21:41 Турецкий марш по России: Исламисты Реджепа Эрдогана оккупируют Урал и Поволжье |
Они уже здесь, турецкие джамааты – исламистские территориально-этнические объединения. Открыто действуют не только в Казани и Уфе, но даже в Челябинске и Нижнем Новгороде. Причём среди последователей турецких джамаатов немало узнаваемых лиц: «недоназначенный» верховный муфтий России Камиль Самигуллин, брат известной певицы Алсу Марат Сафин («шейх Мурад» даже основал в Москве суфийский «центр развития» «Вирдан»), замминистра образования и науки Татарстана Ильдар Мухаметов. Примечательно, что турецкие власти поддерживают даже недружественные официальной Анкаре джамааты в России, – считается, что они полезны для реализации стратегических задач Турции в нашей стране. Как же реагируют российские власти на явную турецкую угрозу? Увы, никак. Время от времени российские правоохранители выходят из анабиоза и закрывают какое-то наиболее одиозное учебное заведение или «духовный центр». Но вскоре на месте закрытого очага влияния появляется новый: меняются только названия и время от времени штат проповедников. К примеру, закрывается в Уфе «нарисовавшийся» за полтора десятилетия, так что и не стереть, «духовный центр» суфийского джамаата «Эренкёй» – и тут же открывается новый Коран-центр того же джамаата. Так почему же бездействуют правоохранители? А они просто плохо разбираются в разных мусульманских тонкостях и откровенно опасаются напортачить и попасть в идиотское положение. Как вышло давеча в Белорецке. Кто опаснее – эмиссары Эрдогана или местные ваххабиты? Мюриды недавно скончавшегося суфийского шейха Назима Хаккани, хакканиты, закрепились в Башкирии лет 10 назад. Упомянутый выше брат певицы Алсу – хакканит, как и главный имам Белорецкого района Башкирии Исмагил Мухамедьянов. Главный духовный центр хакканитов находится в непризнанной «турецкой республике северного Кипра», а в Башкирии позиции джамаата сильны, пожалуй, как нигде более. Чего стоит один такой факт: несколько лет назад хакканиты построили на горе возле деревни Нарыстау мавзолей и мечеть в честь двух сподвижников пророка Магомета – при самой активной финансовой поддержке фонда «Урал», принадлежащего бывшему президенту Башкирии Муртазе Рахимову. В общем, легко понять, почему рост авторитета и популярности джамаата Хаккани напрягал конкурентов – особенно местных ваххабитов. Дело дошло до открытого конфликта между ваххабитами и суфиями. Во время намаза в соборной мечети Белорецка 30 августа 2015 года группа ваххабитов, приехавшая из Магнитогорска и Челябинска, начала драку, пытаясь изгнать хакканитов. Позвали полицию. И прибывшие полицейские оказались явно обескуражены. Ваххабиты, угадавшие, как можно выгодно спекулировать риторикой традиционного ислама, неистовствовали: «У нас есть свой муфтий, нам не нужен иностранный шейх!», «Убирайтесь вон из нашей (!) России!». Хакканиты не оставались в долгу и увещевали полицию, указывая на оппонентов: арестуйте их, они же ваххабиты! В итоге хакканитов изгнали из храма. Ваххабиты – те самые, которых ещё не так давно в нашей прессе приравнивали к террористам (вспомнить хотя бы две чеченские военные кампании), одержали победу над эмиссарами Реджепа Эрдогана! А ничего, что дело происходит в Поволжье, в самом сердце России?! Это ещё что! Вишенкой на торте стал демарш председателя Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при главе Башкирии Вячеслава Пяткова, который фактически поддержал ваххабитов, заявив, что, мол, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Но и это ещё не конец истории: видимо, не зря ходят слухи о том, что в Духовном управлении мусульман Башкирии (в составе Совета муфтиев России), в подчинении которому находится имам Белорецка, могут преобладать имамы-ваххабиты, для которых суфии являются идеологическими оппонентами. Как рассказал мухтасиб Белорецка Исмагил Мухамедьянов, за две недели до инцидента ему звонил муфтий ДУМ РБ Нурмухаммет Нигматуллин, решительно настроенный против приезда суфийского шейха в Башкирию. По-видимому, считает имам Мухамедьянов, потасовка в мечети была заранее спланирована и подготовлена, а участие ваххабитов из соседней Челябинской области должно было снять подозрения в причастности к инциденту ДУМ РБ. Мухамедьянов пошёл искать правду и обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину, в котором обвинил руководство ДУМ РБ в поддержке ваххабизма. А на следующий день башкирский муфтият уволил мухтасиба Белорецка Мухамедьянова! Ваххабиты окончательно разгромили турецкий джамаат в Белорецке, вот только неясно, радоваться нам по этому поводу или печалиться? И как в таких случаях поступать правоохранителям, на чью сторону становиться? Да и как оценить, кто опаснее – эмиссары Эрдогана, явно не несущие России ничего хорошего, или ваххабиты, многие из которых продолжают воевать на Северном Кавказе с оружием в руках? Джамаат «верховного муфтия» – за экстремистов. А сам муфтий – против? А как вам такой поворот? Есть в Татарстане фундаменталистский джамаат «Исмаил ага», названный по имени знаменитой стамбульской мечети. Востоковед Ильшат Саетов так описал это консервативное донельзя сообщество: «Условием вступления в сообщество является ношение бороды, чалмы и длинных одежд наподобие халата, женщины же носят чёрную чадру, закрывающую подбородок». Несмотря на видимые странности, членом сообщества является глава Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин, который ещё в бытность имамом казанской мечети Тынычлык ухитрился превратить духовную обитель в своего рода центр, фактически поддержав последователей джамаата «Исмаил ага». Так вот: этот турецкий джамаат не поддержал военную операцию России в Сирии против запрещённого в России ИГ, фактически поддержав позицию террористов. А теперь обратим взоры на Самигуллина, оказавшегося, мягко говоря, в щекотливом положении: его джамаат проклинает Россию, а он вынужден осуждать деятельность ИГ. На словах. Любопытно, что обо всём этом думают власти светские, да и духовные тоже? Или им решительно наплевать? Особым расположением мусульман Поволжья пользуется турецкий джамаат «Сулейманджилар». Учение, которое исповедуют адепты этого джамаата, считается мистическим, поскольку адепты «Сулейманджилар» поддерживают духовную связь с умершим человеком, турецким шейхом Сулейманом Хильми Тунаханом. В конце 90-х джамаат открыл в Татарстане два детских пансионата-интерната – «Ак умут» для мальчиков и «Зангар» для девочек. Однажды, в 2007 году, эти пансионаты уже пытались закрыть местные власти, прознавшие, как турки-кураторы запрещают детям встречаться с родителями, а девочек заставляют даже спать, не снимая хиджабов (от этого у несчастных малышек заводились вши). Куратор пансионатов, турок Озтюрк Музаффер, вышел из положения следующим образом: заменил воспитателей-турков на местных татар. И интернаты снова открыли! Работали эти учебные заведения вплоть до позапрошлого года – безо всяких вопросов со стороны местных властей. Не по той ли причине, что их соучредителем (как и в случае с нижегородским пансионом «Волга») выступало Духовное управление мусульман Нижегородской области? Джамааты – «мягкая сила» для покорения Урала и Поволжья В Турции джамааты Фетхуллаха Гюлена и запрещённого в России «Нурджулар» противостоят режиму Реджепа Эрдогана, и дело даже доходит до открытых конфликтов. Тем не менее деятельность этих организаций за пределами республики признана правительством страны полезной с точки зрения реализации стратегических задач Турции. Более того, с приходом к власти Эрдогана позиции запрещённого в России джамаата «Нурджулар» в регионах значительно усилились. Адепты этого джамаата стараются создавать не только мужские ячейки, но и женские, во главе которых стоят преимущественно турецкие наставницы. Но и наши соотечественницы от турчанок не отстают: две жительницы Челябинска, Фарида Ульмаскулова и Венера Юлдашева, вместе с единомышленницей из Набережных Челнов Гульназ Валеевой основали две школы в Челябинске и медресе в деревне Азналино Курганской области. Туда они вовлекали девочек-подростков 11–17 лет, где обучали их по книгам турецкого радикального богослова Саида Нурси. Несколько лет турецкий джамаат действовал беспрепятственно, пока его деятельностью не заинтересовались правоохранительные органы. Дело в том, что методика вербовки оказалась чрезвычайно схожей с запрещённой в России «Хизб ут-Тахрир». И эффект от обработки мозгов был таким же – вполне нормальные люди читали книги богослова Саида Нурси, и со временем у них появлялся фанатизм. С горящими глазами эти люди разговаривали только о Нурси и даже Коран воспринимали исключительно через толкования Нурси. А надо сказать, что в книгах Саида Нурси, как отмечает религиовед Вероника Цибенко (Иванова), «последовательно проводится ряд идей, ведущих к трансформации личности. Отрешение от окружающего мира, вверение себя общине и служение её интересам, вплоть до растворения личности, полной потери индивидуальности и критического мышления, готовность принять тюремное заключение или мученическую смерть». Первого турецкого эмиссара запрещённого в России джамаата «Нурджулар» Байтуллу Ямака депортировали из Татарстана в 1999 году. Правоохранительным органам в конце 90-х годов было сложно доказать экстремистский характер деятельности и учения «Нурджулар». Тогда ещё не были проведены экспертизы трудов Саида Нурси, да и организация не была признана экстремистской. Поэтому силовики предпочитали депортировать иностранных миссионеров под формальными предлогами (нарушение миграционного законодательства, просроченные визы и т.д.), полагая, что таким образом удастся оградить мусульман региона от влияния турецких эмиссаров. Только в 2008 году российский суд признал «Нурджулар» экстремистской организацией, запретив её деятельность на территории нашей страны. Куратора из Турции Чакыша Ферука депортировали на родину, и с тех пор джамаат действует уже не через турецких эмиссаров, а через местных, татарских и башкирских адептов. То, что с запретом организации их меньше не стало, свидетельствует уголовное дело, возбуждённое в 2013 году в Набережных Челнах. Неожиданно выяснилось, что деятельность запрещённого джамаата «Нурджулар» в России имеет целенаправленный и чётко структурированный характер. «За каждым регионом страны закрепляется тот или иной фонд или фирма, ответственные за распространение в нём идеологии секты, – высказывают своё мнение исламоведы Денис Вояковский и Айслу Юнусова. – Вся территория России поделена между структурными подразделениями на секторы. Фирма «Серхат», по слухам, курирует Башкирию, Татарстан, Астраханскую, Свердловскую, Оренбургскую и Челябинскую области. Фонды «Эфляк» и «Торос» – Северный Кавказ. Их деятельность контролируется руководящими функционерами из Турции, которые регулярно совершают инспекционные поездки по российским регионам». Гюленисты охмуряют не только мусульманских детей, но и православных Ветвь запрещённого в России джамаата «Нурджулар» «Фетхуллахчилар», названная по имени её основателя, турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена, – один из самых влиятельных турецких джамаатов в России. Другое название гюленистов – организация «Хизмет». Но для российской правоохранительной системы нет никакой разницы между «гюленистами» и запрещённым в России «Нурджулар». Впрочем, невзирая на то что некоторые книги Гюлена признаны у нас экстремистскими, гюленисты в России чувствуют себя вполне вольготно. Сеть гюленистских лицеев действует в Астрахани, Туве, Москве, Петербурге, Карачаево-Черкесии, Чувашии, Бурятии, Башкирии и Татарстане. «Хизмет» то и дело открывает новые культурные и научные центры при российских вузах и библиотеках и там очень тонко ведёт свою агитационно-пропагандистскую деятельность. Один из таких центров работал в Москве при Государственной библиотеке иностранной литературы, и закрыли его только в прошлом году, после того как в отношениях Москвы и Анкары началось похолодание. Специфическая особенность лицеев гюленистов – то, что пропаганду там не ведут открыто и принимают учиться не только мусульманских детей, но и православных. Хорошее образование, детей учат четырём языкам – русскому, татарскому, английскому и турецкому – родители не нарадуются. Между тем среди учащихся ведётся строгий отбор: лучших учеников обрабатывают опытные психологи, и через какое-то время они могут стать истыми адептами «Хизмет» и преданными членами джамаата. «Продвинутых» выпускников лицеев устраивают в вузы, а затем – на высокие государственные должности. «Своих не бросаем, своим помогаем, своих продвигаем» – по такому принципу работает движение Гюлена. Вот почему гюленисты пользуются поддержкой у властей того же Татарстана (заместителем министра образования и науки Татарстана является Ильдар Мухаметов, в прошлом, по имеющейся у автора информации, директор одного из татаро-турецких лицеев в Казани). Очевидно, что турецкое религиозное влияние разнопланово и обширно. Но возникает вопрос: насколько лояльны российскому государству будут последователи турецких джамаатов внутри мусульманской общины Поволжья и Урала, в случае если, к примеру, российско-турецкое противостояние примет вооружённый характер? Мы не можем знать наверняка, как будет развиваться ситуация. И не будет ли Турция использовать религиозный фактор сейчас, как она пыталась делать это во время русско-турецких войн XIX века или во время Первой мировой войны? Роман Силантьев, религиовед: – Турецкие исламисты обосновались не только на Урале, они пустили корни и в Новосибирске, и даже на Дальнем Востоке. Анкара неофициально, но последовательно использует учения двух исламских богословов, Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена, для идеологической экспансии в другие страны. Наверное, не выдам секрет, если скажу, что в нашей стране продолжает активно действовать запрещённая организация «Нурджулар», которая, прикрываясь трудами Нурси и Гюлена, распространяет в среде российских мусульман идею создания исламского государства под турецким протекторатом. В общем, нет смысла отрицать, что турецкое идеологическое внедрение в российских регионах имеет место и спецслужбы этой проблемой занимаются. Но на фоне распространения идей ваххабизма я бы назвал это ангиной на фоне прогрессирующего рака. КСТАТИ: В Турции имамы – государственные служащие. А Управление по делам религий (Диянат) – аналог Духовных управлений мусульман в России – имеет статус министерства в турецком правительстве. Все муфтии в Турции получают зарплату из государственного бюджета. Поэтому контакты по линии Дияната с российскими мусульманами можно интерпретировать как официальные связи государственных органов Турции с российскими мусульманскими организациями. Например, между Диянатом и ДУМ Татарстана заключено официальное соглашение, согласно которому ежегодно на территорию республики пребывают свыше 30 хафизов (профессиональных чтецов Корана), которые разъезжают по мечетям Татарстана и соседних регионов на период месяца Рамазан, где они обучают татар чтению Священной книги мусульман. При этом, как отмечают эксперты, совершенно неясна подлинная цель подобных визитов. Турецкие хафизы, прикрываясь Кораном, могут собирать информацию о прихожанах, настроениях в мечетях и даже вести пропагандистскую работу. Но нам не известно ни одного случая, чтобы такие же чтецы Корана из Татарстана приезжали в Турцию и свободно допускались в мечети, например, в курдских районах страны. Есть повод считать, что цели турецких проповедников не сугубо благородные (обучить Корану), а конкретно утилитарные, в частности проводить вербовочную или пропагандистскую деятельность. В июле прошлого года в Свердловской области четверо турецких хафизов во главе с Мустафой Гундусом приехали по линии Дияната, но вели агитацию среди прихожан уральских мечетей с целью вербовки в ряды ИГ. В итоге их депортировали, правда, по формальным основаниям – из-за неправильно оформленных виз. Автор Петр Прянишников |
|
Всего комментариев: 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|