Впервые с дореволюционного времени зарплаты в России практически сравнялисьс зарплатами в Китае. Виной тому экономический кризис, который привел к девальвации рубля и падению заработка россиян в долларовом выражении. Низкие издержки радуют иностранный бизнес, который переводит к нам свое производство. Предполагается, что часть произведенной продукции будет отправляться на экспорт. Это позволит России обрести статус регионального промышленного центра, пишет агентство Bloomberg со ссылкой на аналитиков «Ренессанс Капитал». Однако в долгосрочной перспективе подобный подход может обернуться закреплением второстепенной экономической роли России в мире. Стране нужна новая индустриализация, считают эксперты.
По данным Росстата, в январе 2016 года средняя зарплата в России составляла 32,1 тысячи рублей, то есть менее 500 долларов в месяц. Как отмечает Bloomberg, это ниже, чем, например, в такой развивающейся стране как Бразилия или же в странах Восточной Европы. В случае дальнейшей девальвации рубля, а именно ее предрекает экономистМихаил Делягин, эта цифра станет еще меньше. Таким образом, можно говорить о существовании тенденции снижения издержек для бизнеса. Это уже почувствовали российские экспортеры, дела которых пошли лучше. Другим следствием этого процесса стал интерес иностранного бизнеса к России.
Крупные зарубежные компании бросились извлекать выгоду из сложившейся ситуации. Bloomberg приводит несколько примеров. Так, южнокорейская Samsung Electronics в сентябре начала экспортировать стиральные машины со своих российских заводов в два десятка европейских стран. Шведская Ikea теперь вывозит обивочные материалы из России в скандинавские страны, а металлические кровати в Китай. Корпорация Mars начала производство новой жевательной резинки Juicy Fruit на заводе в Петербурге и думает о ее продаже не только в России, но и за рубежом. «Мы способны производить что-то конкурентоспособное в России», — уверен руководитель отдела закупок компании Ikea Магнус Бенон.
По мнению Bloomberg, происходящие процессы благотворны для России. Для иллюстрации этого тезиса издание приводит статистику. Показатели промышленного производства в 2016 году оказались гораздо лучше прогнозов. Так, с января по октябрь промышленное производство по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 0,3%. Согласно прогнозу Минэкономразвития, по итогам года рост производства составит не менее 0,4%. И это при том, что в 2015 году наблюдалось резкое падение — на 3,4%. На вопрос, является ли нынешний промышленный рост следствием активности именно иностранного бизнеса в России или речь идет об общем оживлении экономики благодаря слабому рублю, Bloomberg ответа не дает.
Отметим, что агентство анализирует происходящие с российской промышленностью процессы исключительно с точки зрения интересов глобального бизнеса. Низкие издержки и как следствие низкая цена на товары, произведенные в России компаниями вроде Samsung, Ikea или Mars, для авторов статьи являются абсолютным «добром». А значит, и снижение зарплат для российских граждан тоже. Тем, к чему надо двигаться. «Сейчас Россия решает накопившиеся за годы укрепления рубля и роста зарплат проблемы», говорят эксперты. И при этом манят статусом «регионального промышленного центра». До Китая, который называют «всемирной фабрикой», России пока далеко, но к этому нужно стремиться, дает понять Bloomberg.
Между тем, как пояснил «СП» эксперт по Китаю Алексей Волынец, китайский экономический путь уникален и был следствием политической ситуации в тот период, когда в Поднебесной начинали проводить реформы.
— Китай смог использовать западные инвестиции именно в период своей дружбы с Западом. Фактически, в период союза КНР и Запада против СССР. Запад тогда сознательно создал Китаю режим максимального экономического благоприятствования. У России же сегодня совсем иная ситуация — режим новой холодной войны с Западом. Пусть и с Трампом в Белом доме. Поэтому для России наивно пытаться повторить китайские реформы. Нам, скорее, надо повторять реформы сталинские — проводить новую индустриализацию, уверен эксперт.
