16:18 В Москве нашли редкие надгробия XVI века |
Несоответствие шрифтов и дат на старых московских надгробиях возникло оттого, что со временем поверх старых плит укладывали другие, с надписями, выполненными на новый манер. Надгробные надписи XV и XVI веков – довольно редкие находки на территории Московского государства. Во-первых, их было в это время немного: самые ранние появляются только в конце XV столетия. Во-вторых, они плохо сохранились, и часто доходят до наших дней только в обломках. Но даже уцелевшие плиты вызывают много вопросов Один из главных – это, собственно, их возраст: проблема в том, что, если сравнивать даты жизни и смерти, о которых свидетельствуют надписи, и их шрифты, то получится, что в некоторых случаях надпись относится ко времени намного более раннему, нежели шрифт, которым она выполнена. Новые надгробия XVI века из раскопок в Высоко-Петровском монастыре (Москва) позволяют решить противоречие между датами и шрифтами. В связи с предстоящей реконструкцией на территории монастыря весной 2016 года начались археологические работы, в ходе которых сотрудники Института археологии РАН (ИА РАН) обнаружили три плиты. Две из них датируются 1512 годом, а третья – серединой XVI века. Надгробия перекрывали могилы двух людей, умерших в один день – 31 июля 1512 года. Первого звали Епифаний, и больше о нём ничего неизвестно (сохранился только небольшой фрагмент надписи). Имя второго – Феодосий Исаков. Он был иноком (монахом). В надписи также говорится, что Феодосий – сын Окулинин, «волоченин» (то есть из города Волочка). Интересно, что его надгробие установили на небольшие опоры, а не просто на землю. Одна из опор сохранилась. Она представляет собой капитель или базу маленькой колонны. «Это абсолютно уникальный случай – мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда столь раннее надгробие не лежит на могиле, а поставлено на четыре “ножки”, как стол», –комментирует Леонид Андреевич Беляев, руководитель раскопок, заведующий Отделом археологии Московской Руси ИА РАН. Он отметил, что такие капители сейчас можно увидеть в итальянских городах на сооружениях эпохи Возрождения. Это означает, что опору надгробия взяли со стройки собора святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси. Церковь была первым каменным храмом Высоко-Петровского монастыря, а строил его итальянский архитектор Алевиз Новый. Он же возводил Архангельский собор в Кремле. Раньше считалось что собор святителя Петра начали строить в 1514 году. Но если «итальянская» капитель со стройки оказалась под надгробием 1512 года, значит, церковь начали возводить минимум на два года раньше. Плиту Феодосия сверху перекрывала другая, которую по орнаменту и особенностям шрифта датируют серединой XVI века. «На “верхнем” камне повторен тот же самый текст, но уже не лапидарным шрифтом, происходящим от книжного устава, а обычной “проволочной” вязью грозненского времени. То есть кто-то из родственников или сам монастырь заказал и положил новую плиту, когда первая растрескалась», – поясняет археолог. Третье надгробие, таким образом, объясняет загадку несоответствия дат в надписях и шрифтов, которыми они выполнены. «...Мы видим целую группу надгробий 1510-х годов, переоформленных, видимо, на полвека позже, одновременно и одной группой мастеров в 1550-1580-х годах (эпоха Ивана Грозного). Это, наконец, подтверждено совмещением над одной могилой ранней и поздней плиты с одинаковым текстом. Таким образом, находки в Высоко-Петровском монастыре позволяют раскрыть целый ряд подобных несоответствий, которые отмечались на других некрополях XV-XVII веков», – пояснил Леонид Андреевич Беляев. Высоко-Петровский монастырь находится на углу Петровки и Петровского бульвара. Сам монастырь назван по имени основателя обители – митрополита Петра, известного тем, что он перенёс кафедру из Владимира в Москву. |
|
Всего комментариев: 4 | ||
|