09:17 Рыночные уловки. Как не дать себя облапошить? |
Соглашаться на цену, которую озвучит продавец, не стоит, если нет ценника Верить на слово продавцам на рынках нельзя - это доказала проверка, проведённая Россельхознадзором. Вместе с ведомством туда отправился корреспондент «АиФ». Несмотря на то что о плановой проверке администрация рынка узнаёт за трое суток, на рынке нас встретила масса нарушений. Первое, что проверяют представители надзорного ведомства, - это лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, помещение для отходов и цех по разделке мяса. Самым спорным из них оказался третий объект. «Вы разделку мяса на дереве производите? - замечает Тимур Маммаев, главный государственный инспектор отдела ветнадзора управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям. - Это давно запрещено, дерево невозможно ни продезинфицировать, ни провести потом контроль качества продукции». Температура помещения тоже важна: должна быть не более 12 °C, по факту - 16 °C. При такой температуре мясо испортится ещё до прилавка. Совет. Мясник должен разделывать мясо на специальном пластике или металле в оборудованном помещении. Правда, покупателя туда не пустят - разделывать мясо при всех запрещено. Подходим к точке, где крупными буквами написано «Цыплята молодые домашние». У продавца на витрине всего 17 тушек курицы, 11 из них лежат без пакетов, но с ценниками. Остальные 6 завёрнуты в целлофан, цена неизвестна. Правда ли вся курица домашняя? Нет. Эксперты видят разницу между домашними и заводскими птицами сразу. Совет. Понять, что перед вами не домашний цыплёнок, легко - по весу. Домашняя курица гораздо худее «заводского» собрата. Кожица у домашнего цыплёнка бледная, слегка с желтизной, может быть повреждена, потому что птицу ощипывают вручную при помощи кипятка. На следующей точке над мясом издевались иначе: и замороженная, и охлаждённая (в 1,5 раза дороже замороженной) продукция хранилась в одной морозильной камере при -18 °C. «Почему-то потребитель верит продавцу на слово, несмотря на градусник холодильника», - продолжает Т. Маммаев. Охлаждённая продукция хранится при +2...+ 4 °С, а в холодильнике должен быть установлен термометр. Вы имеете право на него посмотреть. Мороженый обман На этом рынке всего одна крупная рыбная точка. Альтернативы у потребителей нет, чем, собственно, продавец и пользуется. На прилавке лежат разные виды лосося - без ценников и названий. «Это плохо: информация о товаре до потребителя должна быть доведена любым доступным способом. Хоть ручкой на бумаге напишите цену и место производства рыбы. Разве вы этого не знали?» - возмущается инспектор. Совет. Соглашаться на цену, которую озвучит продавец, не стоит, если нет ценника. «Это обман, и лучше обратиться к администратору рынка или написать претензию», - советует Т. Маммаев. Тут же ледяную рыбу выдавали за охлаждённую. Правда, прятали её от глаз инспекторов в дальнем холодильнике под тряпкой. «Многие потребители даже не знают, что ледяная рыба всегда продаётся только в замороженном виде, в итоге платят они в 2-3 раза дороже за размороженную рыбу, выданную за охлаждённую, - объясняет Сергей Нецветайлов, старший государственный инспектор Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям. Совет. Запишите названия рыбы, которая никогда не может быть охлаждённой (ледяная, горбуша, нерка, кета, кижуч, чавыча, тюрбо, окунь, барабулька, рыба-меч, скумбрия, чёрная треска), и имейте этот список при себе. За свежий товар здесь же пытались выдать 9 упаковок морского коктейля, срок годности которого закончился две недели назад. «Потребитель всегда может и должен потребовать у продавца два документа - ветеринарные свидетельства и ветеринарное заключение на продукцию. Бывают случаи, когда даже мы, инспекторы, не понимаем, откуда рыба приехала и сколько здесь лежит. Без документов её продавать не имеют права, а это очень часто делают», - говорит С. Нецветайлов. В итоге ведомство изъяло для утилизации у этого продавца 47 кг рыбы неизвестного происхождения. Совет. Ветеринарное заключение голубого цвета и висит перед прилавком на стене. А вот ветеринарное свидетельство остаётся у продавца и предъявляется только по требованию покупателя. Предъявлять копию продавец не имеет права. Свидетельства имеют тиснения, водяные знаки, оригинальную подпись и печать ветврача. В них обязательно написаны адрес и имя производителя, способ перевозки, тара, количество продукции, сроки выработки, дата реализации, условия хранения. Мёд без прописки Не обошли стороной представители надзорного ведомства молочную продукцию и мёд. Подходим к точке с творогом, сыром и сливочным маслом. Нигде нет ценников, кроме продуктов с родной упаковкой от производителя. Непонятны ни состав творога, ни годность, ни производитель. А отпускает творог продавец вообще из тары, которая хранится под прилавком. На ней никаких опознавательных знаков. А о том, что нужны документы и ценник, продавец слышит впервые. Совет. «Потребитель должен видеть идентичную информацию о товаре, который лежит на прилавке и который ему в итоге продают. А то получается, что заплатит он за одно, а получит совершенно другое», - разъясняет Т. Маммаев. Смущает сотрудников Россельхознадзора и обилие видов мёда с одной пасеки. Просят у продавца ветеринарное свидетельство на все виды мёда (их порядка 50), но получают лишь одно свидетельство. Оказывается, пчёлы из-под Воронежа приносят и алтайский, и башкирский мёд... «Такое количество видов мёда с одной пасеки невозможно и по территориальному признаку, и по времени производительности пчёл - с мая по сентябрь», - уверен С. Нецветайлов. Совет. Чтобы убедиться, что вам кладут «правильный» мёд, надо смотреть, откуда продавец его набирает и что написано на таре. Неподписанная тара - первый звоночек. И требуйте свидетельство на каждый вид мёда, а не одно на все. |
|