13:31 Сказке «Золушка» исполнилось 70 лет |
В это трудно поверить, но факт остается фактом: великому фильму Надежды Кошеверовой 16 мая – 70 лет. Как можно было снять эту дивную сказку, да еще с таким реквизитом, в совершенно голодной, обессиленной войной стране? Но это было сделано. Потрясающая сказка Кошеверовой стала хитом, заняла в прокате четвертое место, но главное – она полюбилась настолько, что бьет рекорды по долгожительству без малейших признаков старения. В «Золушке» сошлось все – и великолепный сценарий, написанный Евгением Шварцем, и исключительное мастерство режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, и подбор актеров, стоивший, правда, Кошеверовой изрядных нервов. По прошествии многих лет черно-белый фильм был восстановлен – сначала в 1967 году на «Мосфильме», потом, почти через двадцать лет, над ним потрудились мастера киностудии имени Горького. Последнее перерождение «Золушки» случилось в 2009 году, когда по заказу Первого канала его колоризировали – то есть, выражаясь по-простому, «покрасили». Теперь тщательно хранятся две копии ленты – черно-белая и цветная. Так фильм обрел вторую молодость. А теперь – потрясает юбилеем. Кто не смотрел «Золушку»? Наверное, таких людей просто нет. И сколько бы фильмов не снимали о милой героине старой французской сказки потом, Янина Жеймо останется создательницей одного из самых очаровательных ее образов. Спасибо за этот гениальный выбор нужно говорить, конечно, Кошеверовой. И про нее нужно сказать отдельно. Женщина-режиссер – это всегда вызов. Так уж повелось. Еще в ту пору, когда о «гендерных предпочтениях» мы и не слышали, женщины, занимавшиеся кино, всегда вызывали «напряжение». Однако всегда добивались исключительных результатов. Боюсь забыть кого-то, но назову хотя бы несколько имен – Лариса Шепитько, Татьяна Лиознова, Кира Муратова – потрясающие мастера, ставшие легендами при жизни, - «положили на лопатки» своими фильмами многих мужчин-коллег. Алла Сурикова и Светлана Дружинина вошли в историю кино своими работами, не просто встав рядом с мужчинами, а многих переплюнув – легкостью и глубиной, образностью и смелостью. Надежда Кошеверова была одной из первых… В «Золушке» сошлось все – и великолепный сценарий, написанный Евгением Шварцем, и исключительное мастерство режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, и подбор актеров, стоивший, правда, Кошеверовой изрядных нервов Увы, первая снятая ею картина – экранизация рассказа Горького – не сохранилась. Она снимала ее в страшном 1937 году. Это для Кошеверовой, уже довольно опытной, была первая самостоятельная «проба пера». Не нее начали коситься – молодая дама явно проявляла себя, а это, повторюсь, с учетом пола казалось странным. Кошеверова начала воспитывать в себе «мужской характер». О ее предельной или даже запредельной требовательности на съемках ползли слухи. Она была жестка на площадке, но поэтому добивалась успехов. Снятая ей комедия «Аринка» собрала в 1940-м году 23 миллиона зрителей. И тогда она сняла фильм «Галя» - о советско-финской войне. Картина легла на полку. Кошеверова страшно переживала, и внутренне именно тогда решила перенастроить себя с кино для взрослых на кино для детей. Она прекрасно понимала, что языком метафор, образами сказки можно сказать куда больше, чем кажется… Работая над фильмом «Черевички» по опере Чайковского, она познакомилась с Михаилом Шапиро. И они стали фантастическим режиссерским дуэтом, который в годы войны трудился над созданием картин в эвакуации – далекой Алма-Ате. Когда война кончилась, мысль о фильмах-сказках не оставила Надежду Кошеверову. Правда, в этой нише уже работали такие мастера, как Александр Роу и Александр Птушко. Им было непросто: Роу, например, обвиняли в легковесности его трактовки сказки «По щучьему велению», он был вынужден добавлять в последующие картины патетику, и даже успех «Кощея Бессмертного» не дал ему свободы – например, «Царя Водокрута» Шварца ему снимать было запрещено, и он снял фильм по этому сценарию только много позже, назвав его «Марьей-искусницей». А Птушко, хоть и стал триумфатором Каннского фестиваля со своим изумительным «Каменным цветком», получал настоятельные рекомендации быть поближе к народу и сказки тоже не трогать… Но «Золушка» - «проскочила»! В ледяном коридоре «Ленфильма», вернувшегося «домой» после эвакуации, Кошеверова встречала тех, кого очень давно не видела, слышала печальные извести о том, что не обошлось без потерь… Крошечная, точно Дюймовочка, с огромными глазами Янина Жеймо тронула ее за рукав – они были знакомы до войны. Жеймо была в депрессии – у нее разрушилась семья. Предательство мужа она пережить не могла и поделилась болью с Кошеверовой. «Мы должны снять с тобой «Золушку»! – трясла она Жеймо за плечи. И кинулась к Шварцу – уговаривать его писать сценарий… Золушке должно было быть 16 лет. Жеймо было без малого сорок. «Вы с ума сошли?» - спрашивали Кошеверову. Та трясла головой – нет. Просто лучше ее никто не сыграет. Едва ли не каждый день к ней на пробы присылали юных актрис и балерин. Кошеверова уперлась. Наконец, все со вздохом согласились. Алексею Консовскому (Принцу) тоже было за тридцать, а отцу Золушки – Василию Меркурьеву – чуть больше сорока, он был старше «дочки» всего на пять лет… И вскоре в сказке начали оживать ее уникальные персонажи – потрясающий Король (Эраст Гарин), Принц, прелестный Паж… До этого в советском кино, к слову говоря, не случалось положительных героев – из числа королей и принцев… Муж Кошеверовой, художник Николай Акимов, произвел в фильме свою «революцию». Фантастическое оформление фильма – это тоже была новинка… (Вторым мужем ее был оператор-постановщик Андрей Москвин.) После «Золушки» Кошеверовой не давали снимать сказки долгих пятнадцать лет. Через семь лет после своего знаменитого фильма она сняла еще один киношедевр – «Укротительницу тигров» с Людмилой Касаткиной. Она снимала и другие прекрасные фильмы, пока не случился казус именно со сказочной картиной – «Каин XVIII». Сказка-памфлет содержала откровенные намеки на политические реалии страны, но запретили ее вовсе не поэтому. Хрущев на просмотре картины заснул, так что сатира Эрдмана и Шварца его не задела, но зато очень напряг момент, в котором молодые люди переодеваются в женскую одежду, чтобы таким образом проникнуть в покои прекрасной принцессы. Обматерив всесильного министра культуры Фурцеву, Никита Сергеевич возопил, что нечего поддерживать всяких… Ну как бы это сказать… Хм… Людей с сомнительными сексуальными пристрастиями, вот! И «Каин» фактически был похоронен. Все прошло, прошло и это. Кошеверова успела снять «Старую, старую сказку», «Тень», «Царевича Прошу», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Соловья» и «Ослиную шкуру». Последней ее работой стал фильм «Сказка про влюбленного маляра», над которым она работала в 1987 году. Через два года ее не стало. Похоронена она в Комарово под Санкт-Петербургом – там, куда призывал когда-то ехать «на недельку, до второго» Игорь Скляр. А «Золушка» - не стареет и заставляет помнить о своей великолепной создательнице. Великий фильм великого режиссера… Сказка Золушка. |
|