15:16 ВОСПИТЫВАЯ ЧИТАТЕЛЯ: МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ |
Воспитание в детях любви к чтению, воспитание осознанного отношения к истории, рассказываемой книгой, процесс долгий. Но вы сделаете большой подарок детям, если научите их читать книги по-настоящему, глубоко, вдумываясь в произведение. Одна из самых простых стратегий, помогающих развить понимание детьми читаемого текста - прогнозирование. Предложите ребенку еще до того, как вы откроете новую книгу, подумать, о чем она может быть, глядя пока только на иллюстрированную обложку и название книги. Поразмышляйте об этом после прочтения определенной части текста, например, первой главы или первой страницы. Сравните первоначальное предположение с тем, что написано в действительности. Сильно ли оно отличается? Такая стратегия позволит удерживать интерес ребенка к книге на несколько другом уровне, отличным от пассивного слушания или даже самостоятельного чтения. Прогноз можно делать как относительно финала, так и относительно следующей главы. Некоторых детей азарт узнать, правы ли они, настолько вдохновляет, что они с нетерпением ждут вечера, когда родители читают им, или читают сами с большим энтузиазмом. Такие целенаправленные беседы с ребенком дадут вам четкую картину о том, насколько он хорошо понимает и помнит текст, и насколько хорошо осознает логические взаимосвязи из реальной жизни и может их перенести в свои литературные предположения. Наверняка он не однажды вас удивит. Например, мой старший сын на вопрос, как ты думаешь, чем закончится "Мэри Поппинс", ответил, что Мэри Поппинс не оставит своих воспитанников, она посадит их в свою волшебную сумку и заберет с собой, потому что в семье случится несчастье - погибнут родители, и тогда она усыновит их и станет им мамой. Интересно, рассматривала ли сама миссис Трэверс такой альтернативный финал?.. Ребенку так же интересно будет узнать и вашу версию развития событий в книге. Начните применять эту тактику уже с сегодняшней главы той книги, которую вы читаете. Или проявите интерес к той книге, которую он читает самостоятельно, начав со странного, казалось бы, вопроса: как думаешь, что случится в следующей главе? Это действительно ценная практика, потому что она не только развивает логическое мышление, учит рассуждать над причинно-следственными связями. Она помогает ребенку думать, развивать речь, обогащать запас своих знаний о мире, проявлять неподдельный интерес к книге (он чувствует себя маленьким детективом!), лучше запоминать прочитанное и легко вспоминать детали. И вы удивитесь как скоро ваш маленький читатель из начинающего превратится в сильного, с которым интересно будет порассуждать о любой книге. Марина Осипова, педагог-психолог (г. Барнаул) |
|