18:05 Протест на обочине 2 |
Кирпич Все рассуждают о растущей на дорогах разобщенности. Регулярно помогают с поломками только дагестанцы — и своим, и прочим. — А лица славянской национальности — в редких случаях, — говорит кто-то из водителей. Сейчас именно на дагестанцев равняются все, кто участвует в стачке. Хотя и понимают, что у тех менталитет другой — горизонтальные связи держатся на родстве и землячестве; мотивация тоже другая — все ездят с бешеным перегрузом, и протест вызван не столько «Платоном», сколько внедрением на дорогах вкупе с «Платоном» строгого весогабаритного контроля. Тем не менее именно в Дагестане наблюдается самый активный протест. И наиболее принципиальный, как кажется со стороны. Допустим, до стачки за рейс из Махачкалы в Москву предлагали 60 тыс. рублей, теперь — на сотню тысяч больше. А они все равно не едут. Уважаем, говорят рязанцы.
Размежевание наиболее отчетливо проявилось в первый день стачки, когда протестующие стали общаться по рации с потоком и пытаться объяснить, зачем стоят на обочине. Вот тут-то они и наслушались о себе разного. Мат-перемат был сплошной в эфире, один негатив, вспоминают водители, со всех сторон позорили: самое безобидное, что было сказано, — «Ни фига у вас не получится». Ключевые слова здесь, конечно, «у вас». Ну, и, разумеется, сыпались обвинения в том, что участники стачки куплены. — Дайте угадаю. Навальный? Они растеряны из-за того, что их коллеги не понимают очевидного: прямо сейчас на дальнобойщиках проверяют, можно ли и остальных нагибать. Вот же прибор «Платона», пять лампочек, горит пока только одна — для грузовиков, а потом включат остальные: начнут брать деньги и с «газелей», и с автобусов, а там и до легковушек доберутся. Дальнобойщики предлагают «газелистам» присоединяться. Но те пока чешут затылки. Это наш менталитет: пока гром не грянет, говорят рязанские активисты, а потом поздно будет. — Эх, встали бы мы как один, — вздыхает Игорь Хатунцев, — или как каждый второй хотя бы. Он посчитал, что «Платон» будет вынимать из его семейного бюджета до 200 тыс. рублей в год, а потом и 370 тыс., когда поднимут тариф. Еще три года назад он мог себе позволить поставить своего «американца» в сервис и мечтал, что вот-вот накопит на новую машину. Но теперь речи об этом нет — после падения рубля все расходные взлетели в цене, а расценки на перевозки остались прежними. В голове у Игоря складывается идеальная картинка: надо запустить, говорит, стоящие заводы, чтобы пошел товарооборот. Свое надо производить, а то грузим все китайское — не вспомнить уже, когда перевозил что-то сделанное в России. Люди пойдут туда работать, и дорога очистится от посторонних, которые ездят из безысходности: военных пенсионеров, бывших ментов, разорившихся торгашей, сокращенных инженеров… Они демпингуют (в результате понижаются тарифы на перевозки), провоцируют ДТП. А репутация-то у всех мокнет. Его бы устами да мед пить! Но он, чистая душа, верит, что все это возможно. Что касается наиболее активной части рязанских протестантов, тут что ни человек, то характер. Да ярко выраженный, непримиримый — каждый по-своему! Но есть общая черта: обостренное чувство справедливости, и здесь не тот случай, когда надо извиняться за пафос. Татьяна Сячнева — двигатель внутреннего сгорания местного сопротивления грузоперевозчиков Игорь Например, Татьяна Сячнева, которая отвечает за всю координацию стачки. Она — связующее звено между людьми, а кроме того, занимается правовой поддержкой водителей, если тем приходят неоправданные, по их мнению, штрафы, в том числе и «платоновские». Окончила отделение туризма и сервиса. Отрасль грузоперевозок знает досконально. В свое время работала «табуреткой», как на языке дальнобойщиков зовутся диспетчеры, и владела несколькими грузовиками, но продала их два года назад, еще до начала всех связанных с «Платоном» протестов. Сейчас