17:06 Рассекреченный доклад польского МИД.![]() |
Россия является извечным врагом Польши и по сей день руководствуется целями имперского возрождения, является непредсказуемой в своем поведении. Некоторые сторонники этих взглядов (например, руководители PiS) заходят так далеко, что утверждают, что в своей нынешней политике Россия снова стремится к включению Польши в сферу своего влияния. Поэтому ведение какой угодно активной политики с Россией не имеет смысла, так как грозит Польше мошенничеством и жульничеством со стороны РФ, шантажом и угрозами с ее стороны, и в результате – поражением польской политики. Действующий глава МИД Польши Витольд Ващиковский считает, что этот документ был началом отказа польского правительства от проукраинской политики в пользу пророссийской, хотя в самом докладе говорится, что никакого "перелома" в отношениях Москвы и Варшавы ждать не стоит. При этом о критике позиции руководства "Права и справедливости" по внешней политике министр Ващиковский не упоминает и больше акцентирует внимание на просчетах авторов доклада в отношении России. Сейчас этот доклад рассекречен и обнародован. С Москвой нужно вести диалог, потому что это делает Польшу ценной для Запада, а Украину пора прекращать только хвалить и нужно начинать "приязненно критиковать". Так в 2008 году МИД Польши оценивал свои внешнеполитические приоритеты. Доклад (не весь): За прошедший период, в частности во время правления PiS (партия "Право и справедливость"), из-за поверхностного анализа и оценок, а также нередко демагогических суждений, распространяемых медиа, установился определенный канон восприятия и представления России и Украины, а также целей польской политики в отношении этих государств. Этот канон можно назвать "патриотической правильностью", и его нарушение грозит политическими и медийными атаками, обвинением в пренебрежении "народными интересами" и так далее. Основные определения этого канона сводятся к следующим аксиомам: Россия является извечным врагом Польши и по сей день руководствуется целями имперского возрождения, является непредсказуемой в своем поведении. Некоторые сторонники этих взглядов (например, руководители PiS) заходят так далеко, что утверждают, что в своей нынешней политике Россия снова стремится к включению Польши в сферу своего влияния. Поэтому ведение какой угодно активной политики с Россией не имеет смысла, так как грозит Польше мошенничеством и жульничеством со стороны РФ, шантажом и угрозами с ее стороны, и в результате – поражением польской политики. Создавая отдельный цивилизационный полюс и стремясь к восстановлению сферы влияния на всем постсоветском пространстве, Россия неизменно будет входить в конфликт с Польшей, жизненным интересом которой является содействие независимости стран этого региона (особенно его восточноевропейской части) через привлечение их к институтам западного мира. Поэтому Польша должна поддерживать эти страны, пока они демонстрируют – фактически или хотя бы формально – готовность сопротивления Москве, укреплять в них эту готовность, консолидировать эти страны вокруг себя, быть их адвокатом на Западе. Наша политика в отношении России с одной стороны, и остальных постсоветских государств с другой – это игра с нулевой суммой. Или поддерживаем независимость этих государств на пути их активного сближения с Польшей и – при нашем посредничестве – с Западом, или, контактируя с Россией, фактически подпитываем имперскую и агрессивную политику Кремля. Резюмируя вышесказанное, можно сказать: ставим или на Украину, или на Россию. Третьего не дано. Все вышеперечисленные утверждения выглядят логично, исторически и политически обоснованными. Но это полуправда, прежде всего из-за сужения современного политического контекста: не принимается во внимание наше членство в ЕС и НАТО. Эти утверждения не принимают во внимание тот факт, что современная Польша не стоит "один на один" против России, а входит в состав указанных интеграционных объединений, которые имеют собственные интересы и взгляды на Россию, учитывающие только в определенной мере положение и интересы Польши. В случае с современной Российской Федерацией можно обоснованно полагать, что она стремится к восстановлению статуса сверхдержавы, которая участвует в принятии решений по глобальным проблемам. Восстановление этого статуса связано с восстановлением российского влияния в постсоветских странах (в частности, в зоне СНГ). Но значит ли это, что Россия встала на путь своих предыдущих имперских воплощений: Российской империи и Советского Союза? [Попытка ответить на вопрос] Принимая во внимание непрекращающуюся заинтересованность Запада Россией, которая не идет ни в какое сравнение с заинтересованностью любыми другими постсоветскими странами, в том числе Украиной, польское понимание российских дел в эпоху информационной меритократии имеет едва ли не ключевое значение для нашего позиционирования в западном мире. Чем больше мы знаем о России, тем точнее сможем ее оценить, тем сильнее сможем повлиять на общую политику ЕС и в целом Запада в отношении России и всего постсоветского пространства, в том числе Украины. Поэтому нет никакого противоречия в политике в отношении России и Украины. Упущения и эскапизм в польской политике в отношении РФ необходимо признать не проявлением "твердой дипломатии", а проявлением польского комплекса неполноценности, дилетантства и страха. Как показывает история, Польша с ее потенциалом, особенно культурным и интеллектуальным, может проводить амбициозную политику в отношении России, тем более сейчас, когда мы интегрированы в ЕС и НАТО. Отношения с Украиной, приобретающие черты стратегических, имеют важное значение для польской внешней политики после 1991 года. Привлечение Украины к институтам западного мира, которое завершится ее будущим членством в ЕС и НАТО, ведет к демонтажу постсоветского пространства и окончательной деимпериализации России. При этом следует помнить, что при всех шагах по модернизации и демократизации Украины (доказательством чего были последние выборы) эта страна реформируется по пути, отличному от польской и среднеевропейской модели трансформации. В Украине остаются сильными "постсоветизмы", которые проявляются в особой политической культуре, в существовании олигархических групп и разгуле коррупции. Политический процесс и процесс принятия решений в Украине настолько непрозрачен, что трудно оценить, насколько политика украинских властей служит построению современного государства, а насколько – решению клановых интересов. Непрозрачны также и украинско-российские отношения. Выводы в отношении России: Необходимо распространять мнение, что в политике в отношении России не стоит ждать никакого "перелома", мифологизированного в политическом и медийном дискурсе. Польско-российские отношения, вопреки домыслам, не отягощены никакими большими спорными вопросами в двустороннем измерении. Проблема энергетической безопасности при этом носит многосторонний характер. В свою очередь вопрос о польском и российском влиянии на постсоветские государства, что является фактором двухсторонних споров, по сути также не должен становиться таким фактором при одном условии: при актуализации большого проекта по сближению указанных государств с западных миром, Польша не будет действовать в одиночку как "сверхдержава", потому что тогда очевидно столкнется с мощной ответной реакцией России (под демагогическими лозунгами из разряда защиты "братьев-славян от польского ревизионизма"). Если же в этих проектах мы будем действовать в рамках более широкого сообщества (ЕС, НАТО, вместе с отдельными странами Евросоюза или "Веймарского треугольника"), можно предполагать, что Россия в значительно меньшей степени будет готова рискнуть столкнуться с объединенной Европой. Ключевой позитивной целью в отношениях с Россией должен стать двусторонний диалог с РФ, который ценен сам по себе. Этот диалог представит Польшу в глазах наших западных партнеров и союзников как компетентного, опирающегося в своих знаниях о России на реальные контакты, знатока этого государства. Знания и компетенция в этом вопросе особенно ценятся на Западе, который понимает стратегическое значение РФ, но подвержен сомнениям в ее отношении из-за не всегда понятных изменений направления политики Москвы. Польская специализация на российских вопросах – и очевидно на восточноевропейских – еще больше укрепит нас в западном сообществе, и упростит наши отношения с Россией, Украиной и другими постсоветскими странами. Выводы в отношении Украины: Можно подумать, что в отношениях с Украиной Польша слишком сильно поддалась тактике местных элит, жаждущих похвал и обещаний в контексте западных устремлений, которые эти обещания (необязательно выполнимые или даже возможные для выполнения) трактуют как элемент престижа и аргумент во внутриукраинских баталиях за власть и приватизационное влияние. Собственно, вербальная сторона (обещания и похвалы) стала главным показателем нашей вовлеченности в украинские дела, тогда как какой-либо критический подход к этому вопросу влечет за собой реакцию о "патриотической правильности". Таким образом, необходимо вести работу по развенчанию "патриотично правильного" взаимодействия с Украиной, заменяя его прагматичным и – когда необходимо – приязненно критичным подходом, который бы реально отображал возможности и шансы государства в части усиления интеграции с институтами западного мира. Следует считаться с возможностью, что в длительной перспективе Украина может оставаться вне этих институтов, в частности не получить членство в ЕС. Таким образом, было бы целесообразно сосредоточиться на выполнении содержания квазиинституциональных взаимоотношений Украины с Западом (с использованием механизмов усиленной политики соседства, "Восточного партнерства") в перспективе как минимум пяти лет. |
|