11:18 Россия борется с США за Индию |
Россия не перестаёт бороться с паразитами за страны, которые ещё не полностью легли под США. И Индия, в этом смысле, как раз является таким полем боя. Россия помогает Индии в развитии производства, передаёт технологии и опыт...
Россия и США сошлись в борьбе за Индию Автор – Дмитрий Наркевский В июле Индию посетила российская делегация, в задачу которой входило обсуждение вопросов военно-технического сотрудничества. По итогам переговоров стало известно, что Россия предложила Индии участие в создании атомного авианосца на основе проекта 23000Э «Шторм» Невского проектно-конструкторского бюро (НПКБ). Информация о том, что российская сторона заинтересована в строительстве авианосца этого проекта для ВМС Индии, появлялась уже давно, но сейчас переговоры стали обретать реальное наполнение. Отвечая на усиление военно-морских сил Китая и стараясь сохранить своё превосходство над Пакистаном, правительство Индии на протяжении многих лет вынашивало мечту создать мощный морской авианесущий кулак. Первоначально его основу составляли два авианосца «Викрант» и «Вираат», построенные Великобританией. В качестве основного ударного самолёта для этих кораблей использовались английские «Харриеры» с вертикальными взлётом и посадкой. Эти корабли находились в составе ВМС Индии с 1962-го и 1985-го годов соответственно и к началу XXI века полностью исчерпали свой ресурс. На сегодняшний день у Индии есть один авианосец, имеющий российские корни. Это «Викрамадитья», бывший «Адмирал Горшков». Авианосец, реконструкция которого проходила почти 9 лет с 2004 по 2013 годы, в отличие от предшественников, оснащён российскими самолётами МиГ-29К и рассматривался как замена отслужившему свой срок «Викранту». Затянувшаяся реконструкция потребовала от индийской стороны значительных финансовых затрат, в несколько раз превысивших сумму первоначального контракта, и в итоге достигла 2,9 млрд. долларов. Это вызвало определённые проблемы в российско-индийских отношениях в сфере военно-технического сотрудничества. Но в конце концов корабль был передан индийцам, хотя определённые доработки продолжаются и по сей день. Параллельно с приобретением «Адмирала Горшкова» Индия разработала программу строительства собственных авианосцев. Ими должны были стать два корабля «Викрант», названный в честь своего предшественника, и «Вишал». Строительство «Викранта» идёт полным ходом, корабль уже спущен на воду и теперь ведётся его достройка и оборудование вне сухого дока. Правда, стоит отметить, что сроки и расходы на «Викрант» тоже не укладываются в график и, согласно уже не раз пересмотренным планам, авианосец будет полностью готов и передан военным к 2018-му, а возможно и к 2020 году. «Викрант» строится на основе совместного российско-индийского проекта. Определённый вклад в его реализацию внесли итальянские инженеры. Водоизмещение авианосца составляет 37,5 тыс. тонн. На корабле устанавливается газотурбинная установка мощностью 80 МВт. В качестве ударной силы будут использоваться российские истребители Миг-29К и вертолёты Ка-226, Ка-31. Кроме того, индийские инженеры разрабатывают морскую версию собственного лёгкого истребителя Tejas, который в будущем может быть размещён на авианосце. Второй корабль национального проекта «Вишал» должен, по замыслу индийского руководства, значительно превосходить «Викрам». Помимо больших габаритов: длина 300 метров, ширина 70 метров, водоизмещение авианосца должно составлять порядка 65 тыс. тонн. Но одним из главных условий нового проекта может статьатомная силовая установка. И если собрать корпус такого гиганта Индия, в принципе, может попытаться сама, располагая определённым опытом строительства «Викрама» на верфи в Кочине на юге Индии, то необходимыми технологиями по созданию корабельных ядерных реакторов страна не обладает. Помимо силовой установки, перед Индией стоит ещё несколько ключевых технологических проблем, которые страна в ближайшее время может решить только благодаря международному сотрудничеству. В качестве потенциальных партнёров Индия рассматривала несколько стран. На сегодня производством авианосцев могут похвастаться США, Великобритания, Франция и Италия. Китай также пытается строить авианосцы собственными силами, однако, перед Пекином стоят практически те же