10:07 Санкции Запада – это спасение для России |
Автор прекрасно описал, как ведёт себя паразитический капитализм: он сжирает всё, до чего может дотянуться. Поэтому санкции, которыми Запад пытается ослабить Россию, оказались для неё настоящим спасением от лап хищного Запада...
В чём благо западных санкций для России Автор – Андрей Ваджра В 2014 году Запад принудил Россию сделать то, что она, на мой взгляд, должна была сделать ещё много лет назад – перейти к продуманной, последовательной политике протекционизма. Суть т.н. «экономического национализма» я изложил тринадцать лет назад в своей книге «ПУТЬ ЗЛА.Запад: матрица глобальной гегемонии», считая его необходимым условием развития экономик постсоветского пространства. Однако либеральная экономическая доктрина тотально господствовала долгие годы над всей территорией бывшего Союза. В одних постсоветских государствах она тормозила экономическое развитие, в других – методично уничтожала местную экономику. Достаточно сильное негативное влияние она оказывала и на Россию. Но, как говорится, не было счастья, так несчастье помогло. Кстати говоря, Украина после госпереворота, окончательно утратив свою государственную суверенность и независимость, под давлением Запада дошла в своём экономическом либерализме до абсурда, и поэтому обрекла остатки своей экономики (прежде всего, промышленность) на уничтожение. Чтобы не заниматься пересказом ранее написанного, просто приведу выдержку из своей книги, в которой излагается суть того, что сейчас делает Россия в экономической сфере под давлением западных санкций… Главным заблуждением правительств тех незападных стран, которые решили интегрировать свои финансово-экономические системы в «мировую экономику», является убеждённость в том, что этот шаг позволит их народам достичь таких же высот в материальном благосостоянии, каких достигли жители западных государств. Однако они никак не могут понять, что глобальная система «мировой экономики» строилась для того, чтобы создать условия, благоприятствующие процветанию только Запада, ведь она в своей основе предполагает обогащение одних путём экспроприации (в той или иной форме) других. Западный капитализм основывается на предельной поляризации богатства и бедности, он не предусматривает счастья для всех, наоборот, он практическим образом постулирует, что кто-то может добиться счастья лишь ценой чьего-то несчастья. Вот что по этому поводу пишет И. Валлерстайн: «Что касается возможностей национального развития в рамках капиталистической мироэкономики, просто невозможно, чтобы оно реализовалось для всех государств. Процесс накопления капитала требует существования иерархической системы, в которой прибавочная стоимость распределена неравномерно как в пространстве, так и между классами. Более того, развитие капиталистического производства в историческом времени фактически вело к постоянно возрастающей социально-экономической поляризации населения мира (а на самом деле, даже её требовало)... Поскольку неравное распределение преимуществ как исторически, так и теоретически постоянно, всякое «развитие» в одной части мироэкономики на самом деле имеет своей оборотной стороной «упадок» или «регресс», либо «слаборазвитость» кого-то другого. Это было не менее справедливо для 1893 года, чем для 1993 года; более того, про 1593 год можно сказать то же самое. Таким образом, я не говорю, что страна X не может «развиваться» (сегодня, вчера или завтра). Я утверждаю лишь то, что в рамках существующей системы нет пути, двигаясь по которому, могли бы одновременно развиваться все (или хотя бы многие) страны. Отсюда не следует, что какие-либо страны не могут вводить новые формы механизированного производства или развивать информационные технологии, или строить высотные здания, или создавать какие-то другие внешние символы модернизации. Вообще-то это могут все. Но это не обязательно означает, что страна или, по крайней мере, большинство её населения будет жить лучше. Состояние страны или населения может фактически ухудшаться, несмотря на видимое «развитие». Вот почему мы говорим теперь об «устойчивом развитии», подразумевая нечто реальное и прочное, а не статистический мираж…». Эта особенность ещё в XIX столетии была чётко определена немецким экономистом Фридрихом Листом (1789-1846), который занимался исследованием особенностей экономического взаимодействия индустриально развитойВеликобритании и аграрной Германии, специализировавшейся на производстве зерна в ущерб своей промышленности. Уже тогда он пришёл к заключению, что тотальное установление принципа свободной торговли, предельное снижение таможенных пошлин и максимальная рыночная либерализация на практике усиливает то государство, которое давно и успешно двигается путём рыночного развития, но при этом экономически и политически ослабляет и подрывает то государство, которое развивалось по другим принципам, но затем стало руководствоваться алгоритмами рыночных отношений. Исходя из этих закономерностей, Лист выступил против классической политэкономии. Он не подвергал критике А. Смита по сути его теории. Он лишь указывал, что эта теория космополитична, что она в принципе игнорирует национальные особенности экономического развития народов мира. Лист подчёркивал, что навязывание догматических общих «естественных» законов всем странам в конечном итоге почему-то оказывается выгодным наиболее развитой стране того времени, родной Смиту Великобритании. К тому же необходимо отметить, что придерживаться либеральных принципов в экономике и последовательно навязывать их другим странам Англия начала «в 1846 году, после того, как 150 лет протекционизма, насилия и государственного контроля поставили её далеко впереди любого конкурента. Но поворот к рынку был сделан с существенными оговорками. 40% британского текстиля продолжало поступать в колонизованную Индию, и то же касалось британского экспорта в целом. Британскую сталь не допускали на рынки США очень высокие тарифы, позволившие Соединённым Штатам развивать собственную сталелитейную промышленность. Но Индия и прочие колонии всё же были доступными и оставались таковыми, когда британскую сталь изгнали с международных рынков с помощью ценовой политики». Через столетие, после того как под защитой таможенных барьеров окрепла американская экономика, США также принялись навязывать миру либеральную доктрину. В противоположность ей Лист, предварительно изучив американский опыт протекционизма, выдвинул идею «экономического национализма», которая предусматривает теорию «продуктивных сил» в противовес фритредерской теории «меновых стоимостей». Продуктивные силы в его понимании – все источники богатства нации. Государство должно проявлять заботу об их развитии, а не о мгновенной выгоде. Ф. Лист считал, что в перспективе выгодно развивать те области экономики, где на данный момент затраты пока ещё выше, чем за границей. Развивать, инвестировать – вот единственный путь снижения затрат в перспективе. Он подчёркивал, что подобные действия нужно воспринимать лишь как плату запромышленное воспитание нации. Это воспитание стоит значительных усилий всего народа, но вложенные в него средства и силы принесут в будущем достаток и процветание всей нации. Таким образом, Лист рассматривал протекционизм в качестве средства для достижения прорыва в экономическом развитии. Он исходил из того, что для преодоления отставания необходимы существенные инвестиции в базовые отрасли национальной промышленности. Но обеспечить их можно лишь тогда, когда они в своём развитии будут превосходить конкурирующие сферы производства в Англии. Однако на тот момент Германия в своём экономическом развитии была значительно слабее Великобритании. В связи с этим Лист сделал закономерный вывод, что на время, пока идёт «промышленное воспитание», т.е. модернизация и усиление германской экономики, надо уравнять условия экономической борьбы искусственно – таможенными барьерами. Когда Германия догонит в своём развитии Англию, считал Лист, тогда и присоединится к системе свободной торговли. Он заметил, что нация тем богаче и могущественнее, чем больше она экспортирует промышленных изделий и чем больше она импортирует сырья. Если экономическая политика государства ориентирована на экспорт сырья, оно никогда не преодолеет свою отсталость и бедность. Соответственно, нужна прямо противоположная политика, которую и стала проводить Германия. Как показала история, благодаря ей, она делает мощный экономический рывок и со временем догоняет в своём развитии мировых индустриальных лидеров. Идеи Фридриха Листа были также использованы в качестве концептуальной основы своей экономической стратегии современными государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно это позволило им стать мировыми лидерами в экономическом развитии. Вот что об этом пишет Ноам Хомский: «Что касается бывших японских колоний, то крупнейшее научное исследование Миссии американской помощи на Тайване обнаружило, что американские советники и китайские планировщики пренебрегли принципами «англо-американской экономики» и разрабатывали «государственно-ориентированную стратегию», опираясь на активное участие правительства в экономической деятельности на острове посредством обдуманных планов и правительственного контроля за их выполнением». <...> ...в восточно-азиатских странах, преуспевших на пути экономического развития, «правительство взяло на себя основную ответственность за осуществление экономического роста», отбросив «религию», полагающую, что рынки знают все лучше всех, и прибегнув к вмешательству ради улучшения передачи технологий, относительного равенства, образования и здравоохранения, наряду с промышленным планированием и координацией». Того же мнения придерживаются Мартин и Шуманн: «У азиатского бума мало общего с laissez-faire капитализмом большинства стран ОЭСР. Все без исключения растущие экономики Дальнего Востока применили стратегию, от которой Запад в конце концов отказался, – широкомасштабное вмешательство государства на всех уровнях экономической деятельности. Вместо того чтобы позволить вести себя, как ягнят, на бойню международной конкуренции, как это сделала Мексика, драконы управляемого государством экономического строительства разработали богатый инструментарий, с помощью которого они держат развитие под контролем. Интеграция в мировой рынок для них не цель, а средство, которым они пользуются осторожно и по зрелом размышлении. Во всех быстрорастущих экономиках Азии степень открытости внешнему миру подчиняется принципу авианосца, изобретённому японцами. Высокие пошлины в сочетании с техническими требованиями блокируют импорт во всех отраслях экономики, где, по мнению планировщиков, фирмы их страны слишком слабы, чтобы противостоять международной конкуренции, и где они хотят защитить существующие уровни занятости. И наоборот, правительства и органы государственной власти поддерживают экспортное производство всеми средствами – от налоговых скидок до бесплатного предоставления инфраструктуры. Важным элементом данной стратегии является манипулирование обменным курсом. Все азиатские страны копируют эту японскую модель и с помощью интервенций центрального банка искусственно поддерживают курс своей валюты на уровне более низком, чем это соответствует реальной покупательной способности внутри страны. При этом, в соответствии с официальными обменными курсами, заработки в Юго-Восточной Азии в среднем составляют одну сороковую от того, что получают жители Западной Европы, но при сопоставлении покупательных способностей они эквивалентны одной восьмой. <...> Для повышения общего профессионального уровня населения правительства всех стран вкладывают значительную часть бюджета в создание эффективной системы образования. Там, где этого недостаточно, передача технологий обеспечивается дополнительными лицензионными и патентными соглашениями. Требования относительно доли местных предпринимателей в производстве для мирового рынка гарантируют, что значительная часть прибылей остаётся в стране и вкладывается в развитие национальных компаний... Все эти начинания направлены на достижение общего результата: правительства сохраняют экономический суверенитет и следят за тем, чтобы и местный, и иностранный капиталы служили определённым политическим целям. Тех, кто не сотрудничает, выставляют за дверь. В условиях же торжества либеральной доктрины, та производственная отрасль, которую не упраздняет в слаборазвитой незападной стране открытие её внутреннего рынка, как правило, оказывается не в руках местного национального производителя, а под контролем транснациональных корпораций. То есть, иначе говоря, Запад, благодаря глобализации, «вычищает» незападные страны от их собственных экономических инфраструктур, а на освобождённом пространстве размещает свои предприятия, которые, благодаря низким местным затратам на производство, получают максимальные прибыли. Однако создаваемый таким образом капитал не остаётся в данной стране, чтобы работать на неё (по причине отсутствия полноценной экономики, лишённой инвестиционной привлекательности), а направляется туда, где существуют условия для получения максимальных прибылей от инвестиций. В такой ситуации незападные страны оказались фактически в состоянии полной беспомощности. Лишившись экономической самодостаточности, они де-факто утратили политическую независимость, став марионетками в руках могущественных транснациональных финансово-политических кланов. Всякая попытка любого правительства (как на Западе, так и за его пределами) преодолеть эту ситуациюнаказывается с помощью политического или экономического прессинга, либо военной силы западных государств, которые, как уже было сказано, стали эффективным инструментом транснациональной олигархии, при помощи которого она защищает свои узкокорпоративные интересы. Вот что по этому поводу пишет британский профессор Зигмунт Бауман: «Международный капитал, если так можно сказать, кровно заинтересован в слабых государствах, т.е. в таких, которые слабы, но всё же остаются государствами. Преднамеренно или подсознательно, межгосударственные институты в их существующем виде последовательно вынуждают всех своих участников или зависимые от них государства систематически разрушать всё, что способно замедлить свободное движение капиталов и ограничить свободу рынка. Широко распахнутые ворота и отказ от всяких помыслов о самостоятельной экономической политике являются предварительным условием получения финансовой помощи от мировых банков и валютных фондов. Слабые государства – это именно то, в чём новый мировой порядок (подозрительно похожий на новый мировой беспорядок) нуждается для своего поддержания и воспроизведения. Слабые государства легко могут быть низведены до полезной роли местных полицейских участков, обеспечивающих тот минимальный порядок, который необходим бизнесу, но при этом не порождающих опасений, что они могут стать эффективным препятствием на пути свободы глобальных компаний». Подводя итог, он резюмирует: «Экономический, военный и культурный аспекты суверенитета – все три его основы – сегодня подорваны. Утратив способность ограничивать себя в экономическом отношении, охранять свою территорию, поддерживать собственную идентичность, современные государства всё больше превращаются в судебных приставов и полномочных представителей тех сил, которых они уже не могут контролировать политически…».
Лукашенко рубит - Путину реально похер на эти санкции Запада
Если мы не будет отвечать Западу, нас забьют ногами |
|
Всего комментариев: 5 | ||||
|