15:34 Реинкарнация и Карма |
Концепция реинкарнации («перевоплощения»), согласно которой наше сознание не исчезает бесследно после смерти тела, а переходит в другое состояние, присутствовала во все времена. Учение о реинкарнации признавали многие мировые религии и философские системы. Реинкарнация является частью процесса эволюции сознания. Согласно древним учениям, человек живет много раз, воплощаясь в различные эпохи, до тех пор, пока земной опыт не сделает его мудрым, совершенным и «просветлённым». В промежутках между жизнями также происходит развитие сознания. Реинкарнация - это повторяющиеся рождения и смерти, через которые человек проходит в соответствии со своей кармической деятельностью. С концепцией реинкарнации неразрывно связана концепция кармы - закона причинно-следственной связи. Карма – одно из основных понятий философии индуизма и буддизма. Карма представляет собой программу будущего воплощения, которую задаёт человек в воплощении сегодняшнем. Реинкарнация и карма в религиях, философских системах и мифологии Мировоззрение Сансары Сансара - самсара (переход, череда перерождений, жизнь) - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии. Сансара учит, что душа сразу после смерти рождается в материальном мире заново и продолжает вращаться в круговороте рождений и смертей до тех пор, пока полностью не очистит своё сознание от материалистических желаний. Индуизм Переселение душ является одним из основных понятий индуизма. Также как в философских системах других индийских религий, круговорот рождения и смерти принимается как естественный феномен природы. Переселение душ впервые упоминается в Ведах - древнейших священных писаниях индуизма. Описание доктрины реинкарнации содержится в Упанишадах — древних философско-религиозных текстах на санскрите, примыкающих к Ведам. «Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское, из него - в старческое, так в момент смерти она переходит в другое тело». «Как человек, сбросив с себя старые одежды, надевает новые, так и душа принимает новые материальные тела, оставив старые и бесполезные». «Тот, кто родился, несомненно умрёт. Тот, кто умер, несомненно примет новое рождение, т.е. вновь получит тело». Бхагавад-Гита Буддизм Концепция повторных рождений характерна для буддизма. Просветлённого состояния (буддхи) нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет. Состояние Будды - одно из высших совершенств, для достижения которого потребуется прикладывать огромные усилия на протяжении многих жизней. Многочисленные истории о переселениях душ записаны в «Рассказах о рождении» - 547 рассказов о прошлых воплощениях Будды. В рассказах описываются перевоплощения Будды в различных телах и рассказывается, как человек может достичь просветления, следуя определённым принципам. «Тибетская книга мёртвых» - «Бардо Тодол» содержит подробное описание состояний - этапов, через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения (реинкарнации) в новой форме. Будда говорил: «Жизнь кого бы то ни было есть результат его предыдущей жизни, прошлые грехи приносят печали и несчастья, былое благочестие порождает блаженство». «Если вы хотите знать, что вы делали в вашей прошлой жизни, посмотрите на свое теперешнее состояние, если вы хотите знать свое будущее состояние, посмотрите на свои сегодняшние действия». «Как вы думаете, о ученики, чего больше: Воды в огромном океане или слёз, которые вы проливаете, совершая это долгое паломничество, мчась от нового рождения к новой смерти, вновь встречаясь с теми, кого ненавидите, и вновь расставаясь с теми, кого любите, страдая за эти долгие века от боли, горестей, болезней и гнета кладбищенской земли, достаточно долго, чтобы устать от существования, достаточно долго, чтобы захотеть от всего этого избавиться?» Поучения Будды Дзен-буддизм Дзен-буддизм учит, что материальное существование, с его иллюзией бесконечного телесного наслаждения, является главным препятствием для того, кто хочет достичь просветления, и что человек должен принимать реальность смерти без страха, противопоставив последней полное ее осознание. По традиции учителя дзена обучали идеям реинкарнации, но основное внимание дзена было сосредоточено на сложных техниках медитации, а не на вопросах, включающих понятие о реинкарнации. Тем не менее, было несколько выдающихся учителей дзена, проповедовавших перевоплощение и вечное существование души. Даосская философия В даосских документах говорится о том, что Лао Цзы перевоплощался на земле несколько раз. В одном из писаний даосизма утверждается: «рождение не является началом, также как и смерть - концом. Существует безграничное бытие; существует продолжение без начала. Бытие вне пространства. Непрерывность без начала во времени». Основой веры в реинкарнацию в даосизме выступают шесть ступеней существования в перевоплощении живых существ. К этим шести ступеням относятся как люди, так и животные и насекомые, каждая из них соответственно отражает всё более сильное наказание для живых существ, согрешивших в предыдущих воплощениях. «Огонь для поленницы дров то же самое, что душа - для тела. Огонь переходит на следующее полено, как душа переходит в следующее тело. Огонь распространяется, не угасая. Жизнь продолжается, не кончаясь». Лао Цзы Иудаизм Согласно Каббале, мы все бессмертны. Смерть - один из этапов внутреннего развития, определяющий следующую фазу нашего существования. Смерть открывает дверь в следующую жизнь, чтобы наш ум стал как можно более ясный и безмятежный. Души должны вернуться к Абсолюту, туда, откуда они появились, но, чтобы совершить этот путь, они должны развить в себе совершенство, зародыш которого заложен в каждом. И если они не развивают таких качеств в этой жизни, тогда они должны начать другую жизнь, третью и так далее. «Счастлив тот, кто умирает с чистой совестью. Смерть - только переход из одного дома в другой. Если мы мудры, то сделаем нашу следующую жизнь более красивым домом». Книга Зогар Христианство Идею реинкарнации принимали раннехристианские философы. Эта концепция была отвергнута в VI веке, на пятом Вселенском соборе. Из Библии были изъяты все тексты, которые могли служить подтверждением идеи реинкарнации. Согласно Эдгару Кейси, Христос не только верил в реинкарнацию, но и перевоплощался около тридцати раз, прежде чем явиться в мир в облике Иисуса из Назарета. Ислам В стихах Корана встречаются упоминания о воскресении, которые с равной долей вероятности могут относиться и к реинкарнации: «Я умер камнем и воскрес растением. Я умер растением и воскрес животным. Я умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться? Разве смерть обокрала меня?» Зороастрийская мифология «Одна пятая усопших вновь появляется на земле, обладая теми же телами и характерами, что и в момент их кончины, в том же месте, где дыхание покинуло их тела». «Пополь-Вух» индейцев майя Майя верили, что душа умершего следовала дорогой Солнца, то есть спускалась в подземный мир, как Солнце на закате, чтобы высоко взойти утром, к небесным божествам. Майя считали, что мир рождается и погибает, следуя определённым циклам. Согласно их священной книге «Пополь-Вух», мир родится и погибнет четыре раза. Египетская мифология Греческий историк Геродот полагал, что египтяне были первыми приверженцами реинкарнации. Древние египтяне верили, что каждый усопший должен был предстать перед 42 судьями и признать себя невиновным или виновным в грехах. Душу умершего взвешивали на чаше весов, уравновешенных страусиным пером Богини Маат – дочери Бога Солнца Ра. Весы держал Бог Анубис, приговор выносил супруг Маат - Бог Тот. Если человек прожил жизнь «с Маат в сердце», был чист и безгрешен, он оживал для новой счастливой жизни. Свитки папируса, которые сопровождали умершего, содержали выдержки из «Книги мёртвых», автором которой был Бог Тот, и были иллюстрированы заклинаниями. Традиционным сюжетом была сцена взвешивания сердца в зале правосудия перед Богом Осирисом. Основой веры древних египтян в возрождение после смерти являлось умирание и возрождение звезды Бетельгейзе из созвездия Орион. После смерти фараона совершалась религиозная церемония «открытия рта», которую жрецы проводили внутри Великой Египетской Пирамиды в саркофаге Камеры Царя. Считалось, что в процессе церемонии «открытия рта» из тела фараона отлетает душа и через тоннель Великой египетской пирамиды, попадает на суд Осириса, который вершился в созвездии Орион. В своих религиозных текстах Глаз Ориона - звезду Бетельгейзе, древние называли Каа Аин - Меркнущий Глаз. Египетские жрецы знали, что спустя тысячелетия положение звёзд на небе будет таким же, как и во времена фараонов. Они верили, что в Великую Пирамиду перенесут мумию фараона и прошедшая суд Осириса, душа фараона возродиться посредством луча света от звезды Сириус. Эзотерики, философы, писатели, учёные о реинкарнации и карме Елена Блаватская («Карма или закон причин и последствий»): "Мы напрасно оплакиваем угасшие цивилизации и безвременно погибших гениев. Ничто не погибает, и работа души, не утрачивая ничего из приобретенного опыта, возобновляется как раз с той самой грани, которую достигла в предыдущем воплощении. Человек - создание размышления, над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следующей. Всё, что человек представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, всё это - последствие его деятельности в прошлом. В жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и каждый поступок идут из прошлого и влияют на будущее". Пифагор: Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью. Сократ: Я нисколько не сомневаюсь в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мёртвых. Платон: Душа человека бессмертна. Все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни. Джордано Бруно: Душа не является частью одного определённого тела и может находиться то в одном теле, то в другом. Вольтер: Концепция реинкарнации не является ни абсурдной ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды нет ничего странного. Бенжамин Франклин: Я полагаю, что в той или иной форме я всегда пребывал этом мире. Иоганн Гёте: При мысли о смерти я совершенно спокоен. Потому что твердо убеждён, что наш дух есть существо, природа которого остаётся неразрушимой и который будет действовать непрерывно и вечно. Я уверен, что пребывал здесь уже тысячи раз, и надеюсь, что ещё буду возвращаться тысячи раз. Оноре де Бальзак: Приобретенные человеком качества, медленно в нас развивающиеся от одной жизни к другой, представляют собой невидимые связи, соединяющие каждое из наших существований, о которых помнит только наша душа. Виктор Гюго: Когда я сойду в могилу, я смогу сказать, как многие другие: "Я закончил свой труд", но я не смогу сказать: "Я закончил свою жизнь". На следующее утро мой труд начнется снова. Могила - не тупик, она - переход. Она закрывается в сумерки. И снова открывается на рассвете. Густав Флобер: Мне кажется, я существовал всегда. Я ясно вижу себя в различные времена истории, занимающийся различным ремеслом, человеком с различной судьбой. Лев Толстой: Также как мы проживаем тысячи сновидений в нашей нынешней жизни, так же и сама наша жизнь всего лишь форма одной из тысяч жизней, в которые мы вступаем из другого более реального мира, возвращаясь снова и снова после смерти. Наша жизнь - это всего лишь один из снов в другой жизни, и она бесконечна. Артур Конан Дойль: Когда задаётся вопрос, где мы были перед тем, как были рождены, ответ гласит: в системе медленного развития на пути реинкарнаций с долгими интервалами отдыха между ними. Генри Форд: Гениальность это опыт. Некоторые думают, что это дар или талант, но на самом деле это продукт долгого опыта пребывания в предыдущих жизненных воплощениях. Когда я открыл для себя перерождение, время перестало быть ограниченным. Карл Юнг: Я могу совершенно явственно представить себе, что я жил в прошлых столетиях. Вероятно, многие из поставленных предо мной вопросов остались нерешёнными. Вот почему я рождаюсь заново, чтобы, когда-то ответить на все вопросы. Современные теории реинкарнации Одна из современных теорий о человеческом сознании заключается в том, что существует три мира, определяемые скоростью движения составляющих их элементов. Первый - это «досветовой мир» - мир материи, подчиняющийся законам ньютоновской физики и гравитации. Этот мир состоит из брадионов - частиц, скорость движения которых меньше скорости света. Второй мир – «световой». Этот мир состоит из частиц - люксонов, движущихся со скоростью, близкой к свету и подчиняющихся законам относительности Эйнштейна. Третий мир - «сверхсветовое» пространство-время. Этот мир состоит из частиц - тахионов, скорость которых превышает скорость света. Три этих мира соответствуют трем уровням сознания человека: уровень чувств, который постигает материю, уровень сознания, являющийся световой мыслью, то есть тем, что движется со скоростью света, и уровень сверхсознания - мысли, движущейся быстрее света. Таким образом, понятия прошлого, настоящего и будущего смешиваются и исчезают, все события происходят одновременно в Поле Событий. Со смертью наше «сверхсветовое» сознание достигает другого уровня более развитой энергии: времени-пространства тахионов. Возможно, мы проживаем одновременно тысячи жизней в тысячах разных эпох прошлого и будущего. То, что мы принимаем за регрессии, на самом деле просто осознание этих параллельных жизней. В нашем четырёхмерном пространстве одновременно существует как прямой, так и обратный ход времени. Человек одновременно живёт всеми своими инкарнационными отображениями в многомерном Поле Событий, где не только прошлое влияет на будущее, но и наоборот. На первый план в современной науке вышла гипотеза о том, что микроскопические формы перерождения лежат в основе всего материального мира. В книге «Дао физики» Фритьоф Капра называет мельчайшие частицы «разрушающимися и в то же время неразрушимыми». Именно этот принцип лежит в основе теории реинкарнации - в самый миг смерти мы получаем возможность перенести жизнь в другое тело: «мы разрушаемся, но мы неразрушимы, мы мертвы, но в то же время наша жизнь продолжается». "Согласно Каббале, человеческий плод - великий мудрец. Уже в утробе матери он знает все секреты мира. Но за мгновение до рождения на него снисходит ангел молчания. Он прикладывает к его губам палец и говорит: «Тсс‑с…» С этого момента плод всё забывает. Только его подсознание едва помнит о каких‑то туманных «великих тайнах». Именно из‑за этого ангельского прикосновения у нас всех есть вмятинка под носом: та самая ложбинка над верхней губой". Автор: Бернард Вербер (с) |
|