19:37 «В Аркадии счастливой» - Ретроспектива 2 |
Что эта статья обозначает? По учению Православной церкви под словом «церковь» надо понимать союз, общество верующих, а не один лишь каменный или деревянный храм, где духовенство совершает службу. Таких союзов или обществ верующих много. Кроме православной церкви, есть католическая, лютеранская, униатская. У сектантов свои церкви. Люди мусульманской, иудейской веры составляют свои религиозные общества. Во главе каждого из них стоит свое духовенство. Но ведь и все граждане одной страны, без различия их веры, точно также образуют один общий союз, который называется государством. Во главе стоит правительство. По новому закону, церковь, то есть духовный союз верующих, отнюдь не разрушается, а только отделяется от государства, то есть от политического союза всех граждан. Впредь государство - само по себе, церковь - сама по себе. Государство, правительство впредь совершенно не вмешивается в дела веры, не оказывает никакой поддержки никакой церкви, никакому духовенству. Церковь отныне становится просто духовным союзом верующих, который управляется и поддерживается самими верующими. Статья вторая. 2) В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали, какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. Статья третья. 3) Каждый гражданин может, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие право лишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или не исповеданием никакой веры, отменяется. (Прим. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан – устраняется). Православная вера так прямо и называлась господствующей верой, а православная церковь - господствующей церковью. Сектанты: старообрядцы, духоборы, штундисты, молокане и другие подвергались всяческим гонениям. Старообрядцам и другим сектантам всячески мешали совершать богослужение. Долгое время, например, оставались запечатанными храмы старообрядцев. Часто сектанты скрывались в лесах, где и совершали свое богослужение. На них, как на диких зверей, велись целые облавы. Пойманных, отдавали под суд, гноили в тюрьмах, и ссылали на каторгу. Духоборы - крестьяне, которые проповедовали усердный труд и трезвый образ жизни, должны были из-за этих гонений переселиться в Америку. Сотнями лет русское правительство и духовенство издевались над миллионами людей, только за то, что эти люди не хотели принимать навязанную веру. Целый народ – евреи - из рода в род лишались всех прав заодно только - исповедование другой религии. Им запрещено было переезжать свободно из города в город и свободно заниматься своим трудом. Целый народ заперт был в несколько губерний (в «черту оседлости»). Лимит на поступление в высшие учебные заведения, для лиц не православных, не превышал 3%. Весь преподавательский состав школ, училищ и университетов утверждался церковью, за инакомыслие преследовали, ученые вынуждены были работать в других странах. Всякое начальство смотрело в документ, к какой вере ты принадлежишь. В казенных местах даже требовали бумажки от попа о говений. Веришь ты или, не веришь, а бумажку подавай. Без нее худо будет. Этим то и ограничивалась свобода веры, Но об этом даже и упоминать в каком-нибудь официальном документе не полагается. Это и есть свобода совести. Статья четвертая, 4) Действия государственных и иных публично правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями. Эта статья прямо вытекает из предыдущих. Религия - дело частное. Управление государством, городом, волостью или селом, действия властей - дело общественное, касающееся всех граждан. Тут могут быть люди всякой веры и совсем неверующие. Они собрались за определенным делом,— скажем, открыть новую школу. А их всех вдруг заставили бы слушать молебен и непременно православный. Это могло быть, когда церковь была казенная, а при свободе веры так быть не может. Все эти коронования, возведения на престол царей, молебны на площадях, в министерствах по разным случаям, в школах при начале занятий и т. п. А сколько на такие церемонии тратилось зря народных денег! Статья пятая. 5) Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан и Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности. Здесь закон ясен без пояснений. Статья шестая. 6) Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае, допускаются по решению народного суда. В этой статье говорится о таких случаях, когда кто-нибудь не захочет исполнить своих обязанностей гражданина, сказав, что его вера ему этого не позволяет. Возьмем пример: Mнorиe наверное слышали о толстовцах, духоборах и разных сектантах, которые отказывались идти на военную службу. При этом они говорили, что по своим убеждениям они не могут взять ружье, и идти убивать и проч. Такого человека позовут в народный суд, да и расследуют дело: что он за человек, да как жил раньше. Притворяется или на самом деле из-за веры не может служить. Если выяснится, что ему религиозные убеждения не позволяют идти в строй, на войну - суд может заменить эту обязанность какой-нибудь другой. Но совсем от работ на государственную пользу никто отказать не может. Статья седьмая. 7) Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание. Статья восьмая. 8) Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, отделами по записи браков и рождений. Издавна внушалось, что русский народ самый верующий и богобоязливый. Без попа ни шагу: рождение ли ребенка, свадьба, похороны, словом, что ни шаг - везде поп. По старому закону записи эти велись только духовенством по церковным книгам. Старый порядок гнал родителей к попу с новорожденным. Сотни лет духовенство проповедовало народу, что некрещенный ребенок попадет не в царство небесное, а прямо в ад. Точно также и с похоронами. Умер человек - хоронить непременно с попом, хотя бы покойник при жизни не верил, что называется, ни в бога, ни в черта. И рождение, и брак, и смерть давали духовенству миллионные доходы. Из людской радости и из людского горя попы умели делать для себя неиссякаемый источник богатой наживы Веришь, или не веришь, а иди к попу, и крестить, и венчаться, и хоронить. По новому закону никто не обязан иметь дело с попом, в случае рождения, брака или смерти. Это касается гражданского состояния населения, и к гражданской власти в таких случаях следует обращаться. Кто считает нужным, тому не возбраняется кроме того обращаться и к духовенству. А кто считает это лишним, тот ограничивается гражданским браком, гражданской записью новорождённого и гражданскими (без попа) похоронами. Вот как этой статьей отделяется церковь от государства и ограждается свобода совести. Статья девятая. 9) Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. На эти школы ежегодно тратились миллионы народных денег. «Рус. Ведомости», в 1912 году дает любопытную справку. По официальным данным училищного совета при св. синоде за 26-ти летний период существования церковно–приходских школ, с 1884 г. по 1909 г. включительно, на них было затрачено 231,5 милл. руб., из них 117 милл., т. е. более половины, из государственного казначейства. Затраты же церквей и монастырей на церковно-приходские школы не превысили за 26 лет 20 милл. руб., из которых на долю церквей приходится 16 милл. руб., а на долю монастырей - всего 4 милл. руб. А остальных отпущено из средств земств, городов и сельских обществ. Таким образом, наши монастыри, из которых целый ряд обладает, миллионными доходами, тратили на церковно-приходские школы менее 160 тыс. руб. в год! По характеру источников средств, для своего существования, церковно-приходская школа в России является, таким образом, далеко не церковною... Рабоче-Крестьянское Правительство новым законом воспретило преподавание религии во всех школах. Народная казна не отпустит теперь ни одной трудовой копейки на преподавание Закона Божьего. И это вполне справедливо. Школы для всех, а религия нужна далеко не всем. Нельзя тратить деньги всех на то, что нужно только части населения. Нельзя всех детей насильно обучать тому, что многие родители считают нелепостью. Новый закон никому не воспрещает обучать и обучаться религии. Если найдутся родители, которые пожелают преподавать своим детям Закон Божий, они могут это сделать частным образом. Статья десятая. 10) Bce церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими ни преимуществами, ни субсидиями, ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений. Раньше казна отпускала огромные средства на содержание монастырей, давало духовенству землю, освобождало имущества церкви и духовенства от всяких налогов. Bсe эти расходы должен был оплачивать каждый гражданин, и верующий и неверующий. Казна, собирая деньги, не спрашивала, кто верующий и кто именно исповедает православную Bepy. И православный, и католик, и иудей, и мусульманин - все вносили в казну разные налоги, а из этих налогов часть денег шла на Синод, на церкви, на духовенство и пр. Определить размеры бывшего церковного хозяйства и указать точную цифру получавшихся доходов совершенно невозможно. Церковные власти в центре и на местах не имели ни точного учета находившегося в их распоряжении имущества, ни правильного наблюдения за ведением церк. хозяйства. Неосведомленность в этом отношении порождала в обществе и печати самые фантастические слухи, но никто подлинно не знал, бедна ли православная церковь, как церковная мышь, как утверждали одни, или чудовищно богата, как уверяли другие. Ответ на этот вопрос дают следующие данные: Центральная церковная власть - св. синод – владел недвижимыми имуществами в Петрограде и Москве. В Петрограде синоду принадлежало 10 усадебных мест, застроенных домами. В этих домах помещались синодальные учреждения и жили чиновники. Синодальная типография с обычной валовой доходностью до 400.000 р. (в 1917 г. эта доходность вследствие увеличенной расценки изданий и заказов достигла 1.200 тыс. руб.). В Москве доходными статьями были торговые помещения на Ильинке (Теплые ряды), гостиница «Славянский базар», типография и десятки земельных участков в разных уездах Московской губернии, с доходностью до миллиона р. в год (в том числе типография давала до 500.000 р. валового дoxода). Специальные средства синода, т. е. капиталы с определенным назначением, проценты с которых расходовались самим синодом без всякого участия и контроля законодательных учреждений, к началу революции достигала 46.989.669 р. и давали дохода 2.046.153 р. Таким образом, общая доходность источников, принадлежавших собственно св. синоду, не превышала 3.000.000 р. в год. Между тем, сметных расходов, производимых центральным управлением, к началу революции исчислялось 87.081.525 р. Из каких же источников покрывались эти расходы? Главным ресурсом были казенные ассигнования. По смете 1916 г. из казны было отпущено 62.920.835 р., а по смете 1917 г. испрашивалось на нужды ведомства 66.795.337 р. Остальная сумма (от 17 до 21 миллиона) получалась из епархий в форме разного рода сборов и обложений. Статья одиннадцатая. 11) Принудительное взыскание сборов и обложений в пользу церковных или религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами - не допускаются. Каждый понимает, о чем говорится в этой статье, потому что нет такой деревни, которая не была бы обложена попом данью в пользу духовенства и церкви. А все население России платило в пользу церкви и духовенства десятки миллионов рублей в год. От казны духовенство получало 40 миллионов рублей. С крестьянских общин собирало до 15 миллионов рублей. Московский митрополит получал: Жалованья (от казны) - 6,000 руб.; Столовых (от казны) - 4,000 руб. От вотчин: Архиepeйского дома, Чудова монастыря, Тр.- Сергиевск. Лавры, Иверской часовни и т.д. Дотошные статистики прикинули, сколько наши «смиренные» отцы «зарабатывают» в день: Московский митрополит - 222 руб., Киевский - 230 руб., Питерский - 710 руб., Новгородский - 842 руб. Да кроме того каждый из владык «бессребренников» имел готовую квартиру, лошадей, экипажи и проч. И это – цифры, на фоне обнищания и голода… По новому закону, духовенство лишается таких огромных доходов. Теперь оно будет получать содержание только от тех верующих, которые пожелают вносить для этого особую плату. Но и эти взносы могут быть лишь добровольными. Никакие меры, принуждения или наказания неисправного плательщика не допускаются. Оно и понятно; раз верующий не платит больше на свою церковь, значит он перестал в нее верить. Нечего такого человека и удерживать в ней насильно. Такой порядок был явно несправедлив и проистекал из того, что православная церковь была господствующей, государственной церковью. А раз церковь от государства отделена, то, само собой разумеется, что духовный союз верующих не может пользоваться никакими льготами и преимуществами перед другими союзами. Религиозные общества подчиняются таким же правилам, как и гражданские общества. Выдача им денежной помощи от государственных и общественных учреждений прекращается. Статья двенадцатая. 12) Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Эта статья закона точно также попадает духовенству не в бровь, а прямо в глаз. Церковной земли насчитывалось до одного миллиона шестисот тысяч (1,600,900) десятин, а монастырской 739,000 десятин. На каждого монаха в среднем приходилось по сорок десятин. Александре Невская лавра в Петрограде имела 7,000 десятин сенокосу, 8,000 десятин пахотной земли, Троицко-Земчинский монастырь—19,372 десятины, Успенская Могилевская обитель—20,000 десятин, Саратовская пустынь—26,000 десятин: Соловецкий монастырь—66,000 десятин. И, сдавали эту землю в аренду, часто в прессе тех лет, печатали жалобы крестьян на высокую арендную плату… Кроме того, «святыя обители», не брезговали заниматься самыми житейскими делами. Так, например, в Петрограде Александро-Невская лавра владела 30 домами и 40 лабазами, в Москве монастырям принадлежало 146 домов, в Киеве—114 и т. д. Церкви Москвы обладали земельной собственностью, оцениваемой белее чем четверть миллиарда (266,216,700 руб). И, в каждом российском городе десятки, сотни домов и подворьев полученных в виде пожертвований, завещания, наследства. По новому закону церковные и религиозные общества лишаются права владеть всеми этими имуществами. Это и значит, что прав юридического лица они не имеют. Так оно и должно быть, потому что, у духовных союзов и цель и интересы должны быть не торгашеские, капиталистические, а духовные же. Но, конечно, духовенство, с этим не может примириться. Потому оно и пошло походом против, советской власти и предало анафеме. Статья тринадцатая. 13) Bсe имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, и бесплатное пользование cooтветственных религиозных обществ. Эта статья отвечает на вопрос: кому же отойдут бывшие имущества церковных и религиозных обществ? Они объявляются общенародным достоянием. Закон предоставляет верующим и духовенству полную возможность пользоваться всеми зданиями и предметами, которые предназначены специально для богослужения. В каждом селе и городе верующие могут составить общество и подать заявление местному Совету о желании пользоваться храмом для богослужения. Тогда храм, со всеми находящимися в нем предметами, передается этому Обществу для бесплатного пользования. При этом верующие сами должны нести расходы, как на содержание церковного причта, так и на все, что нужно для совершена богослужения. Но миллионы десятин народной земли ведь не имеют никакого касательства к вере, и земля должна пойти в пользование народа, а не кормить и обогащать полтораста тысяч монахов и попов. Точно также церковные дома и всякое имущество, не имеющее прямого отношения к богослужению, должно служить нуждам всего народа, должно пойти под школы, больницы, народные дома, библиотеки и пр, Статистика с газет и журналов начала XX века. С. Ушеров «Смертные казни в царской России», Харьков, изд всеукраин совета политкаторжан. «Раскол и секстанство» А.С. Пругавин 1905 г. «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством» Пругавин А. 1905 «Учебник русской истории» М.Острогорский 1916г. «Ереси и расколы» Протоиерея Иванцова-Платонова 1877г. «Духовная цензура» А.Котович 1909 г. И многие др. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |