21:03 Возвращение человека в центр мироздания |
Потерявшиеся во Вселенной Воистину центральным вопросом любого мировоззрения является вопрос о месте человека и жизни во Вселенной. Во все времена человечество искало ответ на этот вопрос, и в разные эпохи, в различных культурах и традициях оно находило на него разные ответы. Перенесёмся мысленно в средние века. Люди того времени полагали, что их мир – это поверхность плоской Земли, плавающей на китах в Мировом океане и накрытой звёздным куполом. Не будем иронизировать по поводу такой модели мира, обратим внимание на другое – на то, как воспринимал сам себя человек той поры во Вселенной. А воспринимал он свой мир как центр Вселенной. Ведь планеты и звёзды вращались вокруг этого мира, даже яркое Солнце поднималось над горизонтом и уходило за него по кругу, в центре которого (в любой точке Земли) всегда был наблюдатель. Да и весь космос был «на службе» у человека: Солнце освещало и грело Землю, ночью Луна светила в темноте, звёзды подсказывали путь мореплавателю, планеты – судьбу правителю, кометы предупреждали о грядущих катаклизмах. Вот уж действительно, «всё на благо человека, всё во имя его». И одновременно мир человека был центром иерархической Вселенной. От него вверх шла лестница, через святых (просвещённых), ангелов и архангелов, к Богу. Но была и лестница вниз, которая спускалась к зверям, гадам, чертям, камням, хаосу и тьме вечной. Всё было понятно и логично. Но вот начиная с Коперника на место этой прекрасной картины мира приходит новое, чисто научное мировоззрение. Первое потрясение основ было произведено осознанием того факта, что центром мира была не Земля, а Солнце. Вторым потрясением – открытие того, что наше светило – одна из заурядных звёзд галактики (Млечного пути), в которой таких звёзд около 100 миллиардов. Но и это не было пределом. «Хаббл» открыл мир множества галактик и определил расстояния до самых далёких из них. Оказалось, что все они разлетаются друг от друга с огромной скоростью. Российский математик и одновременно военный лётчик А.А. Фридман предложил логичную для ХХ века – века войн и разрушений – гипотезу: Вселенная родилась в результате взрыва. Новый образ, видимо, был порождён характером того времени, когда рушился не только старый социальный мир, но и прежняя картина Вселенной. Это был в первую очередь взрыв в общественном сознании, который разрушил привычное миропредставление. И после него никогда уже человечеству не собрать из осколков зеркало мира, не вернуть детской уверенности, что Земля – центр Вселенной, что Солнце и звёзды вращаются вокруг неё. Унылая и, я бы сказал, трагическая картина мироздания рисуется современной наукой. Недаром ещё В.И. Вернадский, который очень остро понимал этот трагизм, писал: «Увеличивая мир до чрезвычайных размеров, новое научное мировоззрение в то же время низводило человека со всеми его интересами и достижениями – низводило все явления жизни – на положение ничтожной подробности в Космосе». Ничтожная подробность… Вряд ли мы до конца осознаем, насколько эта картина мира проникает во все поры нашего сознания, вплоть до личных и самых глубоких трагедий отдельных людей, которые не могут найти смысла в животном и кратковременном пребывании на поверхности микроатома огромного мира. Эта картина способна внушить только ужас и страх любому, кто всерьёз попытается представить себе место жизни в этом гигантском мире, – она оставляет после себя вселенское уныние и тоску. Недаром известный космолог П. Дэвис пишет, что «человечество так и не смогло полностью оправиться от интеллектуального шока, порождённого тем, что Земля утратила свои привилегии». На своё место Познание часто достигает предела, за которым неожиданно обнаруживается новый горизонт. Крайности сходятся, а отрицание порождает отрицание самого себя. Изгнание наукой человека из геометрического центра мира, как это ни парадоксально, привело к тому, что жизнь вновь оказалась в центре Вселенной, правда, в центре особого типа – в центре иерархии Вселенной. Сергей Сухонос |
|
Всего комментариев: 2 | |
|