Страшную сказку расскажу я вам сегодня. Про инфляцию, девальвацию, эмиссию и просто про деградацию. Сказ будет долгий, но поучительный.
Не у всех у нас есть экономическое образование. А даже если и есть, то не все могут грамотно разобраться в происходящих событиях и сделать прогноз на грядущее. По этой причине и дурят нас. Например, наши денежные власти все время борются с инфляцией. Она, по мнению Силуанова, Кудрина и иных членов нашего правительства — «страшное зло». Ее надо подавлять и бороться с ней днем и ночью, ночью и днем. Только при этом за 25 лет их «борьбы» результата нет, и инфляция в России запредельно высокая. Между тем инфляция в странах Европы и США не превышает и трех процентов. Парадокс?! Вовсе нет. Это дисбаланс не только в нашей отечественной экономике, но и в головах наших властителей. За их ошибки расплачиваемся все мы, обычные люди, оплачивая покупки в магазинах, не имея возможность развивать малый и средний бизнес, не имея 25 млн высококвалифицированных рабочих мест.
Мой сегодняшний гость Валентин Катасонов, профессор МГИМО, доктор экономических наук. Подобно сказочному герою, он, анализируя, расставляет точки над «И» и подсказывает всем нам разумный вариант действий. С ним и обсудили, откуда растут ноги у инфляции в России, какие настроения царят в регионах и какую роль играет Кудрин.
«СП»: — Что сейчас происходит с экономикой в России? Обычные граждане увидели замораживание зарплат, сокращения, трудности в трудоустройстве и одновременно повышение цен на все виды товаров и услуг, плюс невозможность выехать куда-либо в отпуск, потому что у людей просто нет денег.
— За четверть века реформ наша экономика только разрушалась. Несмотря на формальные показатели роста ВВП, реального роста не было и нет. Наше статистическое ведомство Росстат просто научилось рисовать необходимые цифры. И откуда может быть рост?! Если у нас на протяжении 25 лет происходила так называемая интеграция в мировую экономику. В результате мы в международном разделении труда стали специализироваться как поставщики сырья и большую часть товаров закупаем на мировом рынке.
Кстати, мы и ресурсы вывозим за бесценок, практически бесплатно. Правда нам создают иллюзию, что мы не бесплатно их вывозим, потому что вроде как поступает валюта. Простой пример. Предположим мы вывезли нефть, природный газ, лес на 100 млрд долларов, из которых 50 млрд долларов остаётся где-то за рубежом в оффшорах. Ещё половина возвращается в Россию. Эту валютную выручку экспортёры меняют на рубли, которые используются для закупки сырья, полуфабрикатов, на заработную плату и на оплату налогов. Вот такая схема.
За счёт этой валюты происходит денежная рублевая эмиссия. Хочу обратить внимание, что валюта в резервах — это фактически денежные расписки, которые не могут быть использованы для того чтобы что-то покупать. Показателен пример с Ираном, валютные резервы которого, то размораживали, то замораживали. То есть если вы сформировали резервы, это вовсе не означает, что вы сможете ими распоряжаться. Те же самые Соединённые Штаты говорят, что за счёт этих денег они покроют какие-то ущербы, например от террористических актов. И все. Создается иллюзия того, что мы что-то зарабатываем.
Естественно, что такая сырьевая модель экономики не может обеспечить необходимый жизненный минимум для всех нас. А самое главное, что мы полностью зависим от внешних факторов, от импорта.
«СП»: — Причем зависим и от станков, не только от обычных товаров.
— Да, от инвестиционных товаров, от станков. Посмотрите статистику Росстата. На сегодняшний день у нас производство станков составляет всего несколько тысяч единиц. Импорт составляет тоже несколько тысяч. Но у нас их производство в лучшие годы исчислялось миллионами. Я говорю про Советский Союз. Да, станки с программным управлением мы импортировали, но мы и экспортировали станки сотнями тысяч. Сегодня у нас практически нет производства средств производства. А это база экономики, потому что экономика базируется на так называемой тяжелой промышленности.
«СП»: — Правительство не хочет ничего менять, более того уступить место тем, кто может это сделать. А народ живет все хуже и хуже, особенно в регионах. К чему приведет такое отношение к народу со стороны правительства?
— Во-первых, у нас не правительство, а колониальная администрация, которая чётко выполняет указания «хозяев денег». По мнению правительства, никаких ошибок они не совершали. За 25 лет они сумели сыграть множество разных «водевилей» и «спектаклей». Например, помните у Медведева «четыре И»: индустриализация, институты, инвестиции… Или «два ВВП» (удвоение валового внутреннего продукта), или создание «Международного финансового центра». Каждый год-полтора правительство меняет лозунги. Единственное чем они занимаются — вербальным интервенциями. Бла-бла-бла. Некоторые обыватели даже в это верят.
Не исключаю, что те, кто управляет нашей колониальной администрацией, заинтересованы в том, чтобы создать здесь взрывоопасную ситуацию. Поэтому, например, приглашают Кудрина в экономический совет при президенте. Кудрин выступает с позиции Запада и поляризует настроение в обществе. Национально-патриотические силы ещё больше накаляются от его заявлений. Готовят и белоленточников, и либеральную оппозицию, в общем, готовится почва для социальных взрывов. И, может быть, в Москве это не так остро ощущается, а вот в регионах ситуация очень серьезная. Сейчас в регионах даже учатся владеть оружием, и ни какие-нибудь маргиналы, а люди достаточно уважаемые.
А чем сегодня общая ситуация отличается от ситуации 30-х годов прошлого века?! В Европе формируются национал-социалистические настроения. Для того чтобы ускорить этот процесс им подбросили катализатор в виде эмигрантов.
«СП»: — То есть развал Евросоюза неминуем?
— Конечно. У нас бывают люди с Донбасса, с Луганска, которые говорят, что мы отстаем на полшага от них. Это иллюзия, что мы находимся в спокойном месте.
«СП»: — Вы общаетесь с предпринимателями. Скажите, какие основные проблемы их волнуют? Что реально стопорит развитие бизнеса в России? Например, даже в антикризисных программах Кудрина и Глазьева оппоненты сошлись в том, что надо снижать давление правоохранительных и контролирующих органов на бизнес.
— Если под бизнесом понимать тупое извлечение «бабок», то в России у бизнеса никогда не было и не будет перспектив. Мы так традиционно устроены. Россия — это определённая цивилизация, нацеленная на духовно-нравственные идеалы.
Прибыль вообще кончается во всём мире, потому что никто не заинтересован в создании реальной экономики уже лет тридцать. Все ушли в игорный дом, на игровые площадки. Поэтому все разговоры про экономику — это о том, как делить тот самый сокращающийся продукт, шагреневую кожу.
«СП»: — Это из-за перепроизводства?
— Это из-за платежеспособного спроса. Спрос есть. Посмотрите, сколько в мире голодающих. А денег нет. А почему платёжеспособный спрос сокращается? Потому что у нас вся экономика в мире зиждется на кредитных деньгах. И Россия одна из последних прицепились к составу под названием «капитализм». Поэтому мы еще в выигрышном положении и ещё не дошли до той ручки, как они дошли. Вы думаете, Америка процветающая страна? Они уже давно живут в долг.