18:28 Русофобия в Казахстане |
Герасим Алексеевич Колпаковский — завоеватель Средней Азии, герой Российской Империи В Казахстане, как и во многих других республиках, не было ничего, пока не пришли русские, пока не построили города, пока не подарили новым "друзьям" радости цивилизации. А теперь там молодые казахские националисты "переклеивают" таблички с русскими фамилиями на аналогичные - но с казахскими. Казахское правительство ведёт активную пропаганду, настаивая, что это постсоветское образование — государство исключительно казахов, а сами казахи в прошлом много страдали от «преступной» политики Российской Империи. В Казахстане, как и во многих других республиках, не было ничего, пока не пришли русские, пока не построили города, пока не подарили новым "друзьям" радости цивилизации. А теперь мы видим ответ. Так, в социальной сети Facebook получил распространение видеоролик, действие которого, по словам авторов, разворачивается в казахстанском городе Павлодаре. Суть "сюжета" под названием "Акция казахских националистов в Павлодаре" сводится к простому действию: молодые казахские националисты "переклеивают" таблички с русскими фамилиями на аналогичные - но с казахскими. Так, улица Кутузова самовольно "переименована" в имени Машхура Жусипа, улица Камзина в Абая, а улица Короленко в улицу имени Бухара Жырау. Примеров русофобии в Казахстане более, чем достаточно. В 2014 году жительница Семиречья Татьяна Шевцова-Валова судом города Алма-Ата приговорена к четырем годам условно за сепаратистский пост в Фейсбуке. А недавно произошёл вообще дикий случай: суд Восточно-Казахстанской области приговорил двадцатишестилетнего жителя города Риддер Игоря Сычева к пяти реальным годам тюрьмы. Его преступление заключалось лишь в том, что он разместил опрос в социальной сети Вконтакте — «за» или «против» вступления Восточного Казахстана (русский регион Рудный Алтай) в состав РФ. Некоторые чиновники даже предлагают переименовать страну в «Казак ели», дословно — «страна казахов». А между тем большинство территории Казахстана составляют исторически русские области. Это земли Яицкого войска, Южная Сибирь, Рудный Алтай, Семиречье — русский народ жил и живет здесь как автохтонное и оседлое население. Семиреченские казаки ведут свою историю от сибирского казачьего войска, которое многие столетия охраняло рубежи России от орд тюркских кочевников — предков современных казахов и многих других народов. Впоследствии власти Российской Империи стремились увеличить свое влияние на юге и в середине XIX веке начали создавать там укрепления и станицы. Такая политика вступала в противоречие с интересами узбекского Кокандского ханства, которое науськивало казахов нападать на русских. В итоге на опорный пункт кокандцев выслали отряд из 200 человек, которые успешно сопротивлялись 7 тысячному войску азиатов. Это показало туземцам русский боевой дух — среди местных русские получили славу непобедимых воинов. В 1854 году русские заложили военное укрепление, позже ставшее городом Верным (современная Алма-Ата). Вокруг него стали селиться казаки с семьями из разных районов страны: сибирцы, кубанцы, донцы. Миграция носила добровольно-принудительный характер. Кроме казаков переселялись солдаты, крестьяне из Центральной России и Малороссии, которых сначала тоже записывали в казачье сословие. В царствование императора Александра II освоение региона особенно усилилось: поселенцев привлекали должностями, званиями, денежными вознаграждениями и тому подобными вещами. В 1860 году казаки под командованием Герасима Алексеевича Колпаковского организовали экспедицию на реку Чу и захватили кокандские крепости Токмак и Пишпек (современный Бишкек). Чуть позже произошло трёхдневное Узун-Агачское сражение, в ходе которого несколько тысяч казаков сумели разгромить двадцатитысячное войско кокандцев. Возможно, что казахские власти опасаются русского национального возрождения и чувствуют в нем угрозу. Но Казахстан, государство оседлого типа, основали именно переселенцы из России (крестьяне, малороссы, казаки, солдаты) — и либо Казахстан уважает права русского народа, либо цивилизация уйдет из региона вместе с русскими. Геополитический выбор – вещь очень не простая, он всегда подвергается искусам, как мы видим это в Белоруссии и Казахстане. И в каждом случае на острие борьбы оказываются русский язык и русская культура. В мировой истории нет других примеров, когда вопросы языкового наследия народа были бы в такой степени политизированы. Достаточно указать на Крым и Донбасс: наступление на них со стороны адептов «украинского проекта» велось и ведётся именно из-за их преданности русской