В то же время совершенно спокойно воспринимаются добрые слова и награды со стороны Запада в адрес персон, занимающих важные посты в сфере экономики России. Так, например, глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина получила в октябре прошлого года премию журнала Euromoney как лучший руководитель среди глав центральных банков в 2015 году, награждение прошло в рамках ежегодной встречи совета управляющих Всемирного банка и МВФ. Бывший министр финансов РФ, Алексей Кудрин, ныне занимающий должность заместителя председателя Экономического совета при президенте России и главы совета Центра стратегических разработок, также постоянно находит поддержку и сочувствие на Западе. Как и его коллеги теоретики и практики либерализма – Улюкаев, Греф, Мау, Касьянов, Иноземцев и многие другие, стремящиеся понравиться Западу, сожалеющие об ограничении действий для финансируемых из-за рубежа НКО, проповедующие свободу рынка, вывод государства из экономики, приватизацию, выступающие против поддержки Донбасса и пр., – постоянно получают поддержку на Западе.
Задача заключается не в том, чтобы кому-то понравиться или от кого-то получить похвалу, а в проведении политики, отвечающей интересам народа и государства. В защите государственных интересов роль министерств экономического блока и различных консультационных структур не менее важна, чем роль внешнеполитического и оборонного ведомств. А может и больше, так как именно экономика обеспечивает потребности обороны страны.
Рост ВВП, внешний долг, дефицит бюджета, денежная эмиссия, уровень инфляции и многое другое – все это влияет на то, какие оценки получит экономика страны у тех же, кто придумал критерии оценки деятельности национальных экономик различных стран. Каждая экономика получает оценку своей успеваемости в виде рейтингов различных международных рейтинговых агентств – Moody’s, Fitch, Standard&Poor’s и пр. Это в свою очередь будет влиять на «инвестиционную привлекательность», на то, под какой процент можно давать кредит той или иной стране, на стоимость акций предприятий, котирующихся на международных биржах.
И, таким образом, захватывать страну силой оружия нет необходимости – она сама делает все возможное, чтобы уложиться в параметры, ведущие ее к внешней зависимости и роли подчиненного в мировой иерархии государств и интеграционных объединений.
Что будут значить все эти рейтинги и макроэкономические показатели в случае традиционной войны? Важны будут лишь реальные ресурсы, которыми располагает государство, как природные, так и трудовые, интеллектуальные. Важно будет наличие реального производства, а не рост акций компаний, продающих виртуальные удовольствия, и не рейтинги всяких «мудисов», «фитчей» и «стандарт энд пурсов».
Получается, что для установления суверенитета и перехода к реальной экономике нам большая война нужна? А разве сейчас война не идет? Кроме непосредственного участия в борьбе с международным террором в Сирии, Россия не может оставаться в стороне от конфликта на Донбассе – принимает беженцев, отправляет гуманитарные конвои, активно участвует в переговорном процессе. Ведь Донбасс это не «где-то там», это уже здесь, и снаряды уже залетали на территорию России... НАТО вышло на наши границы, проводит учения в сопредельных государствах, называет Россию врагом номер один. Но дело даже не в очевидных горячих конфликтах. Они являются лишь контрастом формального мира, снижающим ощущения опасности перед новыми современными видами ведения войн.
Запад выставляет нам «красные флажки», как в охоте на волков, задавая путь развития, так активно поддерживаемый всякими набиулллиными-кудриными. И если Россия выполняет задание, то закрепляет свое положение зависимого и подчиненного государства, если пытается вырваться за намеченные рамки – попадает под санкции и давление, вызывающее недовольство у населения, расшатывающее государственную власть.
К чему приводит такая политика? Финансирование развития экономики России по-прежнему зависит от наличия иностранной валюты, пришедшей в страну, а ее объем по-прежнему зависит от цен на углеводороды, которые Западу по-прежнему удается контролировать. Без кредитов развитие невозможно, но условия кредитования также разные. В России, несмотря на то, что ключевая ставка снижена до 10%, по-прежнему остается намного выше, чем в Евросоюзе или в США – учетная ставка. Установленная Федеральной резервной системой США учетная ставка сохраняется на уровне 0,25–0,5 процента. Европейский центральный банк (ЕЦБ) удерживает базовую ставку на уровне 0% годовых. И это изначально ставит в неравные условия производителей России с европейскими и североамериканскими.
Методы, которыми ЦБ РФ пытается не допустить уровень инфляции, приводят к сокращению денежной массы, что в свою очередь вызывает обескровливание экономики, нехватку денег. Правительство в свою очередь пытается решить эту проблему сокращением поддержки сельского хозяйства, уменьшением субсидий для сельхозмашиностроения, сокращением финансирования оборонной промышленности, заморозкой, а по сути, сокращением выплат пенсий и пособий. С помощью увеличения налогов планируют компенсировать нехватку средств. Обсуждается повышение НДС до 20%, а 10%-й льготной ставки – до 12%, с 2019 г. намечается увеличение ее на 2 процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%. Уже в следующем году правительство за счет таких нововведений надеется получить почти 600 млрд руб., еще 400 млрд – в 2018 г. и еще 200 млрд руб. – в 2019 г. Ликвидация льготной ставки на НДС распространяется на товары первой необходимости, а ее отмена нанесет серьезный удар по населению.
Даже, по мнению представителя либерального сообщества, члена Экономической экспертной группы Александры Суслиной, рост НДС на 1 п.п. разгонит инфляцию на 0,4–0,6 п.п. Дополнительный 1 п.п. инфляции – это 120 млрд руб. дополнительных расходов. Таким образом, получится замкнутый круг.
В дополнение к этому Министерство финансов России предложило реформировать систему страховых взносов для работодателей. Сейчас компании платят в Пенсионный фонд 22% за зарплату до 796 тыс. руб. в год и 10% за сумму, превышающую этот рубеж. Ведомство предлагает сделать единую ставку и довести ее до 26% к 2019 году. Рост налогов предприниматели перенесут на конечного потребителя, а это в очередной раз ударит по уровню жизни простых людей. Да и увеличение налогов не обязательно приводит к росту их собираемости – часть уйдет в тень, темпы экономического роста замедлятся.
Ко всему этому в планах правительства продолжить приватизацию, а не начать национализацию, как это бывало во времена войн даже в эталонных странах капитализма. Конечно, о чем речь?! Ведь никакой войны нет. И поэтому рост доходов узкого круга частных собственников увеличится, а неустойчивое положение отечественной экономики будет стимулировать вывод капиталов за рубеж.
Однако болезнь решили не лечить, а «залечивать». Экономический нарыв не вскрывают, а усиленно маскируют бинтами. До выборов президента Минфин будет оттягивать реализацию части так называемых реформ, чтобы не вызвать резкий рост недовольства населения, при этом будет расходоваться Резервный фонд. По словам Силуанова, его ведомство не будет предлагать повышения налогов на следующую трехлетку. «В ближайшее время бюджет будет внесен в правительство, к концу октября будет внесен в Госдуму без каких-либо кардинальных изменений в налогах и кардинальных изменений в финансовой политике. В нынешних условиях это будет основная заслуга правительства, что сумеем уложить все потребности в наши возможности, которые в трехлетку особо расти не будут». Что ж, посмотрим, как правительство поудобнее расположится в прокрустовом ложе между необходимостью соблюдения условий работы по заданным Западом параметрам, нежеланием возвращать экономику под контроль своего государства и опасностью получить недовольство населения из-за неизбежного в таких условиях падения уровня жизни населения.
Только за прошлый месяц Резервный фонд России сократился на 18,4%, т.е. более чем на 470 млрд руб., а за восемь месяцев 2015 г. на финансирование дефицита было потрачено 1,17 трлн руб. Еще 80 млрд руб. фонд потерял из-за отрицательной переоценки валютных счетов. Еще 380,5 млрд руб. Резервный фонд потратил с начала года на укрепления рубля. К сентябрю в суверенных фондах осталось меньше 7 трлн руб. В Минфине РФ заявили – если цены на нефть останутся на прежнем уровне, то уже в следующем году Резервный фонд будет полностью исчерпан.
Конечно же, он для того и предусмотрен, чтобы пережить временные трудности, а еще лучше – для того, чтобы без значительных потерь пережить любые санкции Запада в период установления полного суверенитета, в т.ч. и экономического. Но похоже, что после выборов будут нагонять упущенное и действовать в заданных Западом параметрах.
Правительство не ищет путей выхода из ситуации путем установления полного суверенитета и проведения самостоятельной политики, выхода из-под диктата доллара. Своим поведением правительство не похоже даже на загнанного хищника, обложенного красными флажками, а скорее на курицу, идущую туда, куда ей подсыпают понемногу зерен. В конечном итоге такой путь закончится в бульоне на столе Запада.
Алексей ЛИННИК 26.09.16
➡ Источник:http://publizist.ru/blogs/109440/14906/-