13:54 Проблема существования в мире Зла, или Оправдание Бога |
Солнце — оно злое или доброе? А дождь и бог дождя? Богиня земли? Разные они, боги — когда добрые, когда — злые. Не всесильные и не всемогущие, подвластные земным страстям и страданиям, почти как люди — только могущественнее. Добро и зло были понятиями относительными. С появлением в сознании людей фигуры Бога, сверхъестественного творца мира, который сам устанавливает мировые законы, им не подчиняясь, возникла одна серьезная проблема. Проблема существования в мире Зла: почему оно вообще существует и почему Бог дозволяет его существование. Попробуем развернуть эту проблему в виде диалога (все вопросы/ответы — реально увиденные/услышанные мной). Почему Зло существует? На этот вопрос дается несколько вариантов ответа. Самый древний, данный зороастрийцами — у Бога (Ахурамазды) есть равный ему по силам соперник (Ангро-Манью). Другой вариант, данный катарами — материальный мир отдан во владение дьяволу, и Бог не правит в нем. Но мы обратимся к традиционным аргументам… Ответ: Всё зло в мире — следствие свободной воли человека, которой его наделил Бог. То есть человек выбирает совершить зло, и тем самым его создает. Бог мог бы искоренить в человеке тягу ко злу, но тогда человек превратился бы в послушную марионетку. Вопрос: В таком случае возникает сразу же вопрос, откуда в человеке тяга ко злу? Если Бог создал человека по образу своему и подобию, то откуда в человеке страсть к убийству, воровству и другим смертным и не очень смертным грехам? Ответ: существует дьявол (Сатана), который соблазняет человека и сбивает его с пути развития и совершенствования. Вопрос: почему тогда Бог позволяет существовать Дьяволу? Ответ: Бог использует его в своих целях. Т.к. развитие человека чаще всего происходит в ситуации испытаний, горя и боли, чем в моменты радости и счастья. Только трудности и препятствия стимулируют нас к развитию. Т.к. Бог — существо всеблагое, то зло от него исходить не может, поэтому Он дозволяет Сатане испытывать людей. Как говорил кто-то из святых, «пламя судьбы одних людей закаляет, а других — испепеляет». Вопрос: за что тогда испытаниям подвергаются младенцы, в которых еще даже сознание не пробудилось? Дети в Беслане?… За что им это, ведь они еще не способны извлечь те уроки, которые может извлечь взрослый?(*) Ответ: зло творят люди, или Сатана посредством людей, а не Бог. Вопрос: но данный ответ опровергает мысль, что зло — суть испытания Бога, которые Он через Сатану посылает людям (кстати, эта идея озвучена в Книге Иова). Либо испытания — от Бога, тогда за что достается младенцам, либо — выбор людей, которых совратил Сатана. Ответ: возможно и то, и другое. Сам принцип свободы воли означает, что любой человек может подвергнуть испытанию злом другого… Гибель младенца может быть жестоким уроком и испытанием для родителей, это — им урок, а убийца станет невольным орудием наказания. Вопрос: так младенец-то при чем? Он просто расходный материал? Ответ: нам не дано знать всех замыслов Бога, его пути неисповедимы.(**) Вопрос: но это — не ответ, а уход от него. Да, Бог непостижим и непознаваем, но тогда откуда мы знаем, что Он — Благое существо? Тут мы переходим ко второму глобальному вопросу, связанным с существованием Зла: Почему Небеса молчат? Если мы принимаем идею благого, милосердного Бога, тогда остается непонятным вопрос о том, почему Небеса не вмешиваются и оставляют людям истреблять друг друга. Да, у человека есть свобода воли, но когда эта свобода реализуется на тех, кто сам эту свободу просто не может реализовать — почему молчат Небеса, не отвечая на молитвы?(***) Если убийца убивает в тихом переулке детей (а такое, увы, не редкость), где нет других людей — на чьей стороне Бог? Почему он не вмешивается в то, что происходит? Почему Небеса молчали в нацистских концлагерях? Молчали в Камбожде, Руанде… И множестве других стран и времен, когда насилие переходило все границы? Ответ: есть известная притча про то, как один человек молил Бога спасти его во время наводнения, и Бог ему трижды посылал помощь — в виде бревна, плота и лодки, но человек отказывался от помощи, надеясь, что Бог сам его спасет. И утонул… Многие люди, спасшиеся после всех этих чудовищных событий, благодарят Бога за спасение. Вопрос: но сколько не могут, потому что погибли? И неужели все пострадавшие не перебирали все возможные варианты спасения(****) и отворачивались от соломинки, за которую можно было бы ухватиться? Ответы: (в этом пункте разговора нередко начинают теряться, подыскивая возможное объяснение ситуации). Люди сами виноваты и получают по грехам своим (и тогда Бог, по их мнению, превращается в жестокое, карающее существо). (Либо снова и снова возвращаемся к идее свободы воли, которая уже явно не способна объяснить всего, что происходит.(*****) Еще больше ситуация запутывается, когда задается следующий вопрос): Вопрос: а как быть с людьми, пострадавшими не от других людей, а от стихийных бедствий? Ответ: а разве люди не причинили вреда природе своим хищническим отношением к ней? Вот природа и мстит за преступления по отношению к ней.(******) Вопрос: то есть природа наделяется разумом, и получается, она действует по своей воле? Ответ: мстит — это образное выражение. Речь идет о том, что стихийные бедствия — последствия человеческих поступков и действий по отношению к природе. Вопрос: и даже землетрясения и извержения вулканов? Ответ: они происходят там, где концентрация насилия и гнева превышает все возможные пределы, и Земля реагирует на это. Стихийные бедствия часто происходят там, где много насилия и войн. То есть вновь мы возвращаемся к ответственности. Вопрос: а если эпицентр землетрясения — в центре Тихого Океана, вдалеке от земли? Или извержение вулкана — на мирном острове Исландия? Тоже грехи человеческие? Кроме того, возникает новая проблема: коллективная ответственность. Получается, что Бог ее признает, и за грехи одних людей платят совсем другие. Невинные.(*******) Почему гибнут невинные, если справедливость — атрибут Бога? Ответ: нам не дано понять действия Бога. Если ученые ставят медицинские эксперименты на обезьяне, чтобы спасти жизни людей и даже других обезьян от опасной болезни — понимает ли эта обезьяна причину своих мук? Нет, но смысл в них — есть (это пример В.Франкла о скрытом смысле). Вопрос: но обезьяна не молится и не славит человека… Скорее, она его ненавидит. Как следует поступить человеку, если он действительно находится в роли этой обезьяны? Откуда, опять-таки, мы знаем, что замыслы у Бога — добры? Ответ: создатель Вселенной, жизни и разума вряд ли будет злым. Вопрос: но как так вышло, что вся цепочка жизни на нашей планете построена на бесконечной веренице убийств живых существ? Не убьешь (прямо или косвенно) — не поешь. Только растения в большинстве своем не убивают — и служат кормом для других живых существ… Почему мы не можем — как растения? Ответ: до грехопадения всё было так, и никто никого не убивал. Но когда человек, Адам, царь природы, согрешил, то с ним изменился и весь мир, и весь мир стал жесток. Комментарий без вопроса: и снова мы приходим к принципу коллективной ответственности. Теперь за грехи одной пары людей, Адама и Евы, отвечают не только все их потомки, но и вся планета.(********) Не виновная в том, что было совершено, даже если принять на веру миф о грехопадении. По сути дела, центральный вопрос в деле об «оправдании Бога» звучит так: «Почему страдают невинные?» И чаще всего звучит ответ: «невинных — нет». Илья Латыпов ============================= Дополнение от Vodolei. Оправдание Бога (*) «Дети в Беслане?… За что им это, ведь они еще не способны извлечь те уроки, которые может извлечь взрослый?» Сложный вопрос? Или не очень? А как вы думаете — те люди, что совершают преступления против детей — должны быть наказаны? Например эти: http://samlib.ru/m/malxcew_s_a/0007_ritualnoe_nasilie_001.shtml РИТУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ, ПРАКТИКУЕМОЕ ИЕРАРХАМИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, ЧЛЕНАМИ КОРОЛЕВСКИХ СЕМЕЙ… и т.д. — людям впечатлительным лучше не читать. Очевидно, что должны. А каким образом? Не тем ли самым, что они «заработали»? «Что посеял человек — то и пожнёт»… С точки зрения людей, не видящих и не знающих, в т.ч. с научной точки зрения — проблема не имеет решения. Ни дети, ни их родители не понимают, в чём смысл происходящего. Но с точки зрения множественности человеческих жизней и ответственности человека перед Вселенной — всё объяснимо. (**) «нам не дано знать всех замыслов Бога, его пути неисповедимы» Вселенная, создав человека, предоставила ему Правила безопасной жизнедеятельности — первоисточники, которые говорят одно и то же о Мире и человеке и цели его жизни. (***) «почему молчат Небеса, не отвечая на молитвы?» Небеса никогда не молчат, это человеку кажется, что молчат. Иисус сказал: «прОсите — и не получаете, потому что прОсите не на добро». Это — одна сторона. Другая сторона — человек через свои ошибки сам отгораживается от Вселенной и от её энергий, которые есть его здоровье и благополучие. Человек, который ненавидит, осуждает, лжёт и т.д., САМ — через эти ошибки — как бы строит стену между собой и Вселенной, отрекается от Бога. Но Бог и в этом случае НЕ ОТРЕКАЕТСЯ от человека. (****) «неужели все пострадавшие не перебирали все возможные варианты спасения» Все возможные варианты, говорите? Люди не используют даже самые элементарные, например такой — отправляя ребёнка на улицу, или отправляясь сами, или перед поездкой, сказать — с Богом! — и только это гарантирует практически 100%-ную защиту от всех опасностей. Недавний пример: льдина с крыши упала на коляску с ребёнком. Льдина, которая висела там не один месяц, словно ждала, когда появится коляска с ребёнком, и упала не на пять секунд раньше, не на пять секунд позже, а именно в это время. (*****) «возвращаемся к идее свободы воли, которая уже явно не способна объяснить всего, что происходит» Правильное понимание свободы воли состоит в том, что у человека всегда есть возможность сделать разумный выбор, как лучше для всех. Ложное понимание свободы воли — делать всё что захочу — есть вседозволенность и ведёт только к созданию проблем. (******) «Вот природа и мстит за преступления по отношению к ней» Помните — Порфирий Иванов говорил: не плюйте на улице — и не будете болеть. Люди переставали плевать — и переставали болеть. Даже учОные заметили — и поспешили свои пять копеек вставить: это происходят микропрививки, и потому люди перестают болеть. Никаких микропрививок. Представьте человека, который плюёт в человечество — т.е. в каждого встречного. Что с ним будет? Правильно, и с плевками в природу получается примерно то же самое. (*******) «за грехи одних людей платят совсем другие. Невинные» Это только кажется, на самом деле люди и свои-то грехи не отрабатывают, а если человек становится на путь роста, то его карма значительно облегчается. Например, он в соответствии с кармой должен сгореть. Если его карма облегчается, то он может — обжечься, или стать свидетелем пожара, или прочитать о пожаре, но в любом случае эта информация ему придёт. (********) «Теперь за грехи одной пары людей, Адама и Евы, отвечают не только все их потомки, но и вся планета» Это религиозный миф, не бывает такого, чтобы за ошибки одних людей страдали другие, люди и свои-то ошибки не отрабатывают в полной мере. Никогда наказание не бывает больше, чем накосячил сам человек. «Если твои планы не сбываются — знай, что планы Бога всегда лучше человеческих». |
|
Всего комментариев: 22 | |||||||||||||||
|