12:11 Российские продукты на европейских прилавках |
В 2014 году всему миру стало ясно: отношения между Россией и Западом дали серьёзную трещину. Но, как говорят в среде рекламщиков, чёрный пиар тоже пиар. Как стало известно, "санкционная перестрелка" между Москвой и Брюсселем не только не охладила, но и, наоборот, только увеличила интерес европейцев к товарам из России. Пиво, шоколад, семечки, халва и даже автомобили из "империи зла" стали в последние годы настоящим трендом в самых развитых странах Евросоюза. Продуктовый набор вполне стандартный для летнего вечера и едва ли вызовет вопрос или недоумение. Но только вот покупка происходит практически в центре одного из крупнейших городов Бельгии, Льеже, в русском магазине. Да-да, именно в стране, знаменитой на весь мир своим пивом. — Местное пиво дороже и немного надоело, — объясняют ребята свою довольно неожиданную для нас покупку. — К тому же, мои друзья говорят, что были вхлам уже с двух бутылок, — подмигивает один из них.
Помимо "Балтики" среди продающегося в европейских магазинах пива нам также удалось обнаружить "Хамовники", "Жигулёвское", "Старый мельник" и "Бархатное". Европейцы, по тем или иным причинам не употребляющие алкоголь, регулярно закупаются "нулёвочкой" с российской родословной. Корреспонденту удалось обнаружить даже то наше пиво, которого не найти на территории России. Например, специальный экспортный сорт Brew Collection Russian Imperial Stout, давно полюбившийся местным ценителям. — На европейский пивной рынок активно выводится масс-маркет, причём большинство российских пивоварен, кроме разве что "Очаково" и кого-то ещё, принадлежат западным компаниям. Причина роста популярности российского пива — в грамотной рекламной компании. К тому же, производство сейчас находится на весьма неплохом уровне, несмотря на стереотипы о "плохом русском пиве", — прокомментировал владелец столичной сети пивоварен Георгий Киселев. САНКЦИИ НЕ ПОМЕХАПо словам экспертов, макроэкономическая ситуация сейчас не имеет сильного влияния на продажи российских продуктов в ЕС: санкции не оказали прямого влияния на пивоваренную отрасль. — Успех в большей степени определяется правильностью выбора необходимых шагов, партнёров, продуктового микса и прочими контролируемыми параметрами, нежели макроэкономической ситуацией, — сказала директор "Балтики" по экспортным продажам Елена Вольгушева. Не обходят бельгийцы вниманием и остальные товары. Напротив русского "Микс маркта" в Брюсселе расположен полицейский участок, и, по словам очевидцев, стражи порядка то и дело ныряют в магазин. Правда, русских продуктов представители закона берут по мелочи, в основном покупают всё ту же "убиваемую" квасом кока-колу и сигареты. По словам девушки, помимо пива популярными у бельгийцев продуктами оказались творог, гречка, сметана, семечки, сухарики и рыба к пиву, квас, пельмени, солёная (квашеная) капуста, называемая смешным словом choucroute, солёные огурцы, чак-чак, "русский", то есть привезённый из России, чай и мармелад. — Впервые российское пиво я пробовала в России. Там бутылки пива больших размеров и стоят намного меньше. Разнообразием вкусов российское пиво очевидно не уступает нашим сортам, — поясняет она. Мари несколько лет успешно изучает русский. Просто так, для себя: — Несколько лет назад я работала няней у своих соседей, бельгийско-русской пары. Мама часто говорила с малышом по-русски, мне показалось, что это звучит супермило. Начать изучать язык оказалось довольно просто: для желающих изучать русский в Брюсселе вот уже много лет действует специальная языковая школа. Начал учить русский язык и родившийся в Гамбурге Майк Кирстен: — Сначала это было скорее необходимостью. Я планировал туристическую поездку в Россию и хотел хотя бы читать дорожные указатели, однако после моего первого путешествия я так влюбился в эту страну и её язык, что решил продолжить его изучать. Многие владельцы магазинов утверждают, что настоящую русскую водку немцы берут даже чаще, чем сами русские. Огромной любовью пользуются также сушки, "русское мороженое", конфеты "Рот-Фронт" и "Советское шампанское". ЗА РУССКИМИ ПРОДУКТАМИ В ГЕРМАНИЮКстати, несмотря на достаточно большое количество в каждой из стран Европы русских магазинов, любители нашей национальной кухни зачастую предпочитают "закупаться" на территории Германии. Чаще всего в немецких магазинах можно встретить бельгийцев, голландцев и французов: дорога из страны в страну занимает в среднем около часа, а продукты по стоимости выходят значительно дешевле. Продавец русского супермаркета "Люкс" в Постдаме рассказала, что помимо доступных цен многие немецкие русские магазины привлекают покупателей-европейцев, еженедельно устраивая дегустации, регулярно собирающие любопытных из других городов. Одна женщина так влюбилась в бородинский хлеб, что регулярно приезжает за ним из Бельгии, затрачивая на дорогу более двух часов. Истории других постоянных покупателей гораздо более объяснимы: европейцам, у которых русские жёны, попросту не остаётся выбора — надо полюбить русскую кухню хотя бы раз в месяц. Что касается россиян, переехавших в Европу, то они покупают в таких магазинах не только продукты. — Знаю даму из России, которая упорно покупает в русском магазине валерьянку в таблетках, чисто русский продукт, — поделилась посетительница форума "Русские в Бельгии". Выходцы из стран бывшего Союза объясняют популярность российских продуктов ностальгией и вкусом из детства. Евгений, родился в России, переехал в Германию на постоянное место жительства около двух лет назад: — В русский магазин захожу еженедельно — приходится делать незначительный круг в пути от работы до дома. Чаще всего покупаю гречку, пельмени, сметану и шпроты. В какой стране товары произведены — никогда не задумывался, главное — вкусно. Сейчас вот посмотрел: большинство покупаемых продуктов — польские. Александр, родился в Белоруссии, около 10 лет живёт и работает в Бельгии: — Русский магазин в нашем городе — это по сути такой же магазин, как везде, только со сгущёнкой и шпротами. Сегодня вот взял российского пива и пойдём с другом-хохлом ностальгировать на набережную с рыбкой и сухариками. Лариса, живёт в Бельгии: — Хожу в Брюсселе в "Микс маркт" — от меня дальше всего, но я туда еду за конфетами. Как назло: производитель "Рошен" — мои любимые, мягкий мармелад. Поддерживать его в мои цели не входит, он негодяй редкий, потому беру мало, горсточку. Грибы — королевские вешенки и морковь корейская — на ура, семечки "От Мартина" — супер. Считаю русское мороженое самым вкусным. Дочка тоже его предпочитает. Квашеную капусту жёлтенькую хрустящую бельгийцам давала пробовать, очень понравилась. Огурчики наши супер. А то, что не в России производят, то для меня только плюс. Главное — вкус, знакомый с детства. "РУССКИЕ" ПРОДУКТЫ С УКРАИНСКОЙ РОДОСЛОВНОЙСами "русские продукты" могут кроме России быть привезёнными с Украины, из Белоруссии, Армении, Польши и даже сделанными в самой Германии. Особенно воображение поражают множество видов сделанных в Германии "Сибирских" пельменей, немецкий "Тульский пряник" или, например, любимые многими с детства глазированные сырки. Самым крупным из подобных предприятий является группа "Монолит" (Monolith), основанная в 1997 году Артуром Штайнхауэром, Вальдемаром Фолькером и Петером Шую и занимающая ведущие позиции на рынке традиционных продуктов питания из стран СНГ и Восточной Европы. На своём сайте дистрибьюторская компания утверждает, что имеет клиентскую группу, насчитывающую 12,4 миллиона человек только в Германии. Мonolith импортирует продукты питания, а также имеет расположенные в шести населённых пунктах Германии предприятия, достигшие годового оборота более 280 млн евро за 2015 год. По предварительной оценке экспертов, компания ожидает ещё более высокие данные по обороту за 2016 год. — Рост оборота русских продуктов в рамках одной продуктовой сети — это всего-навсего маленькая нишевая история и эффект низкой базы. Даже после введения санкций жители РФ продолжают покупать зарубежных продуктов примерно на 150 млн долларов в день, — полагает президент и председатель совета Гильдии маркетологов Игорь Березин По его мнению, можно выделить три фактора, обеспечивающих рост популярности российских продуктов в Европе. Россия получила конкурентное преимущество в связи с девальвацией рубля. Стоимость товаров, экспортируемых за рубеж, снизилась, а значит, их стало возможным продавать дешевле, что не может быть не оценено экономными европейцами. Второй — рост популярности России среди простых людей. Взаимные санкции подхлестнули любопытство европейцев. Многие стали приходить в русские магазины "из солидарности", для того чтобы единственным доступным им образом выразить поддержку России и несогласие с нынешней политической ситуацией в Европе. Третий — в странах ЕС проживает огромное количество эмигрантов из России и стран бывшего СССР, которые время от времени испытывают продуктовую ностальгию. За последние годы число мигрантов увеличилось, и, соответственно, вслед за этим увеличился и спрос на привычные продукты. В Европе проживает около 730 тыс. русских (с зарегистрированным российским гражданством), или 0,14% всего населения региона. Из них около 90 тыс. в Бельгии, почти 220 тыс. русских в Германии, около 31 тыс. в Нидерландах, почти 120 тыс. во Франции. Разницы, в какой именно стране продукция произведена, для местных покупателей нет совсем: жизнь европейцев осталась в стороне от политики, а событий 14-го года посетители этого магазина попросту не заметили. Европейцы с удовольствием покупают пельмени, икру, сгущёнку. Причём немцы особенно выделяют "русскую" колбасу, которая привлекает их своим колоритным, непохожим на традиционные европейские колбасно-сосисочные изделия вкусом. ЦЕНИТЕЛИ РУССКИХ АВТОГоворя о ценителях всего русского из ЕС, нельзя не упомянуть снова набирающие популярность некогда любимые в Европе отечественные автомобили. Когда-то машины марки "Лада" знали и любили во многих странах мира. В 70-х они колесили по дорогам Перу и Австралии, неспешно катились по узким улицам городов Чехии и Германии, забирались на горы в Австрии, их можно было встретить на пляже в Италии, в египетской пустыне и даже на серпантинах в Японии. Всё это закончилось в 90-х. На данный момент чаще всего в Европе можно встретить "нивы" — говорят, что особенно их любят фермеры и лесники, автомобили которых должны быть недорогими, проходимыми и "на газу". Кстати, уже знакомый вам Майк во время своего путешествия по России влюбился не только в русский язык — парень является счастливым обладателем "нивы": — Знаю, что для многих россиян это звучит невероятно, — усмехается Майк. — Но мне нравится "Лада-нива", уже хотя бы потому, что это до сих пор самый "настоящий" автомобиль, безо всех этих лишних примочек. Красота автомобиля — в простоте. В Германии существует множество форумов для любителей марки, фирменные магазины "Лады". Однако особым шиком среди европейских любителей автоэкзотики считается самостоятельно "пригнать" автомобиль из России. ПОЖИВЁМ — УВИДИМВсё чаще в Европе можно наблюдать, как бельгийцы распивают на набережных русскую "Балтику", немцы закусывают русскую водку русской же копчёной колбасой, а французы и голландцы стоят в очереди за хлебом и непохожим на привычное им мороженым. Европейцы с удовольствием едят нашу халву, мороженое, квашеную капусту, колбасу, огурцы, гречу, паштет и, может быть, начинают чуть больше понимать, что происходит в загадочной русской душе. На текущий момент "истинно русскими" в магазинах Европы можно назвать только пиво, конфеты, зефир, подсолнечное масло, водку и семечки. Но, может, кто-то из членов европейского правительства также проникнется русской едой, отменятся санкции и вновь наладится экспорт. Кто знает... |
|