Воскресенье, 29.12.2024, 02:39
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты

18:13
Школа для элиты, элитная школа или всеобуч: каким путем пойти
Профессор Сергей Волков - о возможной реформе образования в России

Попытка реализовать господствующую в общественном сознании установку на то, чтобы дать одинаковое и качественное образование всем лицам определенного возраста, на практике неизбежно будет означать лишь безнадежную попытку «пересоздать» созданное природой.

Как весьма значительная дифференциация умственных способностей, так и разнонаправленность интересов и увлечений лиц даже примерно одинакового уровня способностей есть вещи, неустранимые никакими социально-политическими и административными мерами.

Настоятельные усилия в этом направлении — что в СССР, что на определенном этапе в США и ряде западных стран - вызвали к жизни лишь эффект «всеобщей полуграмотности». То есть формальной образованности при отсутствии реально усвоенных познаний и низком уровне общей культуры.

Следует заметить, что само понятие «культурности» в сознании как современного отечественного «массового человека», так и государственной образовательной (да и всякой вообще) администрации превратилось в чисто абстрактное и приложимое к чему угодно. Поэтому, когда им приходится слышать, что культурный уровень выпускника старой русской гимназии гораздо выше, чем таковой советского вуза, они не понимают, о чем идет речь, и не верят.

Точно так же их пониманию недоступно, например, почему власти Российской Империи обеспечивали преимущества (право поступать на службу уже сразу классным чином) выпускникам гимназий с древнегреческим языком — абсолютно «непрактичным» и неприменимым в государственном делопроизводстве.

Существует образовательная модель, которая свойственна европейскому типу образования и предполагает наличие средних учебных заведений, различающихся по ориентации своих выпускников на разные сферы деятельности и, соответственно, с разным набором и объемом изучаемых предметов. В старой России, как известно, набор таких учебных заведений был исключительно многообразен: помимо основных типов (классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческое училище) существовали и многие другие учебные заведения этого уровня образования.

В настоящее время, как показывает практика других стран, вполне могли бы существовать по крайней мере три типа средних учебных заведений. Это «преимущественно гуманитарное», «преимущественно естественно-математическое» и общее. «Общее» - это то, что дает основные знания без особой специализации и не имеет целью готовить своих выпускников к поступлению в вуз того или иного профиля.

При этом советская концепция среднего образования представляет собой полную и принципиальную противоположность русской, а «единая трудовая политехническая школа» ни в коем случае не является подобием не только классической гимназии, но и русского реального училища.

Если такая концепция чему-то и преемственна в старой России, то разве что той концепции единой школы, которая выдвигалась в 70-х годах XIX в. публицистами левацкого толка в целях разрушения современной им образовательной системы. Государство, элита которого не отличается по своим культурным запросам и интеллектуальному уровню от массы населения, может управляться только крайне неэффективно, с весьма низким КПД, бездарно растрачивая природные и людские ресурсы для достижения результата.

Всякая вменяемая власть (способная оценивать, «кто есть кто») заинтересована в обновлении своей элиты за счет талантливых людей, и образовательная система, воспитывая таких в высококачественных заведениях, в принципе призвана этому способствовать.

Вместе с тем процесс обновления элиты продуктивен только в рамках такой пропорции, которая позволяет навязывать «пополнению» интеллектуальные, культурные и поведенческие стандарты высших слоев, приобщая их к соответствующей культуре. В ином же случае (оказываясь в большинстве) «пополнение» способно утвердить для всей совокупности собственные нравы, и данная культура гибнет. Именно нечто подобное имело место в СССР.

С другой стороны, дети действующей элиты (как бы ни хотелось кому-то, чтобы некоторые из них шли «к станку») в любом случае останутся в ее составе. Пребывание в элитном учебном заведении тех из них, кто не способен справиться с его программой, способно угробить само такое заведение, вынудив его понижать планку требований.

Выход видится в создании параллельно элитных заведений несколько иного рода – престижных и максимально комфортных для пребывания, но с менее сложной программой, обеспечивающей лишь общекультурный уровень.

Думается, что на фоне догматических, идеалистических, а часто вовсе безумных ожиданий и пожеланий как «общественности», так и администрации такой подход является единственно трезвым.

Следует, однако, заметить, что в условиях «всеобуча» вопрос о роли средней школы в качестве «социального лифта» вообще не стоит. Если все получают (или якобы получают) одинаковое и обязательное образование, то ни о каких образовательных преимуществах речи быть не может. Процесс дифференциации осуществляется только на уровне высшей школы, если осуществляется вообще, т.к. тенденция к «всеобщему высшему» уже, кажется, недалека от осуществления.

Сергей Волков


Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Частное мнение | Источник: http://www.km.ru/v-rossii/2017/04/22/shkolnoe-obrazovanie-v-rossii/801592-shkola-dlya-elity-elitnaya-shkola-ili-vseob| Просмотров: 753 | Добавил: oon| | Рейтинг: 3.7/3

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 4
2
1 Geda   (23.04.2017 18:52) [Материал]
на практике неизбежно будет означать лишь безнадежную попытку «пересоздать» созданное природой. ...

Кто бы объяснил идиотам, что советское образование прекрасно справлялось с этой задачей! angry

0
2 nikolaivik   (23.04.2017 18:53) [Материал]
А в род.доме все родятся голыми и одинаковыми

0
3 Rei_kun1187   (23.04.2017 19:38) [Материал]
но не у всех папа миллиардер

1
4 nikolaivik   (24.04.2017 11:01) [Материал]
В. В. БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ
Как должно жить по закону природы и правды
<Фрагменты>
Идите в народ и говорите ему всю правду до последнего слова,
и как человек должен жить по закону природы. По закону все
люди равны. <…> Закон ясен, как свет небесный: для того люди
рождаются на свет одинаково голыми, слабыми и глупыми; для
того они делаются одинаково образованными, если их учить оди-
наково, чтобы всякий умный и неумный, и ученый и неученый
могли сразу понять, что всякому при рождении должно давать
одинаково, всех детей воспитать, содержать и учить надо одина-
ково. Те, через кого дети воспитываются и обучаются неодина-
ково, через кого им дается неодинаково, через кого одни люди
выходят богатыми и учеными, другие бедными, безграмотными
и несчастными; те, через кого все это делается, — беззаконники
и злодеи, пусть они будут прокляты навеки. Своими погаными,
нечестивыми ногами они топчут в грязь закон — закон более
чистый, чем свет небесный, закон, который прелестнее всего
прелестного, восхитительнее всего восхитительного, закон,
от которого душа человеческая восхитится, воспоет и возрадуется
больше, чем от всех радостей земных и небесных. <…> Живите
по закону, и не будет между вами ни бедных, ни богатых, ни гордо
и злобно величающихся, ни забитых в грязи и плачущих день
и ночь слезами от горькой нужды. Помните, люди, вы все бра-
тья; я голоден, я прошу пищи от груди нашей матери, от земли.
Разве может человек схватить свою мать и сказать ей: «Не смей
кормить моих братьев, других твоих детей, ты моя раба, служи
мне одному!». Кто так сделает, тот беззаконник из беззаконни-
ков, злодей из злодеев.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4748]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7795]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825]Гипотезы и прогнозы [4629]Дом,сад,кулинария [223]
Животные и растения [2796]Здоровье и красота [5708]Интересности и юмор [3758]
История и археология [4696]Космос, астрономия [2263]Мир вокруг нас [1982]
Наука и технологии [2422]Непознанное [3983]НЛО,уфология [1747]
Общество, в мире, новости [11574]Психология и отношения [84]Стихия, климат, экология [421]
Фильмы и видео [367]Частное мнения [111]Эзотерика и феномены [2031]