ее основное место работы — офис ОПР. Татьяна удивляется тому, как хитроумно устроены некоторые ее земляки-коллеги: — Они с нами не стояли, некоторые даже насмехались над нами: куда лезете, говорили. А потом им штраф приходит, и они нам звонят: что делать, помогите! Нет, ну что за люди? Пытаешься понять, как молодая дама оказалась едва ли не центральной фигурой протеста водителей, его мотором, и выясняется, что дело не столько даже в «Платоне», сколько в желании обустроить окружающее пространство по справедливости. Это слово «справедливость» в речи Татьяны, в речи ее товарищей появляется регулярно, словно присказка или заговор. «Разве справедливо поступили с моим отцом?» — спрашивает она и рассказывает историю, подтолкнувшую ее к протестной деятельности. Отец Татьяны Сячневой, офицер, почти тридцать лет отдал армии, служил связистом. Горел работой, был патриотом своей страны. Но страна не оценила. Копеечная пенсия, квартира в отдаленном поселке, бывшем военном городке. Там он и умер скоропостижно. Татьяна пыталась вызвать «скорую», но ей ответили, что в такую глухомань не ездят. Тогда она вызвала полицию. Те приехали, походили брезгливо, только что ногой тело отца не пнули. Она наорала на них: «Вы же сами на службе!». Они отвечали: «Мы же не знали, что он военный». Она им снова: «А если б не военный? Какая разница. Это же человек». Полицейские сначала предложили ей самой везти мертвого отца в морг: «У вас же есть машина». А потом предложили: «Или можем к себе закинуть». «Так и выразились: закинуть», — говорит она, еле сдерживая возмущение, чуть не плача, хотя столько времени уже прошло. — У меня тогда в голове что-то произошло, щелкнуло… Я подумала: так в моей стране не должно быть — надо исправлять то, что ошибочно устроено. И тут как раз началась стачка против «Платона». Еще Татьяна вспоминает, как в первые дни стачки все выбегала и выбегала к краю дороги навстречу груженым фурам, руками размахивала, знаками показывала: парни, не стыдно вам, мы бастуем, а вы едете! — И что — был результат? Хрен там Или взять Максима. Так он в Казани просто взял да и перекрыл трассу — тоже увидел несправедливость. — Лет шесть назад дело было, — вспоминает он. — Гололед страшный, ехать невозможно. Все ругаются, плюются. Я им говорю: чего плеваться — надо поперек вставать, чтобы вызвали машины-посыпалки. В истории с «Платоном» Максим не может понять логики. Надо было бы сначала обустроить федеральные трассы так, чтобы по ним было комфортно ездить, а потом уже брать деньги с перевозчиков за пользование ими. — Дороги такие, что водители с 30-летним стажем все ямы собирают и колеса теряют. А как по тахометру работать, если мест для отстоя раз-два и обчелся? Поэтому любого из нас сотрудники ДПС могут оштрафовать за нарушения временного режима перевозки. Или попробуйте, допустим, после десяти вечера найти свободное место на парковке. Хрен там. Зато если попробуешь, желая сэкономить деньги, проложить маршрут по бесплатным региональным дорогам — ничего у тебя не выйдет, и навигатор вернет твою машину на федеральную трассу, где «Платон» и прочие фискальные прелести. Максим на пару с Дмитрием Анатольевичем с ностальгией вспоминают прежние времена, когда за порядком на дорогах следили бандиты. Ты им тоже платил за проезд, как и «Платону», говорят, но, в отличие от «Платона», они-то помогали. Раз Дмитрий Анатольевич сломался на трассе, позвонил им — и они пригнали кран, захватив с собой электрика, а в другой день свозили его в автомагазин за запчастями. «Вот это я понимаю, люди слова, — заключает Максим, — не то что сейчас — содрали денег и ни за что не отвечают». Дмитрий Анатольевич даже хранит бандитскую справку о том, что им оплачено право на проезд по какому-то участку уральской дороги, и сообщает, что недавно в Челябинской области видел, как снова начали выдавать такие же.
Более-менее Вот самое важное понятие этого протеста. Не «Платон» и даже не справедливость. Свобода. За свободу идет борьба на рязанской обочине. Многие из тех, кто занимается частными перевозками, выбрали такую деятельность не столько потому, что она денежная, а чтобы работать на себя, не на дядю. — Вы знаете, как наемные водители в компаниях называют их владельцев между собой? Баре. Барин то сказал, барин это приказал, — возмущенно сообщает Алексей Борисов. — Я им говорю: «Ребята, не позорьтесь. Вы же не холопы». А они даже не понимают, о чем я. К разочарованию участников стачки штрейкбрехеров оказалось значительно больше, чем предполагалось. Но всегда есть такие, кто стоит до конца С Алексеем не все согласны: — Все равно у них есть зависть к нам, пусть даже подсознательная. Они знают: мы хоть и на гнилом «Камазе», зато у нас относительная вольница. Рязанские протестанты уверены, что основная цель системы «Платон» — уничтожить перевозчиков-частников как класс, искоренить вольных водителей, привыкших к ответственности, риску, надеющихся только на себя, знающих цену свободному предпринимательству. — Ведь человек, у которого есть свое дело, для власти неудобен. Он не люмпен, поскольку у него есть собственность, и он ее защищает, выходит на улицу, когда ее отнимают. А наемный никогда не выйдет, если ему более-менее вовремя платить более-менее человеческую зарплату. То же самое, посмотрите, происходит с фермерами, которых топчут агрохолдинги, и с магазинчиками, которые закрываются под натиском ретейлеров. К тому же дальнобойщики — не те, кому просто в уши надуть. Мы ездим по всей стране и видим, что картинка за окном нашего автомобиля не всегда совпадает с той, которую показывает телевизор. Мягко говоря. Сами Первыми начнут уходить с дороги те, кто имеет несколько машин, считают рязанские активисты: у них издержек больше, чем у тех, кто работает на одной. Виктор Субботин, еще один активный участник стачки, — тому подтверждение. У него пять машин. Три собирается продавать: из-за «Платона» и прочих фискальных новаций, которые все придумывает государство. Он говорит, что такой парк тянуть уже не сможет. Оставит два автомобиля для работы: себе и сыну. А от наемников откажется. Мы заехали к нему в гости в городок Лесной, в полусотне километров от Рязани. У Виктора большой дом, зажиточное хозяйство, крупный участок земли, грузовики стоят тут же, под ногами крутятся восемь кошек и три собаки, — почти все подобранные, прибились… Все это результат двадцати лет тяжелого труда практически без отпусков. Виктор Субботин — человек, сделавший себя сам. Собирается распродавать свои грузовики из-за «Платона» Виктор Субботин — классический пример человека, который сделал себя сам. Родился в деревне, где не было электричества, так что до второго класса школы читал и делал домашние задания при керосиновой лампе. Начинал с «КАМаза», купленного на двоих с товарищем. Видно, что грузовики — любимое его занятие, дело всей жизни. В его туалетной комнате обнаруживается том под названием «Краткая история власти и собственности в России и в мире». В нагрудном кармане рабочего комбеза Виктор носит «Зелу» — радиоустройство, с помощью которого общаются участники стачки. Оттуда доносится монотонный монолог — какой-то человек рассказывает, что делать со стачкой дальше; по интонациям очень напоминает «Эхо Москвы» с их традиционной установкой под названием «замуровали демоны». Полтора месяца назад сестра Виктора Николаевича, попав под сокращение, уволилась с местного предприятия. Позже кое-как устроилась уборщицей в санаторий, получает четыре тысячи рублей — другой работы в округе нет, только пивзавод еще держится. — В Советском Союзе все было человечнее, — говорит Виктор Субботин. — Государство тобой интересовалось. А сейчас ты никому не нужен. Что ты есть, что тебя нет — без разницы. Челноки и дальнобойщики-частники — это люди, поднявшие экономику новой России. Памятник бы поставить в нашу честь, а нас все доят и доят. Его супруга Елена, хлебосольная, гостеприимная, ему поддакивает: — Вы знаете, мы ведь все время работали, ничего от государства не требовали, все налоги платим. А я даже на самолете ни разу за свою жизнь не летала, и так мне на море хочется! * * * Алексей Борисов тихонько напевает что-то остросоциальное: «Я так люблю свою страну и ненавижу государство». Татьяна Сячнева тем временем советует фильм под названием «И проиграли бой». Там рассказывается, говорит она, как американские трудящиеся отстаивали свои права. — Вроде ничего у них не получилось. Но ведь это с них все началось: и восьмичасовой рабочий день, и нормированные графики, и зарплата… Я посмотрела это кино и подумала: это же точь-в-точь о нас. История «Платона» |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |