Восстановленный в Кремле крест сшивает разорванную историю России
Памятный крест на месте гибели великого князя Сергея Александровича в Кремле восстановлен в вековой юбилей русских революций – и вряд ли это случайное совпадение. Своими словами при открытии восстановленного креста Владимир Путин напомнил о цене, которую пришлось заплатить России за государственную катастрофу столетней давности.
4 мая 2017 года в Кремле состоялась церемония открытия восстановленного памятного креста на месте гибели в 1905 году московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, взорванного эсером Иваном Каляевым. В церемонии приняли участие президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Восстановление памятного креста стало инициативой главы государства, который предложил это в прошлом году. Работы велись Российским военно-историческим обществом и Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» по поручению Владимира Путина.
Немаловажно, что крест сам по себе крайне примечателен, поскольку в его сносе в 1918 году принимал участие лично Владимир Ленин.
Этот запутанный клубок исторических событий и современности являет собой не только отражение истории России за последний век с лишним. Он также отражает осмысление Россией – и обществом, и государством – пройденного пути. И то, что крест был восстановлен не в сотую годовщину сноса (ничто не мешало подождать еще год), а в вековой юбилей русских революций, поднимает символизм происходящего на принципиально новый уровень.
В своей речи на открытии креста российский президент напомнил, что «гибель великого князя тогда потрясла общество, ее восприняли как трагедию представители всех без исключения сословий». Однако, конечно, все было еще сложнее.
Убитый князь не пользовался большой любовью москвичей. Главным образом именно его народная молва винила в Ходынской трагедии. Его упрекали в отсутствии управленческих талантов и неприятных человеческих качествах. В результате его смерть вызвала у многих и бурную радостную реакцию.
Несколько лет назад блогер Ринат Закиров опубликовал подборку отзывов на убийство великого князя, услышанных днем 4 февраля 1905 года в самых разных местах Москвы из уст представителей самых разных социальных слоев.
Мещанка Е. К. Сиволапова: «Давно пора, так как из-за него пострадали на Ходынке, это так не окончится, еще будет <...> князь обобрал Красный Крест, кутил в Яру, и как сапожник, ничего не понимает».
«Насилию, убийствам, какими бы политическими лозунгами они ни прикрывались, не может быть никакого оправдания». Такими словами Владимир Путин открыл в Кремле памятный крест на месте гибели в 1905 году московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича
Еще отзыв из студенческой среды: «Убили великого князя Сергея Александровича, но его еще мало, будут еще убийства, убьют вдовствующую императрицу и вообще весь дом Романовых».
Крестьянин И. В. Бояркин: «Мало убили Сергея Александровича, мы всех их перебьем».
Ссыльный, нелегально вернувшийся в Москву и случайно задержанный на улице: «Убили великого князя, убьют и государя, перебьют и всю полицию».
Горничная А. Маркова, узнав о гибели великого князя: «Теперь я могу угостить вас мадерой, за то, что дело, обещанное нам, сбылось», несколько раз смеялась по этому поводу и высказывала надежду, что «скоро всех перебьют».
Офицер и чиновник при встрече: «Слава богу, Сережку убили!» и поздравляли друг друга.
Потомственный дворянин А. А. Зыбин по телефону «торжествующе говорил, что так его великого князя и надо, и что нужно еще [убить] его друга».
Дворянин В. М. Саблин: «Слава богу, радость: Сережку убили <...> жалеть нечего, этого мало: еще нужно убить Трепова, Булыгина, Владимира и наконец дойдет до Николки».
Из 2017 года эти отзывы читать жутковато не только из-за коробящей ныне буйной эйфории по поводу смерти человека и выражаемых надежд на продолжение террора. Главное – известна цена, которую в итоге пришлось заплатить стране за такую ожесточенность. Миллионы жизней сгинули в огне революций и гражданской войны, а Россия едва не была уничтожена. Причем больше всего пострадали как раз наиболее образованные и благополучные классы, для которых политика в дореволюционные десятилетия была развлечением и формой творческого самовыражения.
На сегодняшней церемонии российский президент отметил, что вновь установленный крест «служит напоминанием о цене, которую пришлось заплатить за взаимную ненависть, разобщенность, вражду». Наверное, уже можно сказать, что этот урок российское общество усвоило.
Ныне, даже если чиновник, политик, государственный деятель, бизнесмен или другое высокопоставленное лицо вызывает у людей негативные эмоции, открыто и бурно радоваться его смерти, тем более насильственной, не принято. Фальшиво скорбеть никто не требует, как и забывать все недоброе, что связано с умершим – но откровенное веселье вызовет косые взгляды и напоминания, что такое поведение не принято в цивилизованном обществе.
А еще за прошедший век для современного российского общества терроризм стал безоговорочным и безусловным злом, которое не может быть оправдано ничем. Хотя здесь, пожалуй, основную лепту внесли последние два с небольшим десятилетия, когда российское общество лично и полномасштабно столкнулось с террором – и готово подписаться под словами главы государства, что «насилию, убийствам, какими бы политическими лозунгами они ни прикрывались, не может быть никакого оправдания».
Уже неоднократно отмечалось, что принятие отечественной истории во всей ее полноте, противоречиях и сложностях, сшивание отдельных кусков исторических периодов в единое целое является одной из главных идей, последовательно проводимых Путиным в жизнь. Другой, не менее значимой для него идеей является исключительно эволюционный ход развития, без революций и национальных катастроф.
Судя по общественным настроениям, эти идеи все больше завоевывают и умы россиян.
В преддверии 2017 года звучало немало алармистских прогнозов – мол, столетие революций пробудит в российском обществе потребность в «русском бунте». Однако чем дальше, тем более вероятным видится обратное. Вековой юбилей 1917 года становится напоминанием, каким ужасом для России обернулось стремление общества к радикальным изменениям и готовность пролить кровь ради этого.
Россия учится принимать себя и свою историю во всей целостности. Российское общество и государство учатся идти вперед, избегая ошибок прошлого.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Никакой крест Россию не сшивает, а скорей наоборот разделяет. По данным МВД только 4% посетили храмы на пасху. А это очень мало. Духовенство легло по иудаизм, так что, крест- как орудие пытки и лжи, себя скомпрометировал.
Значит, гибель более 2 млн русских людей в ненужной РИ первой мировой - это кармическое следствие убийства великого князя Сергея Александровича? Интересная подача. Тогда следует признать кармически закономерным и революционный переворот под предводительством Ульянова, который, как гласит хрестоматийная версия, был ответом последнего на убийство его брата Александра. Историческая симметрия, господа.
Но история цареубийств в России вообще имеет свою традицию - их убивали довольно часто и отнюдь не только террористы из низов. 1605г, убийство царской семьи Годуновых по наущению Лжедмитрия. 1606. Убили Лжедмитрия.
1764. Иван VI Антонович - сын Анны Леопольдовны, племянницы бездетной русской императрицы Анны Иоанновны и герцога Антона Ульриха Брауншвейгского, правнук Ивана V - был провозглашен императором в возрасте 2 месяцев и смещен Елизаветой 1, дочерью Петра. Узник был умерщвлен своими тюремщиками при попытках освободить его офицером гарнизона.
Петр III Федорович - немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын Анны Петровны и Карла Фридриха, герцога Голштейн-Готторпского, внук Петра I – взошёл на российский престол в 1761 году. Не короновался, правил всего 187 дней. 28 июня 1762 года произошёл переворот, и императрицей провозгласили Екатерину II. Петра III отправили в Ропшу, где он и умер при невыясненных обстоятельствах.
Павел Петрович Романов (родился 20 сентября по старому стилю, 1 октября по новому стилю 1754 в Петербурге; умер 12 марта по старому стилю, 24 марта по новому стилю 1801 там же) – российский император (1796 – 1801), правивший под именем Павел I. Сын Екатерины II и Петра III, отец императоров Александра I и Николая I. Коронован 5 апреля (по новому стилю- 16 апреля) 1797 года. Погиб от рук убийц в ходе переворота, который привёл к власти его сына Александра Павловича
Император Александр II – старший сын императорской четы Николая I и Александры Федоровны, - остался в истории России как реформатор и освободитель - пережил несколько покушений и был убит народовольцами в 1881г.
крест это орудия убийства, к тому же смерть на нём получалась довольно мучительной,! только вот крест как орудие уже очень много веков как устарел и если людям так необходимо поклонятся орудиям убийства то давайте создадим новую символику и новую религию, я предлагаю поклонятся автомату Калашникова, тоже правда устаревшему, ну хотя бы до сих пор актуальному
Сколько государственных денег ушло на открытие креста? Охрану президента, телевидения и прочей шелухи?
Ради чего? Напомнить людям, что властьимущий имеет право жить? А то что 80% населения просто выживает- ничего? То что религией и образованием разум человека так и зажат в рамках одномерной жизни- ничего?
Или это показной пример, что власть поддерживает религию мертвых?
Память о человеке живет в памяти народа. О сием князе слышу впервые. Мир его праху. И не более.
Лучше считай деньги в своих карманах. Это всегда полезнее. С этой точки зрения и памятники не нужны, их ведь надо обслуживать, реставрировать и музеи закрыть, сколько денег народных уходит. А ещё давай историю не будет изучать, сколько денег сэкономим и отдадим на вкусные косточки народу. Такие акции показывают, что меняется отношение к тем, кто пытался сделать Россию сильной. Кто-то её разрушал, а кто-то строил. Это намёк всем от Путина.
Такие акции показывают, что от всей души пыжатся сплотить народ хотя бы вокруг чего-то, предлагая всякую ерунду, прекрасно сознавая, что народ действительно может сплотиться только вокруг настоящей национальной идеи, а это для них смерти подобно.
У нас народ разобщён по идеологическому принципу, поэтому сейчас нельзя найти такую национальную идею, чтобы она подошла всем. Процесс это постепенный и начинать его надо с понимания исторических событий, которые и создали наше настоящее. Ленин убрал крест, а Путин поставил. А дальше думай сам. На Украине деньги потратили на изменение истории и ввели в образование новую историю. Результаты видишь? Это называется хронолого-алгоритмический приоритет, на который важнее тратить деньги, чем даже на армию и флот...
Причём здесь Ленин, причём здесь Путин и причём здесь крест, наконец, и то, кто его убрал и кто его поставил?
Речь идёт о том, что пытаются использовать любую белиберду, в надежде сплотить народ вокруг мнимых ценнностей.
Вы глубоко ошибаетесь в том, что у нас нет национальной идеи. Её у нас просто запихивают в дальний - предальний угол, ибо эта идея несёт величайшую опасность для тех, кто сегодня правит.
Если открыто признать геноцид русских в своём государстве, если не действовать в угоду 15 процентам населения страны, разделённым при этом на 193 национальности(!), а действовать в интересах 80 % населения, являющегося титульной нацией государства, вокруг которого наверняка сплотятся и остальные 193 национальности, то эти 100% граждан России ( не россиян, как нас прозвали властьимущие) горы свернут и действительно будут впереди всего мира!
Только тогда, в этом мощном государстве, нет ни капельки места для тех, кто сейчас гнобит нашу страну.
46 hawker Я сказал то, что хотел сказать. Мне абсолютно неинтересно, что это кому-либо напоминает. Так же мне совершенно неинтересны ваши рассуждения о Каляеве и великом князе, ибо это пыль по сравнению с миллионами Русов, погибших в революцию, гражданскую, двух Мировых войнах.
Все эти братоубийственные войны организовывались и оплачивались одной и той же силой. Сейчас эта сила организовывает 3 Мировую войну. Какое нам дело до Каляева?
Убили человека, который пытался что-то полезное сделать для России, а Каляев - это наёмный террорист. У Ленина брат был террорист. Давайте уже говорить современным языком фактов. Пришёл Ленин и сделал "майдан" на западные деньги, затем столкнули одну часть людей с другой, как на Украине сейчас. Была гражданская война, провели геноцид населения России под красивыми лозунгами.
"Немецкие деньги" - это блеф западных служб: факт, доказанный в том же 1918 году. Придумайте что-то новое. А "майдан" в РИ начался еще в феврале, когда большевики были за границей. Просто ознакомьтесь с матчастью.
Кто не понимает,как делаются революции, когда сейчас есть столько фактов, тому бесполезно что-то объяснять. Мне не нужна матчасть, которую написали те, кто и делал революции.
Так читайте ту матчасть, где фальсификаторы в Америке признаются в том как состряпали фальшивку. А огульное обвинение, как и огульное отрицание, еще не делают вас понимающим - это предвзятость.
...и еще один взгляд на происходящее : просто крайнее неприятие людьми самих себя , т.е. идеализм в жесткой форме . Вот смотрите - существует общность людей . Над ней естественным образом постепенно возникает и уплотняется такая "корка" грехов . Любые начальники , пастыри , правители таковыми просто так не становятся - по широте кругозора и энергетическим возможностям они стоят выше средних людей . Как только они начинают себя ощущать именно ВЫШЕ , то упираются головами в"корку" общих грехов и - "принимают их на себя"... Посмотрите повнимательнее на наших чиновников - это наши болезни они нам показывают . И , кто еще не понял , временно облегчают - пока живы .
Тоже так думаю. Управленцы в любом государстве являют лишь срез общества, не более того. Кто громче всех вопиёт о несправедливости, тот и вносит смуту в государственные устои. Подвижники, чей труд невидим и неоценён, всего себя отдающим на общее благо, являются истинным сокровищем любого государства.
Вообще-то, действительно, этот крест разделяет людей, а не объединяет. Лучше бы на эти деньги реставрировали какой-нибудь дом, связанный с историческими личностями, в Москве. С именами поэтов и писателей.
Если рассматривать этот крест только в денежном выражении, то, наверно, он ненамного дороже доски Маннергейма. И уж конечно, ненамного дороже памятника жертвам Ходынки на Ваганьковском кладбище. если так рассуждать, то и мемориал Победы окажется лишней тратой денег - этак ведь и Иуда сожалел о потраченных на масло деньгах.
Вообще-то для начала мы просто обязаны принять ВСЕ в НАШЕМ прошлом , в НАШЕЙ истории . Работу по "примирению с собой" обычно начинают с негативных воспоминаний детства . По мере отпускания боли , обид и прочего негатива начинает вырисовываться иногда очень интересная картина . Те трагические для нас варианты произошедших событий были единственно возможными для того , чтобы мы просто выжили. Так сказать , меньшей болью была заблокирована гораздо бОльшая боль.
На убийстве счастье не построить, это история многократно доказывает. А крест- это просто крест. Посмотрите на солнце и увидите крест, лучи крестом могут сиять, а это значит , что закон креста явление природное. Солнцем , кстати, тоже можно убить, тоже можно сделать орудием убийства и перестать признавать его жизненную силу.
Если занятся пересмотром личной истории ,то всплывают кадры , ( у всех без исключения) ,далеко не лицеприятные ,о которых не хочется вспоминать. То же и историей России . Все это было ! Идет пересмотр нашей истории ,только и всего. Пересмотрели отметили крестиком и айда дальше.Каждое последующее поколение пересматривает жизнь предыдущих.
Удивительно как в середине материала, профессионально поменяли местами правых и виноватых. Теперь в убийстве виновен народ, а не создавший подобную взрывоопасную ситуацию ошибочными методами управления власти. Далее вода, вода и чтоб не помнили о чём статья юбилей приплели. Чего юбилей? Что может соединить могильный крест? Родных давно уж нет, а обыватель давно забыл саму суть проблемы. Так же как в измене мужа виновна всегда жена, так и во всём что произошло позже виновны власти.
РПЦ хочет взять реванш , но время ее уходит быстрыми шагами. Судорожные попытки вспомнить свое время, они всегда были против народа и держали его в невежестве. А нам байки рассказывают, как крепостные хорошо жили, так и сейчас стремятся приблизиться к власти.
Удобно устроились в маскве-поставили железку и вся история аж залоснилась,цари хорошие,народ глупый,жыды богоизбранные,попы спасатели.Бесстыдная отвратительная хуцпа.
Осенью 1904 года было решено организовать покушение на Великого князя Сергея Александровича, дядю императора Николая II, бывшего московского генерал-губернатора и командующего Московским военным округом[9]. Великий князь считался главой дворцовой закулисы и серым кардиналом империи[10], и был одним из тех, кто настоял на вооружённом разгоне шествия 9 января 1905 года в Петербурге.
2 февраля 1905 года Каляев не бросил бомбу в карету, потому что увидел, что рядом с Великим князем сидят его жена и малолетние племянники. Фраза Каляева о том, что в случае решения организации он бросит бомбу в карету, не считаясь с тем, кто в ней будет находиться, была продиктована необходимостью отдать должное партийной дисциплине; Каляев хорошо понимал, что решение убить всю великокняжескую семью организацией принято никогда не будет
5 апреля 1905 года Каляев произнёс речь. « Я — не подсудимый перед вами, я — ваш пленник. Мы — две воюющие стороны. Вы — представители императорского правительства, наемные слуги капитала и насилия. Я — один из народных мстителей, социалист и революционер. Нас разделяют горы трупов, сотни тысяч разбитых человеческих существований и целое море крови и слёз, разлившееся по всей стране потоками ужаса и возмущения. Вы объявили войну народу, мы приняли вызов![18] » « Суд, который меня судит, не может считаться действительным, ибо судьи являются представителями того правительства, против которого борется партия социалистов-революционеров. »
Каляев, чтобы иметь возможность ещё раз защищать дело своей партии, подавал кассационную жалобу, протест этот был отклонён Сенатом. Департамент полиции продолжал кампанию по дискредитации Каляева и направил в зал заседаний подсадную публику[19].
Император Николай II, узнав, что кассационная жалоба отклонена, дал секретное указание директору Департамента полиции С. Г. Коваленскому добиться у Каляева прошения о помиловании. Тот командировал в Шлиссельбургскую крепость товарища прокурора Санкт-Петербургской судебной палаты Фёдорова, с которым Каляев был знаком по Московскому университету, но Фёдоров не смог убедить Каляева обратиться с прошением о помиловании[20].
Протоиерей тюремного шлиссельбургского Иоанно-Предтеченского собора Иоанн Флоринский рассказывал[21]:
Я никогда не видел человека, шедшего на смерть с таким спокойствием и смирением истинного христианина. Когда я ему сказал, что через два часа он будет казнен, он мне совершенно спокойно ответил: «Я вполне готов к смерти; я не нуждаюсь в ваших таинствах и молитвах. Я верю в существование Святого Духа, Он всегда со мной, и я умру сопровождаемый Им. Но если вы порядочный человек и если у вас есть сострадание ко мне, давайте просто поговорим как друзья». И он обнял меня!
Личность Каляева и обстоятельства убийства великого князя Сергея Александровича легли в основу повести «Конь бледный», написанной одним из организаторов убийства — Б. В. Савинковым. К этому сюжету обращались также такие писатели, как Л. Н. Андреев («Губернатор»), М. П. Арцыбашев («Так слагается жизнь»), А. А. Блок («Возмездие»), Зинаида Гиппиус («Был и такой»), Максим Горький («Жизнь Клима Самгина»), Александр Грин («Марат»), философ А. Камю («Праведники»), А. И. Куприн («Мой паспорт»), М. М. Пришвин («Дом имени Каляева»), А. М. Ремизов («Иван Купал» и «Трагедия об Иуде»), Б. Л. Пастернак («1905 год»), Юлиан Семёнов («Горение. Роман-хроника о Ф. Э. Дзержинском»), Ю. М. Нагибин («Безлюбый»), Б. Васильев («Утоли моя печали»).
Отрывок... ...Век буржуазного богатства (Растущего незримо зла!). Под знаком равенства и братства Здесь зрели тёмные дела… А человек? - Он жил безвольно: Не он - машины, города, «Жизнь» так бескровно и безбольно Пытала дух, как никогда… Но тот, кто двигал, управляя Марионетками всех стран, - Тот знал, что делал, насылая Гуманистический туман: Там, в сером и гнилом тумане, Увяла плоть, и дух погас, И ангел сам священной брани, Казалось, отлетел от нас: Там - распри кровные решают Дипломатическим умом, Там - пушки новые мешают Сойтись лицом к лицу с врагом, ...
Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами - сумрак неминучий, Иль ясность божьего лица. Но ты, художник, твёрдо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить всё, что видишь ты. Твой взгляд - да будет твёрд и ясен. Сотри случайные черты - И ты увидишь: мир прекрасен. Познай, где свет, - поймёшь, где тьма. Пускай же всё пройдёт неспешно, Что в мире свято, что в нём грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума. ...
Но песня - песнью всё пребудет, В толпе всё кто-нибудь поёт. Вот - голову его на блюде Царю плясунья подаёт; Там - он на эшафоте чёрном Слагает голову свою; Здесь - именем клеймят позорным Его стихи… И я пою, - Но не за вами суд последний, Не вам замкнуть мои уста!.. Пусть церковь тёмная пуста, Пусть пастырь спит; я до обедни Пройду росистую межу, Ключ ржавый поверну в затворе И в алом от зари притворе Свою обедню отслужу.
Ты, поразившая Денницу, Благослови на здешний путь! Позволь хоть малую страницу Из книги жизни повернуть. Дай мне неспешно и нелживо Поведать пред Лицом Твоим О том, что мы в себе таим, О том, что в здешнем мире живо, О том, как зреет гнев в сердцах, И с гневом - юность и свобода, Как в каждом дышит дух народа. Сыны отражены в отцах: Коротенький обрывок рода - Два-три звена, - и уж ясны Заветы тёмной старины: Созрела новая порода, - Угль превращается в алмаз. Он, под киркой трудолюбивой, Восстав из недр неторопливо, Предстанет - миру напоказ! Так бей, не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека - Дроби, мой гневный ямб, каменья!