00:49 Теоретико-методические основы словесно-образного эмоционально-волевого метода самоубеждения (СОЭВС) |
По утверждению Гегеля: «Убеждения представляют собой самые внутренние моменты самосознания». Далее, говоря об объективной роли убеждения в поведении индивида, он отмечал: «...Нравственную природу поступка определяет убеждение». Утверждая диалектическую взаимосвязь форм мышления и сознания, немецкий философ раскрыл их взаимопереходы друг в друга. Он показал, как представления творят понятия, а понятия в процессе практики рождают идеи, которые вырабатываются индивидуальным сознанием в качестве основы субъективных убеждений, «его совести». Российский учёный К. Д. Ушинский представил «Убеждение», как процесс. Он охарактеризовал стадии этого процесса от зарождения его в представлениях на пути их перехода в понятия и их закрепления в идеях, которые усваиваются человеком, становясь его убеждениями. Это положение сформулировано в его работе «О народности в общественном воспитании»: «Самое убеждение тогда только делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью, а мысль переходит в дело. Благодаря убеждениям разум становится регулятором жизни личности, ее поведения». Позже Б.Д. Парыгин высказал мысль о трех основных значениях термина «убеждение»: 1. - как формы индивидуального сознания, элемента всей системы представлений и взглядов человека; 2. - как процесса осмысления жизненного опыта и освоения внешнего мира; 3. - как способа воздействия на психику индивида, метода воспитания. Исследования проблем теории и методики убеждения как метода воспитания в современной отечественной педагогике получили широкое развитие. Разработанная В. М. Коротовым концепция убеждения представлена как система методов информационного, поискового, дискуссионного, взаимного просвещения, которые в последовательном их применении обеспечивают активное овладение той или иной информацией и ее усвоение человеком. Опираясь на прогрессивные достижения современной психологии, можно рассматривать убеждение как основной метод стимулирования работы над собой, прежде всего потому, что этот метод при верном его применении стимулирует и направляет самоубеждение личности. Одной из важнейших задач многолетних исследований был поиск путей перевода убеждения врача в самоубеждение больного. Прежде чем рассмотреть механизм этого процесса, подчеркнем еще раз коренные отличия убеждения и самоубеждения от внушения и самовнушения. В «Советском энциклопедическом словаре» внушение (суггестия) в психологическом смысле определяется как воздействие на личность, приводящее либо - к появлению у человека, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства и отношения; либо - к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. То есть, внушение есть воздействие на сознание человека в обход его желаний и жизненных позиций. Убеждение как педагогический метод есть прямая и открытая апелляция к сознанию, мобилизация волевых усилий человека. Убеждение ориентировано на принятие человеком собственных сознательных решений в выработке линии своего поведения. По своему содержанию внушение нередко представляет собой бессмысленный набор слов, как, например, в заговорах. Убеждение же вскрывает в словах реальную связь явлений объективного мира, оно всегда одновременно и несет в себе образовательную функцию. Не понимая этого, нельзя понять и осмыслить механизм перевода убеждения врача в самоубеждение больного. Сила убеждения как метода — в убежденности врача. Только при этом условии убежденность передается больному. Таково первое необходимое условие перевода убеждения врача в самоубеждение больного. В условиях организации процесса самооздоровления важными являются еще два момента. Первый состоит в том, что содержание убеждения принимается больным как истинное, верное. Второй момент — это желание больного выработать у себя новые полезные качества. Достижение же положительных результатов в процессе самоубеждения, в конечном счете, и обеспечивает перевод убеждения как внешнего фактора в самоубеждение как фактора внутреннего. С этого момента больной сам начинает убеждать себя. Так рождается убежденность. Этот механизм процесса «убеждение — самоубеждение» был вскрыт и многократно апробирован в экспериментальной лечебной работе. Общество не имеет права воспитывать внушаемых людей, которые становятся управляемым орудием в руках других людей. Необходимо воспитывать людей убежденных — самостоятельных. Для этого нужно не внушение, не подавление личности, а активизация личности посредством процесса убеждения в ходе взаимодействия врача и больного. Убеждение есть высшая форма сознания личности. Прочно усвоенные идеи становятся личными убеждениями. Только в процессе собственных действий и общения с людьми формируются самоубеждения. Убеждение врача, как метод оздоровления, организует деятельность больного, в процессе которой формируется убеждение больного, и, таким образом, убеждение врача переводится в убеждение больного. Перевод убеждения врача в самоубеждение больного обеспечивается следующими факторами: · - убеждение ложится на благодатную почву. Тот, к кому обращен настрой, как правило, испытывает сильное желание выработать у себя нужные качества, выздороветь, избавиться от недуга. Убеждение он воспринимает как помощь, необходимую ему. Налицо сочетание воздействия на разум и чувствование. · - содержание убеждений (настроев) позитивно. Если пропаганда медицинских знаний зачастую построена на запугивании больного всякими страшными болезнями, то здесь мы имеем ориентацию на оздоровление, на омоложение. Настрои пронизаны оптимизмом. Настрои пронизаны формулой «мне будет лучше». Лучше во всем: в повышении работоспособности, в улучшении самочувствия, в развитии новых полезных качеств, в выздоровлении. · - новые убеждения преподносятся не в виде сложных словесных формул, а в виде образных, ярких, сочно-красочных представлений. Как писал Ушинский, будущие убеждения рождаются в представлениях. Представления эти рисуются добрыми словами. Следует отметить, что формирующиеся при восприятии настроя представления стимулируют в соответствии с содержанием настроя психические и физиологические процессы, а также и поведение человека. И. М. Сеченов убедительно показал, что со стороны физиологического процесса между восприятием и представлением нет ни малейшей разницы; разница только в источнике возбуждения. Таким образом, уже сам процесс усвоения настроя дает реальный всесторонний эффект. Когда же сформируется самоубеждение, этот эффект становится несокрушимо стойким, необратимым. · - содержание самоубеждений (настроев) имеет и просветительное, образовательное звучание (особенно это касается оздоровительных настроев). Человек как бы оглядывает себя изнутри. Работа мозга, кровеносной системы, дыхательных путей просматривается им как действие отлаженной, четко работающей системы взаимодействующих органов. Несомненно, это стимулирует позитивный интерес к своему здоровью. · - возникающие в результате ознакомления с настроем позитивные изменения в практической деятельности, в душевном состоянии, в оздоровлении подкрепляют слово и убеждают на деле. Так обеспечивается перевод убеждения врача в самоубеждение больного, в его личные убеждения, прочные, стойкие взгляды. Слово обладает способностью многостороннего комплексного раздражителя, т. е. способностью оказывать на кору головного мозга мощное, направленное воздействие, способное вызывать у человека сильнейшую эмоциональную реакцию. Внушающее слово в гипнотических опытах, как правило, вызывает внутреннее (по утверждению И. П. Павлова — охранительное) торможение, благодаря чему снимаются барьеры для критического восприятия словесного содержания внушения. Похожее происходит и в системе аутотренинга, когда релаксация «размягчает» сознание, ослабляет волю, оставляя открытую дверь лишь к эмоциям человека. Наш метод, напротив, ориентирован на словесно-образную эмоционально-волевую активность человека. В этом его безусловная новизна и неоспоримое преимущество. Сходство нашего метода с традиционной релаксопедией состоит лишь в том, что в обоих случаях наблюдаются повторы словесных воздействий. Однако это лишь внешнее сходство. В действительности, если обычная релаксопедия гасит активность личности, то метод СОЭВС, наоборот, рассчитан на эффект, основанный на эмоционально-волевой активности человека. В метод СОЭВС входят тексты настроев, теоретические принципы построения настроев, методика усвоения настроев, приемы самоизменения в методике организации самоубеждения больных. Его основу составляют тексты-настрои, которые строятся так, что формируют у человека определенное представление — образ: «с яркостью молнии своим внутренним зрением вижу себя человеком с сильной памятью»; вовлекают чувства: «я чувствую себя человеком смелым, решительным»; мобилизуют волю: «изо всех сил стараюсь активизировать запоминание. Прилагаю могучие волевые усилия на высочайшем уровне психической энергии. Мое волевое желание усилить память обладает гигантской силой материализации». Таким образом, настрой — это содержание самоубеждения. Разработка настроя — это трудоемкое дело. Над их созданием приходится работать постоянно, непреклонно, десятилетиями; только тогда и удается создать настрой, дающий реальный эффект. Все основные фрагменты настроев на формирование самоубеждений, развивающих волю, способности и черты характера, дорабатывались с помощью аппаратурных проверок на плетизмографах, 16-канальных полиграфах, кардиографах и многих других приборах и аппаратах, а также проверялись и совершенствовались в реальной деятельности людей и в лечебно-психологической практике. Психолингвистические исследования текстов-настроев, проведенные под руководством автора, показали, что их построение кардинально отличается от построения известных молитв, заговоров или текстов, которые используются в психотерапии. Настрои метода СОЭВС базируются на смысловых элементах. Специфика структуры и смысловое содержание словесных формул настроев обеспечивают их высокую эффективность. Человек, усваивающий настрой, способен противостоять любым внешним воздействиям. Его возможности безграничны, а желания разумны. Усвоение настроя-самоубеждения, рождает мощный импульс, соединяющий в себе силу обеих сигнальных систем, подкорки и корригирующих полей лобных долей мозга. В организме человека нет ничего сильнее этого механизма. Метод СОЭВС предусматривает не только самостоятельную работу над собой, но и участие врача, активизатора управления самоубеждением (АУС), помогающего усвоить настрой. Здесь врач старается максимально активизировать больного в целях прочного усвоения настроя. Содержание настроя должно быть приятным. Словесные формулировки должны быть понятными, образными, формирующими яркое представление и мобилизующими желания, чувства и волю больного на усвоение настроя. Настрой должен подавлять сомнения. Он может быть типовым и индивидуальным. В типовых настроях метода СОЭВС применена начальная степень напряжения и начальная сила выражения мысли, чтобы меньше утомлять человека при усвоении настроя. Главной способностью человека является его способность к работе над собой. Она дает возможность развивать все другие способности, воспитывать, оздоравливать и омолаживать себя. Автором создана обширная система настроев на развитие способности к работе над собой. Ядром этой способности является воля человека, его способность к волевым усилиям, поэтому создана целая система настроев на развитие воли. Придавая воле большое значение, автор написал для родителей две книги, посвященные воспитанию и развитию воли у детей в семье. Созданная система настроев на оздоровление человека включает настрои на управление всеми системами организма, всеми внутренними органами. Эта система включает много настроев, которые дают возможность восстанавливать здоровье даже тогда, когда мы имеем дело с, казалось бы, неизлечимыми заболеваниями. Настрои являются инструментом самоубеждения, причем инструментом безотказным и всемогущим. В отличие от лекарств настрои не имеют срока годности, они никогда не кончаются, как таблетки. Лекарства имеют известные пределы своего воздействия, настрои же не имеют пределов. Метод содержит в себе настрои-самоубеждения. Это не лекарства, они универсальны и общедоступны. Это система текстов специально и тщательно подобранных, регулярный повтор которых, проникая в сознание, стимулирует мысль о крепком здоровье, волю, энергию, физические силы, направляет их на оздоровление-омоложение. Настрои отражают мысль об оздоровлении-омоложении в словесной формулировке, образ, чувства и волевое усилие, которые в своём единстве создают огромной мощности импульс с головного мозга во внутреннюю среду организма и на длительное время перестраивают жизнедеятельность тканей, внутренних органов. Он способен влиять не только на активность любого органа и любой системы, но и устранять патологические нарушения в анатомических структурах физического тела. Благодаря этому без хирургических операций можно удалять новообразования, восстанавливать функцию и внутреннее анатомическое строение любого органа и системы физического тела и возрождать молодое тело, продлевая жизнь. Построение настроев таково, что они формируют у человека яркие образы здоровья, молодости, силы, неутомимости и красоты, усиливают положительные чувства, например, радость жизни, и стимулируют волевые усилия в целях управления состоянием. Наибольшую пользу метод приносит тем, кто подходит к нему с доверием и надеждой. Где применяется метод СОЭВС ? Здравоохранение: - 80 000 индивидуальных авторских сеансов с пациентами различных форм и видов заболеваний, ( 1948 – 2008г.г.); - научно-практическая комплексная программа по формированию здоровой речи при заикании. Монография: «Формирование здоровой речи при заикании» (1976г.). Книга: «Из истории лечения заикания» (1982г.); - 3-е Управление Минздрава СССР – рекомендации по использованию метода при лечении людей пострадавших в Чернобыле (1989г.); Спорт: - 3200 страниц машинописного текста настроев для повышения результатов в пулевой стрельбе. Монография: «Самовоспитание и управление состоянием стрелка-спортсмена-пистолетчика» (1979г.). Книга: «Учебное пособие по психологии спорта» (1981г.); - подготовка спортсменов: · Владимир Рец – МСМК (мастер спорта международного класса), лёгкая атлетика (1978г.); · Игорь Раенко – МСМК, стрельба из пистолета (1979г.); · Борис Будников – Европейский чемпион парусной регаты (1977г.); · Виктор Потапов – Дважды чемпион мира, класс катамаран (1977г.). Центр подготовки космонавтов: - 25 000 настроев для подготовки человека к различного рода перегрузкам; Воспитание и педагогика: - Повышение эффективности обучения в Курском, Горловском, Калужском педагогических институтах (1972-1974 г.г.). Производство: - целевая комплексная программа для огранщиков алмазов Московского завода «Кристалл» (1985г.); - разработка программы по сокращению временной нетрудоспособности и повышению производительности труда сотрудников ЦКБ Министерства приборостроения (1986г.). |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |