Запуски ракет-носителей «Протон-М», запланированные на 2017-й год, отложены на неопределенный срок. Причина — тотальная проверка качества на предприятиях «Роскосмоса». Об этом в среду, 25 января, сообщили агентству «Интерфакс» в пресс-службе госкорпорации.
«Ведутся дополнительные испытания. Этим объясняются и возможные задержки пусков РН „Протон". Главное не торопиться и убедиться еще раз в полной надежности техники и соответствии регламентам материалов, из которых она производится», — подчеркнули в пресс-службе.
Напомним: ранее газета «Коммерсант» сообщала, что «Роскосмос» принял решение отозвать на Воронежский механический завод (ВМЗ) ракетные двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214, которые устанавливаются на вторую и третью ступень «Протона-М».
Проблема с жидкостными РД вскрылась в ходе огневых испытаний одного из двигателей второй ступени. По результатам расследования выяснилось: при сборке вместо материалов с содержанием драгметаллов использовались менее жаростойкие, от других типов двигателей, выпускаемых на ВМЗ. Почему подмена материалов осталась незамеченной, сейчас разбираются сотрудники ФСБ, прокуратуры и СКР.
В итоге на выездном совещании руководства «Роскосмоса», состоявшемся в Воронеже 20 января, было решено отозвать на завод-изготовитель для проверки все без исключения двигатели «Протонов», выпущенных на ВМЗ за последние несколько лет. Это десятки единиц, включая те, что уже доставлены на Байконур.
Напомним: 1 декабря 2016 года по вине ВМЗ — из-за разрушения двигателя РД-0110 — произошла авария ракеты-носителя «Союз-У», и был потерян грузовой корабль «Прогресс МС-04». Все третьи ступени ракет семейства «Союз» с двигателем, приведшим к аварии, были отозваны на ВМЗ для проверок. Гендиректор завода Иван Коптев подал заявление об отставке по собственному желанию в связи с «неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции».
Теперь исправлять ситуацию на ВМЗ поручили другому двигателестроительному предприятию — НПО «Энергомаш». Ему предстоит провести аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на ВМЗ. Проверки скажутся на сроках пусков «Протонов».
Всего в 2017 году «Роскосмос» планировал провести 27 пусков, из которых минимум восемь приходилось на «Протоны». Уже в первом квартале должен был состояться коммерческий запуск геостационарного спутника связи Echostar 21, во втором — коммерческие запуски телекоммуникационных спутников Hispasat 30W-6 (1F) и Asiasat 9. Теперь «Роскосмосу», по всей видимости, придется платить солидные штрафы за перенос сроков. Сдвигаются и пуски в интересах госзаказчика — военного спутника связи «Благовест», трех спутников «Глонасс-М», гидрометеорологического аппарата «Электро-Л», двух спутников Космических войск РФ. Причем, по экспертным оценкам, сроки пусков «Протонов» «поехали» ощутимо — с февраля они отложены как минимум до лета.
Что происходит в космической отрасли, чем расплатится Россия за ошибки двигателестроителей?
— Если действительно решено отозвать на ВМЗ все исключения двигатели для «Протонов», «Роскосмос» понесет серьезные издержки, — отмечает гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — С финансовой точки зрения, речь может идти о нескольких сотнях миллионов долларов. Но главные потери будут имиджевыми. В 2016 год мы потеряли лидерство в пусках из-за серии аварий ракет «Протон», которые происходили 2−3 года назад — как раз столько времени проходит от заключения контракта до пуска. Можно сказать, мы пожинали плоды прежних неудач. Теперь, надо думать, доверие иностранных заказчиков к российской космической технике снова будет подорвано, и лавры главного «космического извозчика» мы вернем нескоро.
«СП»: — Почему вообще возникла такая ситуация на ВМЗ?
— В космической отрасли работают люди из российского общества — не хуже и не лучше. Зачастую они относятся к своей работе довольно небрежно. Я с подобным отношением сталкивался еще в нулевые, в период своей работы в центре Хруничева. Логика сотрудника проста: рядом умный сосед работает, поэтому я могу и накосячить. В результате, ошибку не замечают оба.
Такая ситуация случалась не раз, и дело доходило до аварий. Классический пример — авария ракеты-носителя «Протон-М» со спутниками «Глонасс» в июле 2013 года. Как установило следствие, крушение произошло из-за неправильной установки датчиков угловых скоростей. Их перевернули на 180 градусов, то есть поставили вверх ногами. Это исказило работу системы управления ракеты-носителя, вызвало ее падение и разрушение. Ущерб превысил 5 миллиардов рублей.
Что характерно, никто этой ошибки не заметил. В итоге, к уголовной ответственности привлекли электромонтажника, мастера и контролера предприятия, плюс представителя Минобороны РФ, который не проверил точность установки датчиков.
Не исключено, и в нынешнем случае события развивались по похожей схеме: кто-то «умный» материалы заменил, другой не посмотрел, третий не проверил, а четвертый сказал «вы правильно сделали». Конечно, с этим нужно что-то делать.
«СП»: — «Протоны-М» можно заменить другими ракетами-носителями?
— Пока в строй не вошла «Ангара», «Протон-М» — единственная ракета-носитель грузоподъемностью 22 тонны (при выводе груза на опорную орбиту). Если говорить о коммерческих контрактах, заказчик может перейти на ракеты-носители серии Falcon американской компании SpaceX. Но главный заказчик нашей космической отрасли — Минобороны РФ — лишен такой возможности.
Военные спутники, предназначенные для «Протонов», слишком тяжелы, и не могут быть доставлены на орбиту «Союзами».
«СП»: — «Ангара» лучше «Протона-М»?
— По грузоподъемности и некоторым характеристикам — лучше. Это новое изделие, у него должна быть выше надежность и качество. Но есть вопросы к стоимости «Ангары». Стоимость высока, и это связано с тем, что «Протон-М» — давно освоенное изделие, с которым заводы привыкли работать.
«СП»: — «Роскосмос» поручил исправлять ситуацию в Воронеже НПО «Энергомаш». Почему именно ему?
— Конструкторское бюро химавтоматики (КБХ), которое является разработчиком двигателей для второй и третьей ступеней ракет-носителей «Протон», входит в структуру, возглавляемую «Энергомашем». Кроме того, такое решение может быть связано с личностью гендиректора «Энергомаша» Игоря Арбузова. Он прежде возглавлял предприятие «Пермские моторы», которое выпускало двигатели для первой ступени «Протонов». В космической отрасли считается, что работа предприятия при Арбузове была безукоризненной.
Возможно, команду Арбузова, которая работала с ним в Перми, хотят подключить к аудиту ВМЗ. К тому же именно «Энергомаш» назначен головным предприятием отрасли по двигателям, и ВМЗ, можно сказать, находится на пути вхождения в «Энергомаш».