе, но в действительности число их огромно и анализировали их многие, а наиболее серьезное из подобных исследований сравнительно недавно провел американец Б.Массе из Национальной лаборатории в Лос-Аламосе. Он рассмотрел мифы 175 различных культурных групп, отметив, что они составляют около 15% мифов о потопах, опубликованных на английском языке. Массе, в частности, обнаружил, что многие из них, в том числе индийские и перуанские, указывают на то, что перед потопом пять видимых невооруженным глазом планет сблизились и выровнялись в линию, а сам потоп сопровождался солнечным и лунным затмениями. Такое сочетание астрономических событий крайне редко и может быть датировано путем компьютерного моделирования. Расчеты, проведенные в ЛосАламосе, показали, что «парад» пяти планет имел место 7 февраля 2807 г. до н.э., 25 апреля того же года было полное солнечное затмение, а 10 мая — частичное лунное. В итоге Массе сделал вывод, что в мае–июне 2807 г. до н.э. в район Индийского океана упала комета диаметром в несколько километров, в результате чего возникло мегацунами. Примерно через 1.5 ч огромные волны достигли Мадагаскара, а еще через несколько часов затопили побережья Индии, Австралии и даже Южной Америки. Поскольку мощный взрыв, сопровождавший падение кометы, испарил огромные водяные массы, они позже начали выпадать в виде многодневного дождя, затопившего даже удаленные от побережья территории. Все это и породило основные мифы о потопе и религиозные революции [4]. Первые подтверждения гипотеза Массе получила достаточно быстро: выяснилось, что в 1500 км к юго-востоку от Мадагаскара находится подводный кратер диаметром 29 км, который назвали Бёркл. Более того, в разных регионах, прежде всего на самом Мадагаскаре, были обнаружены следы гигантских волн, проникших на десятки километров в глубь острова — это так называемые шевронные дюны, которые четко видны на космических фотоснимках. Их силуэт указывает на то, что они могли быть образованы гигантской волной. Возраст дюн, по предварительным данным, отвечает гипотезе Массе. В настоящее время изучение шевронных дюн развернуто весьма широко, и по этой проблематике работают специалисты многих стран, в том числе наши соотечественники из Новосибирска — исследователи цунами под руководством В.К.Гусякова. XXII—XX вв. до н.э. Группа ученых во главе с Л.Томпсоном, изучив образцы льда из скважин, пробуренных в ледниках на горе Килиманджаро, пришла к выводу, что XXI в. до н.э. — один из самых засушливых периодов в Северной Африке. Пик потепления пришелся, по их данным, примерно на 2020 г. до н.э., что подтверждается исторически зафиксированными глобальными засухой и голодом, приведшими к падению ряда цивилизаций и многочисленным миграциям. Этот период отмечен религиозными революциями, среди которых одной из наиболее значительных, видимо, можно считать египетскую. Тогда жрецы Гелиополя потеряли свое влияние, а религиозный и политический центр Египта переместился в Фивы (нынешний Луксор), где началось активное строительство знаменитого Карнакского храма. Зиккурат в Уре. Ирак. Следует признать, что точность хронологической привязки событий тех времен невысока. К примеру, приход к власти Ур-Намму — основателя III династии Ура в Шумере — традиционно относят к 2111 г. до н.э., но некоторые историки настаивают на существенно более поздней дате — 1900 г. до н.э. А ведь именно ко времени его правления относится начало возведения первого огромного месопотамского зиккурата — ступенчатой пирамиды, явившейся прообразом мифа о Вавилонской башне. Это событие выглядит типичным отражением религиозной революции, проходившей тогда в Месопотамии. Столь же неточно установлено время жизни мигрировавшего из Ура патриарха Авраама, который традиционно считается первым евреем и основоположником монотеизма. Мусульмане, именующие его Ибрахимом и почитающие как отца арабов, относят его жизнь к XXI в. до н.э. и считают, что именно тогда он нашел в Мекке место, где когдато Адам впервые построил Каабу, которая впоследствии была разрушена потопом, и восстановил храм. Современные историки смещают события, связанные с ним, на более позднее время — примерно на 1900— 1800 гг. до н.э. На тот же период указывает и еврейская традиция — согласно апокрифической «Книге Юбилеев», «…в тридцать девятый юбилей, во вторую седмину, в первый год, взял себе Фараг жену по имени Една, дочь Арема, сестрину дочь его отца, себе в жены. И в седьмой год этой седьмины она родила сына, и он нарек ему имя Аврам…» [5]. Несложные расчеты показывают, что годом рождения патриарха по этому указанию является 1836 г. до н.э. [3761 – (39 х х 49 + 14) = 1836]. Здесь принято во внимание, что традиционный лунно-солнечный древнееврейский календарь начинается от «Сотворения мира» 7 октября 3761 г. до н.э. Так или иначе, легенды Библии и Корана утверждают, что основные тогдашние события на протяжении долгого времени были вызваны засухой, голодом и необходимостью миграции, что совпадает с информацией климатологов. Космический снимок шевронной дюны в заливе Фенамбоси (Мадагаскар), которая возникла в результате мегацунами. Максимальная высота дюны 205 м, распространение в глубь суши до 35 км. XV—XIV вв. до н.э. По данным, полученным при изучении ледников Гренландии, с 1450 по 1300 г. до н.э. проходил так называемый минойский период потепления. Он ознаменован несколькими религиозными революциями в разных частях света и многочисленными переселениями народов. Одна из самых известных миграций того периода — Исход евреев из Египта, которому предшествовала серия катастроф, известных как «казни египетские». Во время Исхода его руководитель Моисей создал основы иудаизма, легшие в основу Библии. Историки ведут многовековую полемику по поводу даты Исхода, помещая его в интервал от начала 15-го до середины 13-го столетия до н.э. В процессе этой полемики Иммануил Великовский в знаменитой книге «Века в хаосе» привел результаты оригинального анализа общеизвестных исторических фактов и пришел к выводу, что традиционная египетская хронология необоснованно растянута во времени. По Великовскому, Исход состоялся в 1495 г. до н.э. во время катастроф, вызванных сближением с Землей огромной кометы. При обосновании датировки он ссылался на труды знаменитого польского астронома XVII в. Яна Гевелия и на содержавшиеся в них сведения более древних авторов. Призывы Великовского к радикальному пересмотру хронологии поначалу были восприняты историками как ересь, но в дальнейшем кое-кто из них начал всерьез задумываться над его аргументами и более детально анализировать имеющуюся информацию. К настоящему времени это привело международную группу исследователей во главе с профессором археологии Д.Ролом к серьезным достижениям, позволившим в значительной степени увязать воедино основные исторические, библейские, археологические, астрономические и прочие данные. Согласно этим данным, Моисей родился около 1530 г. до н.э., а Исход начался в 1447 г. до н.э. Полемику это, конечно же, не затормозило. Южный ледник на горе Килиманджаро. Ледники, как и деревья в годичных кольцах, хранят в своих слоях информацию об изменениях климата, происходящих за время их роста. Фото А.Редько (http://redkosasha.blogspot.com) К началу XIV в. до н.э. традиционная хронология относит правление фараона Эхнатона, проведенную им религиозную революцию, введение единого бога Атона и перенесение столицы Египта во вновь построенный город Ахетатон (ЭльАмарна). После смерти Эхнатона в середине XIV в. до н.э., полагают историки-традиционалисты, культ Атона был запрещен, а столица возвращена в Фивы. Зачастую революция Эхнатона именуется даже первой попыткой введения монотеизма, однако реформаторы относят время жизни Эхнатона на несколько веков ближе к нам. Рол утверждает, что Эхнатон правил с 1023 по 1007 г. до н.э., т.е. был современником израильских царей Саула и Давида, а его революция была откликом на хорошо известный ему иудаизм. Интересно отметить, что данные радиоуглеродного анализа артефактов из могилы одного из наследников Эхнатона — Тутанхамона, обычно замалчиваемые традиционалистами, относят их к IX в. до н.э. и тем самым подтверждают значительно более молодой возраст реформ Эхнатона. Еще одна известная миграция того периода — вторжение в северо-западную Индию народа, известного как арийцы (арии). Тогда сформировались основы ведической религии, зафиксированной в четырех Ведах: Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе. О времени создания Вед мнения также сильно расходятся. С.Радхакришнан в капитальном труде «Индийская философия» написал: «Мы полагаем, что они возникли в XV в. до н.э., и надеемся, что эта дата не встретит возражений как очень ранняя» [6]. Автор труда заметил, что кое-кто относит возникновение Вед к 5-му тысячелетию до н.э. Британский историк Г.Чайлд в книге «Арийцы» утверждал: «Ригведа была создана вскоре после 1400 года до н.э., и вторжение ариев в Индию относится примерно к тому же времени» [7]. Историко-астрономические исследования последних лет, похоже, подтверждают мнение Чайлда. Наиболее серьезное из таких исследований было выполнено сотрудником НАСА С.Балакришной, выходцем из семьи, исповедующей ведическую религию, и внуком одного из известнейших ее знатоков. Предметом его исследований была Джйотиша-веданга — астрологический справочник, предназначенный главным образом для определения жрецами времени проведения ведических ритуалов, который в незапамятные времена составил махатма (мудрец) Лагадха. Джйотишаведанга, в частности, содержит описания положения Солнца на звездном небе в дни равноденствий и солнцестояний, которые позволили благодаря современным возможностям учета так называемой прецессии равноденствий достаточно точно датировать написание справочника около 1373 г. до н.э. На американском континенте в ту эпоху начала формироваться цивилизация ольмеков, появились первые города и был введен древнейший календарь — цолькин. Интереснейшие исследования провел профессор географии Дартмутского колледжа В.Мальмстрём, их результаты изложены в монографии «Циклы Солнца, мистерии Луны: календарь в мезоамериканской цивилизации» [8]. По Мальмстрёму, 260-дневный священный календарь цолькин был введен в действие 13 августа 1359 г. до н.э. в Исапе — древнем городище, расположенном неподалеку от тихоокеанского побережья на границе Мексики и Гватемалы. Именно в Исапе интервал между двумя полуденными прохождениями Солнца в зените составляет 260 сут. Другими словами, Солнце находится там строго в зените, а тени от вертикальных предметов исчезают в полдень 13 августа и 30 апреля (интервал 260 дней), причем 30 апреля — это начало сезона дождей, а 13 августа — период созревания урожая. Мальмстрём убедительно показал, что на протяжении последующих тысячелетий строительства новых поселений по всей Мезоамерике индейцы стремились подбирать такие места, чтобы они максимально воспроизводили особенности системы ориентиров, свойственных Исапе. Многие индейские племена до сих пор почитают 13 августа как начальную дату календаря. VIII—VI вв. до н.э. Тогда Земля испытала самые большие за последние 8 тыс. лет потрясения своего магнитного поля, которые длились более 100 лет. Это событие, называемое геофизиками экскурсом, было выявлено Дж.Фольгерайтером в конце XIX в. при изучении остаточной намагниченности этрусских ваз, благодаря чему данный экскурс получил название Этруссия (Этрурия). Дальнейшие исследования, проведенные в разных регионах, подтвердили, что в VIII—VI вв. до н.э. магнитные полюса планеты смещались настолько далеко, что почти поменялись местами, но позже вернулись практически на исходные позиции. Климатологами установлены значительные погодные аномалии того периода. Во время экскурса фаза похолодания на Земле сменилась потеплением, а ослабление магнитосферы повлекло за собой резкое усиление проникающего к земной поверхности космического излучения, что привело к массовым радиационным мутациям всего живого. Период катастроф в этой узловой эпохе был более длительным, соответственно, и период религиозно-мировоззренческих изменений оказался более продолжительным. Историки вслед за К.Ясперсом именуют данную эпоху «осевым временем» и относят к 800— 200 гг. до н.э. Главной из тогдашних революций стало возникновение первой из поистине мировых религий — буддизма, который ныне исповедуют более 300 млн человек. Как утверждает традиция буддистов Шри Ланки, его основатель Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни), происходивший из индийского аристократического рода Шакья, появился на свет в 623 г. до н.э. и перешел в паринирвану в 544 г. до н.э. Именно эта датировка была принята ЮНЕСКО, и в 1956 г. весь мир отметил 2500-летие буддизма. Другие буддисты, тем не менее, относят паринирвану к 486 г. до н.э., а некоторые историки сдвигают даже к 400 г. до н.э. В индуизме это время возникновения Упанишад — произведений, содержащих религиознофилософское учение брахманской традиции. По Г.М.Бонгард-Левину, всего насчитывается 108 Упанишад, но основными являются 13, причем «первые из них — "Брихадараньяка” и "Чхандогья” были составлены в VIII—VII вв. до н.э.» [9]. Индийские манускрипты на пальмовых листьях. Еще одной религией, появившейся тогда в Индии и исповедуемой вплоть до нынешних дней, является джайнизм. Ее основоположником был Вардхамана, которого приверженцы называли Махавира (великий герой) и Джина (победитель). Последнее из имен и отражено в названии религии. Время жизни Махавиры традиция называет вполне определенно: 599—527 гг. до н.э., но, строго говоря, сами джайны не считают лично его создателем своей религии. Они полагают, что учение существовало с незапамятных времен. Сейчас в мире насчитывается примерно 6 млн джайнов. Статуя Будды в нирване. Кушинагар. Индия. В Персии в ту эпоху проповедовал создатель зороастризма — Заратуштра (Зардушт). Вообще говоря, время его жизни известно настолько неточно, что разные историки указывают и на XVII, и на VI вв. до н.э., но большинство соглашается с данными, приведенными в «Книге о праведном Виразе» (Арда Вираз Намаг). В этом произведении IX—X вв. утверждается, что Зардушт распространил веру за 300 лет до прихода Александра Македонского в Иран. Александр разбил войска персидского царя Дария III в 331 г. до н.э., соответственно, известный иранский исследователь Мухаммад Муин рассчитал, что Заратуштра жил с 660 по 583 г. до н.э. Священная книга зороастрийцев (парсов) Авеста представляет собой собрание текстов разных времен, но главной ее частью считаются Гаты — гимны самого Заратуштры, в которых излагаются основы вероучения. В настоящее время зороастризм исповедуют примерно 200 тыс. человек. В Китае «осевое время» оказалось чрезвычайно плодотворным. К.Ясперс писал: «В Китае жили тогда Конфуций и Лаоцзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других» [10]. Если Конфуций фактически стал создателем государственной идеологии, то основоположником государственной религии тех времен — даосизма — считался Лао-Цзы (старый ребенок). Отец китайской историографии Сыма Цянь, живший во II—I вв. до н.э., в своем труде Ши Цзи (Исторические записи) описывал его как историческое лицо. Он утверждал, что Лао-Цзы появился на свет в 604 г. до н.э. в уезде Ку царства Чу и первоначально носил имя Ли Эр, затем — Ли Дань. Многие годы Лао-Цзы служил чиновником — хранителем архива и советником одного из правителей, но когда из-за дурного правления в царстве наступил упадок, Лао-Цзы сел на черного буйвола и отправился на запад. На пограничной заставе он по просьбе стража записал свое учение, и таким образом возник всемирно известный трактат «Дао Дэ Цзин» (Книга о Пути и его проявлениях). После этого старец пересек границу, и с тех пор его никто не видел. Спустя несколько веков он был обожествлен даосами. Лао-цзы. Работа Н.Рериха. 1943 г. Государственный музей искусства народов Востока. Москва. В иудаизме — это время так называемых Поздних пророков, прежде всего Исайи. Его пророческое служение началось около 740 г. до н.э., во времена царствования Озии, когда произошло сильнейшее землетрясение. Катастрофы поколебали веру народа и царей Иудеи и Израиля, которые начали склоняться к идолопоклонству, борьбу с которым и вел пророк. В известном апокрифе «Мученичество Исайи» утверждается, что он погиб во время царствования Манассии: примерно в 680 г. до н.э. за обличение царя в нечестии его перепилили дровяной пилой, но борьбу с идолопоклонством продолжили другие известные библейские пророки. Рубеж новой эры характеризуется как очередной узел не только данными современных нам климатологов и геофизиков, но и непосредственными свидетельствами античных авторов. Они донесли до нас описания драматических событий той поры, начавшихся в середине I в. до н.э. В 64 г. до н.э. землетрясение в Иерусалиме сильно повредило Храм и крепостные стены. Через год, в 63 г. до н.э., землетрясение разрушило Пантикапей (ныне Керчь) и еще 20 городов Пантикапейского царства. Вскоре после мартовских ид (15 марта) 44 г. до н.э., когда был убит Гай Юлий Цезарь, римляне были потрясены появлением кометы, которая наблюдалась на небе в течение нескольких дней. Поначалу это было истолковано как явление Цезаря, обретшего бессмертие и включенного в сонм звезд, и в храме Венеры спешно воздвигли его статую со звездой на голове, однако вскоре Солнце стало закрываться мглой — и настроения изменились. Плиний Старший записал: «Происходят зловещие и длительные затмения Солнца, такие, как после убийства Цезаря, диктатора… которые послужили причиной почти целый год длившегося сумрака» [11]. Поэтическое описание катаклизмов оставил Вергилий в своих «Георгиках»: «В час, когда Цезарь угас, пожалело и солнце о Риме, Лик лучезарный оно темнотой багровеющей скрыло. Ночи навечной тогда устрашился мир нечестивый» [12]. Далее поэт рассказал об извержении вулкана Этны, о землетрясениях в Альпах и других катастрофических явлениях. Катаклизмы в Римской империи, периоды голода и эпидемий продолжались более века — вплоть до уничтожившего Помпеи извержения Везувия в 79 г.н.э. В 31 г. до н.э. сильнейшее землетрясение произошло в Палестине. Иосиф Флавий записал в «Иудейских древностях»: «В это время… в седьмой год царствования Ирода… страну иудеев постигло небывалое дотоле землетрясение, результатом которого была массовая гибель скота. Также погибло до тридцати тысяч человек под развалинами рушившихся зданий» [13]. К этому периоду приурочено появление новой мировой религии — христианства, хотя точные годы жизни Иисуса Христа, строго говоря, не известны. Традиция, легшая в основу современного календаря, утверждает, что он родился 25 декабря 1 г. до н.э., но эта дата условна. Основу этой традиции заложил папский архивариус Дионисий Малый в 525 г. н.э., и многие историки ее оспаривают. Серьезные историко-астрономические исследования по этому поводу провел профессор МГУ О.М.Рапов. Согласившись с популярной гипотезой о том, что фигурирующей в Евангелиях Вифлеемской звездой являлась комета Галлея, он рассчитал, что Иисус родился в сентябре 12 г. до н.э. и был распят в марте 31 г. н.э. Существуют и другие предположения, но при любых интерпретациях казнь могла состояться только в интервале между 26 и 36 гг. н.э., когда Понтий Пилат был прокуратором Иудеи. В настоящее время христианство исповедуют около 2 млрд последователей. Поклонение волхвов. Фреска Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи в Падуе. Вифлеемская звезда изображена как комета Галлея, которую Джотто лично наблюдал в 1301 г. В тот же период происходила религиозная революция внутри иудаизма, которую проводили законоучители, известные как «таннаи». Ее начало было связано с деятельностью Гиллеля (Хиллел ха-Закен, около 70 г. до н.э. — 10 г. н.э.), который ввел так называемые герменевтические правила раскрытия смысла библейских предписаний или взаимосвязи разных частей библейского текста, позволяющие выявить не выраженное в нем прямо или недостаточно уточненное заключение. Эти достижения Гиллеля дали возможность его многочисленным ученикам кодифицировать так называемый Устный Закон и написать древнейшую часть Талмуда — Мишну. В буддизме тогда произошли сильнейшие потрясения, и он разделился на два крупных направления, известные как Хинаяна (Малая Колесница) и Махаяна (Великая Колесница). Названия эти были введены реформаторами-махаянистами, стремившимися придать старой школе, называвшейся на самом деле Стхавиравада (Тхеравада) — уничижительное именование, мол, это малый, низший, ущербный путь. Сама Махаяна представляла собой конгломерат разнообразных школ, но роднившим их стало принципиальное изменение представлений о религиозном идеале буддизма. Приверженцы Стхавиравады идеальной личностью считали архата — святого монаха, собственными усилиями достигшего нирваны и навсегда покинувшего бренный мир. Приверженцы Махаяны называли подобный путь развития личности эгоизмом и предлагали взамен путь боддхисаттвы (наделенного просветлением). Боддхисаттвой, по их представлениям, может стать не только монах, но и мирянин, и он, ставши таковым, сознательно пребывает в мире, чтобы помочь другим людям найти дорогу к просветлению. Самым ранним произведением Махаяны является Аштасахасрика Праджняпарамита сутра (Сутра о Запредельной Премудрости в восемь тысяч стихов), и большинство буддологов считают, что она возникла именно в середине 1 в. до н.э. VI—VII вв. Исторические хроники донесли до нас яркие описания природных катастроф тех времен, которые начались с середины VI в. Описывая десятый год правления византийского императора Юстиниана, пришедшийся на 536—537 гг., Прокопий Кесарийский в книге «Война с вандалами» засвидетельствовал: «И в этом году произошло величайшее чудо: весь год Солнце испускало свет как Луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть» [14]. Его слова подтверждал Михаил Сириец: «Солнце потемнело, и темнота эта продолжалась 18 месяцев. Каждый день длился около 4 часов, и свет этот был лишь слабой тенью» [15]. Подобных свидетельств сохранилось немало, причем природные катастрофы не обошли и Америку, где подорвали процветание цивилизаций майя и мочико. Что же могло являться причиной катаклизма, похожего на пресловутую «ядерную зиму»? Некоторые ученые полагают, что таковой могло быть извержение вулкана, другие выдвигают гипотезу о связи с падением метеора или кометы. Группа ученых, включающая уже упоминавшихся Гусякова и Массе, пришла к выводу, что падение небесных тел могло произойти в заливе Карпентария на севере Австралии, в результате чего появились кратеры Канмаре и Таббан. Так или иначе, но эти годы стали самыми холодными за последние 2000 лет, что подтверждают многочисленные факты, собранные климатологами. Дендролог М.Бэйли, в частности, изучив годичные кольца ирландских дубов, относил период наибольшей климатической нестабильности к 536— 545 гг. Восемнадцатимесячная зима послужила спусковым крючком серии катаклизмов, продолжавшихся более века. На их фоне возникла первая из документально зарегистрированных пандемий чумы, получившая название «Чумы Юстиниана» и продлившаяся около 60 лет. Ее жертвами — как в Азии, так и в Европе, — стали более 100 млн человек, а в Константинополе погибло 40% населения. В этот период — по утверждению историка VIII в. Ибн Хишама, «в двенадцатую ночь месяца рабиа аль-аввал года слона» родился основатель ислама Мухаммад. Современные историки относят это событие к 570 или к 571 г. Свою религиозную миссию Мухаммад начал выполнять около 610 г., в 40-летнем возрасте, — и вскоре мусульманами стало множество народов. В настоящее время ислам исповедуют более миллиарда людей, благодаря чему его относят к мировым религиям. Умер Мухаммад в 632 г. Паломники в Мекке. Религиозные революции VII в. не ограничились появлением ислама. В Китае в это время небывалое распространение получил буддизм в той форме, которая китайцами именуется Чань. Вообще говоря, чань-буддизм начал распространяться в Китае с VI в. Примерно в 520 г. в страну прибыл 28-й общебуддийский патриарх Бодхидхарма, ставший первым чаньским патриархом и основоположником шаолиньской школы боевых искусств. Подлинного расцвета Чань достиг в VII в. — благодаря шестому чаньскому патриарху Дацзяню Хуэйнэну (638—713), ученики которого возглавили пять ведущих школ. Учение Хуэйнэна содержится в знаменитом произведении «Сутра Помоста шестого патриарха», которое также называют «Алтарной сутрой». Оно довольно серьезно отличается от наставлений Бодхидхармы и других чаньских наставников. Тем не менее именно это учение распространилось во всех слоях китайского народа: от монахов до императорской семьи, благодаря чему время правления династии Тан (VII—X вв.) именуется китайцами «эпохой деятельного Чань» и почитается «золотым веком». Вскоре Чань в версии Хуэйнэна распространился за пределы Китая — в Корею (где стал называться Сон), во Вьетнам (Тхиен) и в Японию (Дзэн). Японские дзэн-буддисты почитают Хуэйнена под именем Дайкан Эно. В конце XX в. дзэн-буддизм широко распространился в Европе и Америке. В Тибете тогда буддизм начал вытеснять древнюю религию бон. Около 630 г. на тибетский престол вступил Сронцзангампо (617—649), который позднее стал считаться воплощением покровителя Тибета — боддхисаттвы Авалокитешвары. Правитель повелел создать тибетский алфавит и обратил тибетцев в буддизм, чему способствовали его жены — принцессы из Непала и Китая, привезшие в страну священные буддийские тексты и предметы культа. Китаянка, в частности, привезла большую статую Будды, считающуюся и поныне одной из главных тибетских святынь и хранящуюся в монастыре Джокханг. При Сронцзангампо в Лхасе был возведен знаменитый дворец Потала, который позже пришел в запустение и был восстановлен уже в XVII в. Буддизм укоренялся в тибетском обществе медленно и возобладал только в середине VIII в., благодаря проповедям Шантаракшиты и особенно Падмасамбхавы. XIII—XIV вв. Последний из рассматриваемых узлов оставил в памяти человечества неизгладимый след из-за «Черной смерти» — небывалой пандемии чумы, когда только в Европе умерло до трети населения. Следует заметить, что современные эпидемиологи, в их числе биолог и историк М.В.Супотницкий, относят чуму к природным сапронозам. Так именуется группа инфекционных заболеваний, для возбудителей которых главным естественным местом обитания служат неживые объекты окружающей среды. Время от времени возбудители, находящиеся в выявленных природных очагах чумы, переходят к паразитическому способу существования, что и ведет к эпидемиям, а смена способа существования вызывается климатическими изменениями, что было понято уже давно. Камень Солнца, иллюстрирующий мезоамериканский миф о пяти Солнцах. Корни мифа, возможно, связаны с воспоминаниями о неоднократных длительных периодах сумрака, вызванного либо извержениями вулканов, либо падением метеоров или комет. Национальный музей антропологии в Мехико. Первый историк пандемии Юстас Геккер (1795—1850) в своей книге «Черная смерть», опубликованной в 1832 г., уделил весьма пристальное внимание катастрофам, предшествующим эпидемии. Современные климатологи подтверждают реальность периода природных катастроф, который, судя по всему, начался в 1258—1259 гг. с сильнейшего извержения вулкана. Международная группа исследователей во главе с А.В.Курбатовым считает, что это был эквадорский вулкан Килотоа. Радиоуглеродный анализ датировал его извержение примерно 1280 г., а количество связанных с ним сульфатов в ледниковых отложениях Гренландии и Антарктики оказалось рекордным за последние несколько тысяч лет. Оно в несколько раз превышает то, что оставило, например, знаменитое извержение Кракатау в 1883 г. Вскоре после извержения 1258—1259 гг. началось длительное глобальное похолодание, получившее название «малого ледникового периода». С начала 1330-х годов Китай, по данным Ю.Геккера, потрясали непрекращающиеся катастрофы: засухи и наводнения, землетрясения и оползни, цунами, нашествия саранчи. Повсеместные землетрясения прошли тогда в Европе, были зафиксированы в Египте, в Сирии и в Гималаях. На острове Кипр землетрясение сопровождалось разрушительным ураганом и ядовитыми испарениями, на Сицилии извергался вулкан Этна. На этом фоне и началась пандемия чумы, которая продлилась до середины 1350-х годов. В тот период христианский мир подвергся суровым испытаниям. В Западной Европе незыблемый ранее авторитет католической церкви пошатнулся, начали возникать изуверские движения вроде секты флагеллантов. Английский богослов Джон Уиклиф (1320—1384) выступил с резкой критикой католицизма и осуществил первый перевод Библии на английский язык. Начавшаяся эпоха Возрождения породила Папский раскол 1378 г., а позднее и протестантскую Реформацию. В Восточной Европе под влиянием монахов Афона, прежде всего Григория Синаита и Григория Паламы, изменения пошли иначе, породив религиозное движение, называемое исихазмом (от греческого «исихия», что означает «покой»). В России наиболее известным исихастом того времени был Сергий Радонежский. Святой Григорий Палама. Греческая икона. Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Москва. Вообще говоря, в XIII—XIV вв. произошли многие религиозные революции, в частности, в Мезомерике на историческую сцену вышли ацтеки со своими религиозными убеждениями, в Южной Америке сформировалась религия империи инков. В иудаизме в это время начало прорываться из-под запретов тайное мистическое учение — каббала. Живший в Испании Моше де Леон (1250— 1305) обнародовал написанную на арамейском языке книгу Зохар (Сияние), которую выдавал за творение Шимона бар Йохая, жившего в Палестине во II в. н.э. Многие считают ее произведениием самого Моше де Леона, но, так или иначе, Зохар стал для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом. Полное издание Зохар в 22 томах вышло в свет в Иерусалиме в 1945—1958 гг. Однако наиболее значительная по своим историческим последствиям религиозная революция состоялась тогда в Тибете, породив северный буддизм, или ламаизм, что связано с именем выдающегося реформатора Цзонкхапы (1357—1419). Монах Цзонкхапа Лобзан Драгпа из монастыря Гумбум в Амдо основал новое движение Гелуг (желтошапочники), очистил Тибет от многочисленных лжемонахов и организовал действующую до сего времени церковную иерархию во главе с панчэн-римпоче (панчэн-ламой, панчэн-эртни) и гьялпо-римпоче (далай-ламой). Панчэн-лама считается воплощением будды Амитабхи, духовным отцом далай-ламы и обладает духовной властью. Далайлама считается воплощением боддхисаттвы Авалокитешвары и располагает светской властью. После смерти Цзонкхапы созданный им ламаизм стал широко распространяться: с конца XVI в. стал государственной религией в Монголии, позже был принят бурятами, тувинцами и калмыками. Тибетские святыни, в том числе книги Ганджур в 108 томах и комментарии к ним Данджур в 225 томах чтятся и южными буддистами. Цзонкхапа. Тибетская танка. Государственный музей искусства народов Востока. Москва. * * * Подведем итоги. Проанализировав последние 5 тыс. лет существования человечества, мы увидели, что примерно через каждые 700 лет (расчеты показывают, что через 675±5 лет) природа начинает «безумствовать» и на Земле учащаются катаклизмы, подобные тем, которые приходится наблюдать нашим современникам. Изменения геофизических параметров на Земле в 1950—2010 гг.: a — количество сильных землетрясений (с магнитудой 7 и выше) за год (по данным сайта http://seismograph.ru); б — скорость перемещения северного магнитного полюса (в градусах за год; по международной аналитической модели магнитного поля). Землетрясения учащаются, мощность их возрастает, извержения вулканов приводят к климатическим изменениям, которые порождают наводнения, засухи и эпидемии. Такие периоды сопровождаются, а может быть, и провоцируются падением метеоров и комет, а однажды «безумство природы» дошло до потрясения магнитосферы и магнитного экскурса, лишивших жителей Земли защиты от космических лучей, усиливших радиацию и породивших массовые мутации. Период природной нестабильности длится, как правило, более века и сопровождается переселениями народов, падением и возникновением цивилизаций, причем все главные религиозные революции оказываются так или иначе приуроченными именно к таким периодам. Причины цикличности остаются пока неизвестными, но в качестве рабочей гипотезы можно предположить, что 675-летний цикл — это цикл глобальной планетарной разгрузки накапливающихся тектонических напряжений. Мы живем в очередную такую узловую эпоху, и уточнение причин цикличности может оказаться жизненно важным для всего человечества, поэтому к нему стоит приложить адекватные усилия. Литература 1. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 2001. 2. De Vore N. Encyclopedia of astrology. N.Y., 2005. 3. Лукиан Самосатский. Сочинения. В 2 т. Т.2. СПб., 2001. 4. Masse W.B. The archaeology and anthropology of Quaternary period cosmic impact // Comet/Asteroid impacts and human society: An interdisciplinary approach. Berlin, 2007. P.25—70. 5. Ветхозаветные апокрифы. СПб., 2001. 6. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1. М., 1956. 7. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. М., 2009. 8. Malmström V.H. Cycles of the Sun, Mysteries of the Moon: The Calendar in Mesoamerican Civilization. Austin, 1997. 9. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Встреча культур. М., 2000. 10. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М., 1991. 11. Pliny. Natural history. The Loeb classical library. V.1. Book 2, 30. L., 1967. 12. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Наука поэзии. М., 2009. 13. Флавий И. Иудейские древности. Кн.15. Гл.5.2. Минск, 1994. 14. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. Кн.2, 14. М., 1993. 15. Stephen M. A history of the later Roman Empire, AD 284-641: The transformation of the ancient world. Oxford, 2007 Об авторе. Юрий Исаевич Блох, доктор физико-математических наук, профессор. Область научных интересов — геофизика, обратные задачи, автоматизированные системы интерпретации геофизической информации, история наук о Земле Источник: Ежемесячный естественнонаучный журнал РАН "ПРИРОДА" • №6 • 2011 |
|