технологические ограничения. А главное, напряжённость в отношениях Индии и Китая сохраняется, несмотря ни на какие совместные экономические проекты и встречи лидеров. Россия тоже стремится примкнуть к этому элитному клубу. И хотя с советских времён авианосцы в стране не строились, реализация масштабного проекта по переоборудованию «Адмирала Горшкова» и наличие собственного конструкторского бюро позволяют Москве позиционировать себя как серьёзного игрока в этом секторе военного кораблестроения. Год назад Дели официально разослал приглашения четырём компаниям: британской BAE Systems, французскойDCNS, американской Lockheed Martin и российскому Рособоронэкспорту, прислать техническое и ценовое предложение по строительству авианосца. Понимая, что проект сулит многомиллиардные заказы, в борьбу вступили основные претенденты в лице России, имеющие опыт подобного сотрудничества с Индией, и США, которые за последние годы быстрее остальных наращивают поставки вооружений в Индию. Так, ещё зимой стали появляться сообщения о возможном расширении сотрудничества Индии с НПКБ, которое уже сейчас участвует в достройке и оснащении авианосца «Викрам». Реакция Вашингтона не замедлила проявиться. В феврале 2016 года американская делегация посетила Индию и, по словам возглавлявшего её командующего военно-морскими операциями ВМС США адмирала Джона Ричардсона, достигла хороших успехов. Характерной особенностью разгорающейся конкурентной борьбы являются попытки дискредитировать российскую сторону. Многие американские издания, а вслед за ними и издания других стран, ориентирующихся на мнение из-за океана, адресуют свои статьи не столько сугубо американской публике, сколько индийскому читателю. Например, уважаемые Jane`s или The National Interest в своих материалах об индийских авианосцах, помимо непосредственно американско-индийского сотрудничества и технических особенностей предлагаемых Индии изделий, как правило, акцентируют своё внимание на двух аспектах. Первое, это наличие серьёзных технологических проблем у уже находящегося на вооружении Индии авианосца «Викрамадитья». И второе, растущая военная мощь Китая, корабли которого уже проникли в Индийский океан, создавая угрозу безопасности Индии. Ну, а с кем последнее время всё активнее сотрудничает Пекин? С Россией. Соответственно читателя, в этом случае именно индийского, подталкивают к вопросу о том, как его страна может сотрудничать с государством, способствующим росту военного потенциала геополитического противника его родины? Журналистский скепсис такого рода не ограничивается непосредственно самим кораблём. Важной составляющей любого авианосца являются самолёты, которыми он вооружён, и потому критика в адрес Миг-29К не прекращается. А ведь с Индией уже действуют контракты на поставку 45 самолётов Микояна. Интересно, что очередной интерес к проблемной российской технике часто появляется одновременно со значимыми событиями в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве. Так последнюю неделю в СМИ активно обсуждают недовольство индийских военных самолётами МиГ-29. На поверку, у большинства этих материалов, будь то американские, индийские или российские, первоисточник один – статья в американскомJane‘s. Критические высказывания по отношению к МиГу и авианосцу «Викрамадитья» как раз совпали с вышеупомянутым визитом российской делегации. Помимо традиционных обвинений в отсталости российских технологий, затягивании сроков поставки и завышении цен, в пропагандистской игре продвигаются и новые средства, порождённые текущей обстановкой в мире. Теперь в качестве негативной стороны сотрудничества с Россией активно упоминается тема санкций. Якобы невозможность сотрудничества России с западными компаниями ставит под удар индийские контракты. Отдельной строкой проходит тема Украины. Аргументация схожа. Тесное сотрудничество Москвы и Киева нарушено, а, следовательно, ряд узлов, производившихся в рамках международной кооперации, поставляться в Индию не сможет. Эти обвинения, зиждущиеся на санкционной риторике, обходят стороной тот факт, что в последние годы Дели, провозгласившие политику «Делай в Индии», стремятся не просто приобретать оружие, а организовывать его производство на своей территории. Что же помешает в этом случае индийцам закупить необходимые комплектующие в тех