19:05 Загадки русских колыбельных |
Многие молодые мамы в поисках колыбельных обращаются к фольклору. И порой впадают в панический ужас, отыскав старинные напевы. Дело в том, что в стихах наших предков часто встречаются пожелания смерти ребенку, или же о нем говориться, как об умершем. Бай, бай, да люли, На одном из форумов в интернете, будущие мамы обсуждали трагические строки в колыбельных. Вот одно из мнений: «Еще бы, сколько детей у них было, а жизнь тяжелая! Может, не всегда и смерть ребенка была такой бедой». Пытаясь понять логику древнего фольклора, современные мамаши сводят мировосприятие своих прародительниц до кощунственного. Дескать, умерло дитятя и хорошо, едоком меньше. Кстати в 70-х годах 19 века реакционная публицистика использовала подобный аргумент, чтобы доказать «отсутствие нравственного начала у русского крестьянства».
На самом деле, все совершенно не так. Не жестокосердие славянок нашло отражение в народном творчестве: именно в этих мрачных строчках и проявлялась любовь матери к сыну или дочке. Ой, люли, люли, люли, Не секрет, что для наших предков окружающий мир был полон необъяснимых сил, порой очень враждебных. Нечисть поджидала повсюду и без правильного подхода к ней выжить, по мнению русичей, было нелегко. Особенно уязвимыми люди чувствовали себя во сне. Младенцы же, еще не обученные народным методам самозащиты от злых сил, не обладающие искусством заговора были совершенно беззащитны ночью.
Для того, чтобы уберечь своего ребенка, мать пела про его смерть. Таким образом она говорила нечисти, поджидающей свою жертву, что малыш уже умер, а значит приходить за ним во сне нет необходимости. Хитрые крестьянки умели бороться за жизнь и здоровье ребенка только обводя нечисть вокруг пальца.
Баюшки, баю! Существует также мнение, что мрачные сонные песни служили для благополучия ребенка днем. Крестьяне верили, что если ребенок увидит во сне что-то плохое, то наяву это уже не повторится. А что может быть страшнее, чем привидевшаяся ночью собственная смерть и похороны? Вот такая защита «от противного», во всех смыслах этого слова.
Баю, бай да люли, Конечно, не только защитную роль выполняли колыбельные. Важное назначение - успокоить малыша, убаюкать. Для этого используются мелодичные, переливающиеся слова, например, «баю-бай», «лю-люшечки». Кстати, слова «лю-ли», «люшеньки-люли» - не просто обычное звучное сочетание. