По признанию экспертов, введенное в 2014 году лицензирование управляющих компаний никак не повлияло на качество оказываемых населению коммунальных услуг. Более того, три месяца назад УК получили возможность не судиться за долги с каждым собственником отдельно, а сразу подавать в суд коллективные жалобы на неплательщиков. А насколько эффективно закон защищает интересы рядовых граждан?
Похоже, сотрудники коммунальных служб в России либо абсолютно не разбираются в современном законодательстве, либо плевать на него хотели с большой колокольни.
Одним из самых ярких подтверждений подобного тезиса, пожалуй, можно считать сообщение пресс-службы Мосжилинспекции. В начале сентября она уведомила общественность и СМИ о том, что с начала года от жителей столицы ведомство получило порядка 60 тысяч жалоб на работу коммунальных служб, из которых более 9 тысяч были связаны с некорректностью начисления платежей за коммунальные услуги и ресурсы. В ходе организованных проверок выяснилось, что жители Первопрестольной в общей сложности переплатили коммунальщикам весьма внушительную сумму — 40 миллионов рублей.
В сообщениях пресс-службы Госжилинспекции Московской области подобные объемы денежных средств не фигурируют, однако сообщения о фактах выявления излишних начислений со стороны исполнителей и поставщиков коммунальных услуг появляются на сайте организации буквально как грибы после дождя. Только за прошедшую неделю таковых насчитывалось три. Так, 23 сентября ведомство Вадима Сокова обязало управляющую компанию из Клина вернуть жителям 500 тысяч рублей, неправомерно начисленных за горячее водоснабжение, 22 сентября выдало предписание коммунальщикам города Реутова отдать обратно 750 тысяч рублей за неисправный мусоропровод, а 21 сентября вынесло решение в отношении УК из Балашихи возвратить плательщикам полтора миллиона рублей за отопление домов.
Правда, столичные жилинспекторы не устают уточнять: все вопросы по перерасчету платежей собственник должен решать в первую очередь путем диалога с управляющей компанией. А в вышестоящий надзорный орган следует обращаться только после того, как данная беседа зашла в тупик.
Но с чего начинать этот самый диалог и как понять, что коммунальная услуга не является высококачественной? Некоторые разъяснения по этой теме дал «СП» президент Гильдии юристов рынка недвижимости, председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области, адвокат Олег Сухов.
«СП»: — Для начала давайте четко определимся, за что же конкретно собственник квартиры может требовать от коммунальщиков перерасчета? Например, можно ли это сделать, если вода в кране недостаточной температуры, а ее напор кажется слишком слабым? Или, предположим, УК не занимается уборкой подъездов, но исправно начисляет плату за ОДН на горячую и холодную воду?
— В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», собственник, как и наниматель квартиры, вправе требовать от управляющей компании перерасчета за любую услугу, предоставленную не по нормативу.
«СП»: — А как понять, что услуга не соответствует этому самому нормативу? Будут ли приниматься в качестве доказательств некачественной услуги параметры, измеренные с помощью бытовых приборов? Например, можно ли измерить температуру горячей воды обычным детским водяным термометром, или для этого нужно использовать какие-то другие устройства? И чем измерять уровень шума или величину напора воды в кране? Или можно подать жалобу просто на основании субъективных ощущений?
— Несомненно, жалобу можно подать и на основании собственных ощущений. Однако, как показывает практика, желаемый эффект — исправление со стороны УК — будет достигнут только после суда, где необходимо предоставить для подтверждения обоснованности своих требований экспертное заключение.
«СП»: — Какие мероприятия по проверке изложенных жалобщиком данных обязана провести управляющая компания? Какие документы при этом должны составляться проверяющими, и что из этого должны подписывать жильцы?
— Данная ситуация законом точно не урегулирована. По сути, у управляющей компании есть только обязательства предоставить ответ на письменное заявление в течение тридцати дней.
«СП»: — Как долго может осуществляться перерасчет, если ненадлежащее качество оказанной коммунальной услуги все же будет доказано? Может ли виновник (УК или ресурсоснабжающая организация) выдвинуть в отношении жильца-жалобщика какое-нибудь встречное обвинение?
— Перерасчет должен быть произведен к следующей дате начисления платежа, так как УК стремится только минимизировать потери, но не отказываться от прибыли. В большинстве случаев перерасчет происходит после вступления решения суда в силу.
«СП»: — Могут ли оштрафовать жалобщика, например, за «ложный донос»?
— Ложный донос — это понятие из Уголовного кодекса (статья 306 уголовного Кодекса РФ), в данном случае она не применяется относительно жильца-жалобщика. Если его жалобы надуманы, и дело находится в суде, то ему придется оплачивать представительские расходы на адвоката для УК.
«СП»: — Не возникнет ли ситуация, когда ресурсоснабжающие организации и УК будут переваливать ответственность друг на друга? И как себя в этом случае вести пострадавшему жильцу?
— Что касается отношений между управляющей компанией и ресурсниками, то они четко урегулированы законом (Постановления Правительства Российской Федерации № 354 и № 471), а именно — определена зона ответственности. То есть любой эксперт сможет точно определить, кем была допущена ошибка — управленцами или ресурсниками.
«СП»: — Каких «подводных камней» следует опасаться в принципе, подавая жалобу на коммунальщиков?
— На практике бывали случаи, когда жалобщикам начинали по непонятным причинам отключать свет, воду и так далее. Хочу напомнить, что любая жалоба должна быть коллективной, что позволит усилить ответную реакцию от власти и снизить урон от управляющей компании.