культурно-языковой традиции. Казахстан ежегодно теряет тысячи русских и русскоговорящих граждан. Проблематика сбережения/вытеснения русского языка стала частью местных политических технологий, как, собственно говоря, это имеет место на Украине, а теперь уже, увы, и в Белоруссии. Технологически всё просто: сузить, а затем запретить образование на русском языке - и русские уедут сами. «Русский исход» из Казахстана в первые годы после распада СССР привел к серьезному кризису в республике: резко упал уровень образованности, превратилась в инвалида наука, началась маргинализация населения. Пусть это не признаётся официально, но факт остается фактом: за хорошим образованием, за настоящими знаниями этнические казахи уезжают за границу. В самом Казахстане достойный уровень сохранился разве что в алмаатинским Политехе, где еще остались преподаватели советской эпохи. Такая обстановка побуждает окружение президента Назарбаева регулярно, обычно в период избирательных кампаний, обращаться к мотивам русофилии. Это длится уже годами. 27 января, незадолго до выборов в Мажилис, которые проходили 20 марта 2016 года, президент Назарбаев в послании народу Казахстана заверил: «Государственным языком, как сказано в Конституции, является казахский, также в Конституции сказано, что наравне с ним в госорганах официально употребляется русский язык. Эти нормы нашей Конституции никому не позволено нарушать. Планомерное развитие государственного языка не будет происходить в ущерб русскому языку». 16 февраля Нурсултан Абишевич довольно жестко поручил провести прокурорскую проверку соблюдения законодательства о языках. «До меня доходят слухи, что человек на русском обращается и получает ответ на казахском… Почему прокуратура не проверяет? Всех, кто это делает - снять с работы. Если он обратился на русском, то и ответ должен получить на русском...». Без сомнения, такие шаги президента русскими и не только ими были одобрены. Однако на деле это обернулось традиционным выпусканием пара из политического чайника: просто аналитики президента заметили резкий рост оттока русских в 2014-15 годах. И вот в марте сего года Министерство образования и науки Казахстана делает заявление, явно идущее вразрез с официальной генеральной линией. Инициатива чиновников не поражает новизной: начиная с 2018 года история Казахстана будет преподаваться исключительно на казахском языке вне зависимости от языка обучения. История Казахстана - базовый предмет, причем не столько образовательный, сколько идеологический, потому выбор властей, устраняющих из сфере преподавания этого предмета русский язык, очевиден. Однако власти оставляют хитрую «восточную» лазейку, заявляя, что всемирная история, этакий отсыхающий аппендикс систем национального просвещения, будет преподаваться на русском. Могли в список преподаваемых на русском языке предметов добавить еще труд, черчение и астрономию… Такое решение - удар по миллионам русских и русскоязычных Казахстана. Чиновники неспешно ткут свой ковер «казахизации», украшая его кое-где отвлекающими узорами. Чиновники - незаметные винтики государственного механизма, выступающие передовым отрядом национал-патриотов (нацпатов, как говорят в Казахстане). Их даже на работу берут по языковому признаку. Поэтому в республике и происходит тихая, ползущая, как гюрза по песку, «казахизация изнутри». В данном случае чиновничество маскируется реформой «по переходу на трехъязычную модель образования», объявленной министром образования и науки Казахстана Ерланом Сагадиевым. Уже принята «Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015–2020 годы». Переход на «казахоязычную историю» - это анонс «больших перемен». Главное содержание перемен - создание двуязычной среды с английского языком как «элементом успешной интеграции в мировое сообщество». Педагоги уверены, что при отсутствии других резервов учебного времени часы на преподавание английского и казахского будут отбирать у русского учебного сегмента. Однако вот проблема: реформы, подоплекой которых является вытеснение русского языка, дают результаты, обратные «успешной интеграции в мировое сообщество». Перевод системы образования на три языка обучения, уже апробированный, по словам директора Департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий министерства образования и науки Жаныл Жантаевой, в нескольких экспериментальных школах и 30 казахско-турецких (!) лицеях, реально коснется лишь части населения. Причём зажиточной части, ибо образование в Казахстане платное. Бросаются в глаза и турецкие корни реформы, хотя Турция не слывет мировым лидером в сфере образования, и турецкие фамилии крайне редко встречаются в списке светил мировой науки. А главное - если значительная часть населения не может осилить казахский и русский, для чего ей впихивать еще и английский? Согласно данным отчета Всемирного банка и Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) «почти 59% казахстанских учащихся в возрасте 15 лет не читают на уровне анализа и понимания прочитанного, а доля функционально неграмотных, выходящих из образовательной системы Казахстана - около 58%. Доля учащихся, не приобретающих основные знания - около 55%. С такими ли «багажом» запускать реформу? Нельзя забывать, что в науке терминологическая база русского языка, признанная во всем мире, подкрепляется мощными издательскими центрами учебной и специальной литературы, чего в Казахстане однозначно нет. Значит, учебники придется покупать или издавать. А как это делать, если отсутствует местная школа квалифицированных переводчиков? И вот что ещё отмечает отчёт PISA: «Учащиеся, обучаемые на русском языке, демонстрируют гораздо более высокие достижения вне зависимости от их родного языка. Их баллы примерно на 50 пунктов выше. Такое большое расхождение указывает на то, что школы с русским языком обучения предоставляют образование более высокого качества, чем школы с казахским языком обучения. В этом заключается главный источник повышения качества образования в Казахстане. Если все учащиеся могли получать образование того же качества, что предоставляется в школах с русским языком обучения, балл по грамотности чтения увеличился бы в среднем на 63 пункта и достиг бы уровня качества, отмечаемого в Российской Федерации. Более того, доля функционально неграмотных сократилась бы почти вдвое». Казалось бы, чем не направление реформы, которую, безусловно, надо дополнить и английским языком, и совершенствованием системы преподавания государственного казахского языка? В конце концов, что нужно Казахстану - образованные граждане или коряво-трёхъязычные недоучки? Кстати, значительная часть казахов свободно изъясняется с живущими в республике киргизами, узбеками и уйгурами, которые тоже составляют немалую долю населения. И все они (а еще корейцы, курды, чеченцы, татары) владеют разговорным русским языком. Как бы ни шипели перегревшиеся на солнце казахские нацпаты, русскоязычие, пусть даже бытовое - это серьезное преимущество Казахстана, стоящее в одном ряду с выгодным геополитическим положением республики и богатыми природными ресурсами (большей частью которых, правда, владеют иностранцы – бельгийцы, китайцы, англичане). Признает это и президент Назарбаев, называющий русский язык историческим преимуществом казахской нации, обеспечившим ей «выход на мировую культуру и науку». Золотые слова! Сегодня двуязычные казахи часто летают отдыхать Индию, где уже второй век уживаются хинди и английский (как государственные языки) и еще 22 официальных региональных языка (scheduled languages), которые могут использоваться правительствами индийских штатов для административных целей. В Индии, получившей независимость, тоже хотели избавиться от «колониального» английского, но разум взял верх. И Индия сегодня - в числе наиболее динамично развивающихся государств мира. Да и ученых в Индии побольше, чем у турков. Лобовые попытки изгнать русский язык из Казахстана не удались. Теперь апробируются методы «латентного» вытеснения, а ведь сколько их уже было! Предположить последствия не сложно – русские и русскоязычные снова начнут уезжать. Напомню: республику покидают трудоспособные, квалифицированные, грамотные кадры – часть опорно-двигательного механизма государственной системы Казахстана. Кто их заменит? Условно англоязычные жители дальних аулов? Или нацпаты из южного Казахстана, которые учебнику английского всегда предпочтут «учение» аль-Багдади? Чаще это оралманы из Монголии и Китая, которые "поправляют" в сторону увеличения криминогенную обстановку государства, не желая работать и проедая достаточно большие субсидии на их переселение от Казахстана. Надеюсь, это понимают в окружении президента Назарбаева. Может, потому и реформа (англоязычная часть) пока касается двух старших классов и то на базе коллегиальных решений педколлективов и родителей. Однако давить на русский язык, пытаться его вытеснить будут и дальше. Печальные новости продолжают приходить из якобы дружественного России Казахстана. Дело в том, что крымские события весны 2014 года изрядно перепугали казахстанские власти. В Астане вдруг вспомнили, что север и восток страны традиционно отличаются пророссийскими настроениями. И тогда в Казахстане были срочно приняты законы, ужесточающие уголовную ответственность за сепаратистскую деятельность. Также в уголовном кодексе внезапно появилась статья «Умышленное неправомерное участие гражданина Республики Казахстан в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства при отсутствии признаков наемничества» со сроком наказания от трех до семи лет лишения свободы. Никто особо и не скрывал, что эти статьи была придуманы для наказания тех, кто решил вступиться за русскоязычное население на востоке Украины. Мало того, эти статьи в Казахстане стали активно применять на практике. В декабре 2014 года в Астане (бывший Целиноград) за участие в вооруженном конфликте на Украине на стороне ополчения ЛНР был приговорен к пяти годам строгого режима 30-летний доброволец Евгений Вдовенко. Евгений Вдовенкo Суд не слишком утруждал себя доказательствами вины, опираясь главным образом на показания почему-то засекреченных свидетелей. В апреле 2015 года в Атырау (бывший Гурьев) к трем годам лишения свободы был осужден 27-летний доброволец Александр Урашев, состоявший в рядах ополчения ДНР. Как и в случае с Вдовенко, «признаков наёмничества» в действиях Урашева суд не обнаружил, достаточно оказалось «участия в вооруженном конфликте и боевых действиях на территории иностранного государства». В августе 2015 года в Усть-Каменогорске к трем годам условно был приговорен 36-летний житель села Глубокое Восточно-Казахстанской области Валерий П. Относительно мягкий приговор обусловлен тем, что доброволец вообще не прикасался к оружию, оказывал населению гуманитарную и медицинскую помощь, во время боев под Луганском сам был ранен. Многие воюющие на стороне ополчения добровольцы из Казахстана, зная об уголовном преследовании, на родину возвращаться не собираются. Это, впрочем, не мешает казахстанским силовикам давить ополченцам на психику, проводя обыски у их родных и близких. А 20 ноября в Риддере (бывший Лениногорск) Восточно-Казахстанской области прозвучал приговор 26-летнему Игорю Сычеву – пять лет лишения свободы за «сепаратизм». Игорь Сычев. Последнее слово в суде Вся вина Сычева заключалась в том, что, будучи модератором сообщества «Подслушано в Риддере» в соцсети «Вконтакте», он допустил к публикации опрос пользователей, посвященный крымскому референдуму с заголовком «Давайте представим, если бы было голосование в городе Риддер?». Читателям предлагалось проголосовать «за» или «против» вступления Восточно-Казахстанской области в состав Российской Федерации. Поскольку Риддер находится на самой границе с Россией и более 85% населения – русскоязычные, результат был предсказуем. Любопытно, что лингвистическая экспертиза, проведенная кандидатом филологических наук, доцентом Рахилей Карымсаковой, пропаганды сепаратизма в тексте опроса не обнаружила. Следствие, впрочем, не стало выяснять, кто именно был автором текста опроса и кто из пользователей голосовал за присоединение к России, наказать решили модератора. Суд оставил без внимания, что никогда ранее Сычев не был замечен в какой-либо политической активности. Не помогло и то, что Сычев по первому же требованию удалил опрос и являлся по всем повесткам в органы следствия. Словом, безобидный казахстанский парень получил пять лет колонии за один клик мышкой. Вообще возникает ощущение, что у властей Казахстана вызывает панический страх любая симпатия со стороны населения к России. Так, на 27 ноября 2015 года в Усть-Каменогорске был запланирован траурный митинг, посвященный памяти Героя России Олега Пешкова – командира сбитого на турецко-сирийской границе бомбардировщика Су-24. Площадкой для проведения мероприятия была выбрана усть-каменогорская школа №29, где учился Олег до поступления в Суворовское военное училище. На митинг пришли одноклассники и друзья погибшего пилота, но в последний момент, невзирая на предварительные договоренности, администрация школы неожиданно запретила проводить митинг по причине «требований антитеррористической безопасности». Всех собравшихся попросту выгнали из школы. На условиях анонимности один из представителей школы рассказал местным журналистам, что против проведения митинга выступили городские власти. От каких-либо комментариев по этому поводу все официальные лица в Департаменте внутренних дел и в акимате уклонились. В итоге собравшиеся на митинг люди самостоятельно приняли решение перенести мероприятие к памятнику воинам-интернационалистам. У городского мемориала поставили фотографию Олега Пешкова и возложили цветы. Официальные власти предпочли отмолчаться, сочувствие к трагедии выразили только обычные граждане Усть-Каменогорска. Вы все еще уверены, что Казахстан – это дружественное России государство? |
|
Всего комментариев: 7 | ||||||
|