Действительно, «дружба» Запада с Китаем продлилась недолго. Вывод значительной части производства из США в Азию был воспринят американцами как негативное явление, лишающее их рабочих мест. Стоило им это осознать, как один из претендентов на Белый дом — Дональд Трамп, пообещал изменить ситуацию. Еще не заняв свой новый кабинет, избранный президент США уже начал действовать. Как пишет 18 ноября японская газета Nikke, компания Apple попросила двух своих ключевых сборщиков техники — Foxconn и Pegatron — перенести производства из Китая в США. Кроме того, Трамп убедил главу «Форд» не переносить завод из Кентукки в Мексику. Как видим, теперь «в моде» протекционизм, а Bloomberg предлагает России устаревшую экономическую модель эрыОбамы и Клинтон.
По мнению главного редактора издания ФОРУМ. мск Анатолия Баранова, Bloomberg навязывает России невыгодные экономические схемы, как стране «третьего мира».
— Экспорт капитала в развитую в прошлом промышленную страну, как правило, убивает старые производства — либо они переходят на «отверточную» сборку, как АвтоВАЗ, либо просто закрываются, как ЗиЛ. Не странно ли, что в Калуге на абсолютно новом месте открывается «автомобильный кластер», где собирают немецкие машины, а в Москве одно из крупнейших автомобильных производств прекращает существование? Пример такой «индустриализации» мы уже много лет наблюдаем на Украине, в прошлом самой промышленно развитой части СССР.
«СП»: — Приведите пример…
— Сейчас на Украине стали собирать брэндовую европейскую бытовую технику — «Занусси», «Электролюкс», но именно собирать из ввезенных из Европы комплектующих. И стоит она гораздо дешевле, чем в стране происхождения — рабочие получают по 100 долларов, поэтому стиральную машину хорошей европейской марки вы можете купить за 200 долларов. Но дальнейший рост производства ограничивается спросом, а развитие собственных брендов — отсутствием капитала. При этом собственное производство бытовой техники на Украине практически уничтожено, а оно ведь было — помните холодильники «Днепр»?
«СП»: — А что в других постсоветских республиках?
— То же самое и в Молдавии, Грузии, Азербайджане, Узбекистане: очень открытые для Запада экономики и очень низкие зарплаты, куда ниже китайских. Но мы не наблюдаем там промышленного роста за счет вывода капиталов из развитых стран. Сама цель вывода производства в страны третьего мира — это увеличение прибыли, а вовсе не развитие национальных экономик в различных «папуасиях».
«СП»: — Имеет ли значение для развития моральный фактор, стимул?
— Конечно. Если в 1920−30 годы буквально миллионы молодых людей в СССР «горели» строительством нового общества, понимали, что новые заводы и города они строят для себя и своих детей, для своей страны, то как вы добьетесь такого же горения ради «отверточных» или «грязных» производств, которые мировые монополисты выводят в третьи страны, чтобы поменьше платить рабочим и отравлять не свою, а чужую среду обитания? Нищета никогда еще не была стимулом прогресса.
Член фракции КПРФ в Госдуме РФ Павел Дорохин видит выход в умелом использовании позитивного советского опыта.
— Все что происходит, идет от плохого к худшему. То, что зарубежный бизнес имеет в России свои интересы — понятно. Но правительство наше это допускает. Это еще одно свидетельство его неверной экономической политики. Такой подход не стимулирует ни развитие, ни расширение спроса. Затыкают только дыры.
«СП»: — Но ведь в стране есть даже Минэкономразвития? Хотя сейчас, после ареста Улюкаева, это и звучит двусмысленно.
— Мы выступаем за то, чтобы Минэкономразвития было перепрофилировано. На его месте надо создать Госплан. И вместо прогнозирования заниматься планированием экономики, как делают все индустриально развитые страны. Иначе у нас рассыпаются все показатели. Без планирования мы не знаем, как будем жить. Например, как будет выглядеть страна через пять лет? Мы даже задачу себе не ставим.