же Франции или Украине и самостоятельно без участия россиян установить их на своей технике? Примеров подобного сотрудничества у Индии достаточно. Тот же Израиль, не производя собственных самолётов, достаточно успешно поставляет отдельные приборы и блоки для индийской авиации. Конечно, говорить о том, что российская техника не имеет недостатков, а в процессе международного сотрудничества между сторонами не возникает спорных моментов, было бы некорректно. Однако, в данном случае речь идёт о «правильности» ударений, расставляемых конкурентами. Ведь столь серьёзные недоработки МиГ-29К почему-то не помешали индийцам в мае 2016 года торжественно провести церемонию замены отслуживших свой век «Харриеров» на МиГи, а освещавший событие Jane`s ничего не упомянул о проблемах российского самолёта. Ещё одним показателем определённой ангажированности американских экспертов можно считать реакциюПакистана на то же событие. Традиционный соперник Индии почему-то предпочёл со всей серьёзностью отнестись к произошедшему и не радовался тому, что находящимся на его вооружении F-16 будут противостоять «столь слабые» российские машины. Тем не менее, на пути российского проекта «Шторм» есть несколько значительных препятствий. Во-первых, на территории России нет сухого дока, размеры которого позволили бы строить подобный корабль. В советские времена корабли подобного класса строились в Николаеве. Во-вторых, отсутствие у россиян электромагнитной катапульты снижает привлекательность проекта для индийской стороны. Однако, эти ограничения могут быть обойдены. Понимая необходимость наличия сухих доков для строительства крупных гражданских и военных судов, Россия уже предпринимает шаги по строительству подобного сооружения. Первоначальные планы предусматривали строительство дока в Северодвинске, но в настоящее время рассматривается проект размещения данного сооружения в Петербурге на «Балтийском заводе» или «Северной верфи». Одним из вариантов видится возможность строительства авианосца непосредственно на территории Индии. С одной стороны, в том же Кочине индийцы смогли построить корпус «Викранта». С другой, подобное предложение может быть положительно воспринято индийской стороной, так как оно хорошо укладывается в принцип «Делай в Индии». Что касается катапульты, здесь всё несколько сложнее. В нынешней конкурентной борьбе американцы вряд ли согласятся передать Индии технологию катапульты, если не получат гарантии контракта на весь корабль. С учётом того, что отечественные проектировщики планировали взяться за разработку подобного устройства, они могут попытаться убедить индийскую сторону в возможности дальнейшей модернизации авианосца (уже после его постройки). Более вероятной представляется попытка компенсировать недостаток катапульты другими преимуществами. В первую очередь, речь идёт о ядерной силовой установке. В этом направлении у России может быть определённое преимущество перед американцами, для которых передача ядерных технологий Индии всегда была сложным вопросом. Вторая позиция – авиационная группа. Российский авианосец будет проектироваться под самолеты и вертолеты российского производства, которые уже стоят на вооружении индийской армии, а часть из них будет производится в Индии. Кроме того, в перспективе корабль сможет нести и лёгкие Tejas, и самолёты пятого поколенияFGFA, разрабатывающийся совместно Индией и Россией. В случае, если конкурс выиграют Штаты, Индия может столкнуться с необходимость новых затрат на закупку американских самолётов. Заключение контракта на строительство авианосца может стать переломным моментом в американско-российской схватке как за рынок вооружений, так и за политический союз с набирающей силу Индией. Пока у России есть что предложить, а у Индии есть желание сотрудничать, но агрессивное проникновение в регион США показывает, что Белый дом не намерен мириться с российским преимуществом в сфере ВТС с Индией. Сейчас, когда идеологическая составляющая российско-индийских отношений отошла на второй план, для сохранения лидирующей позиции на индийском рынке России требуется серьёзная научная, технологическая база и грамотный маркетинг, поддерживаемые государством.
В Ташкенте завершился саммит Шанхайской организации сотрудничества
|
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |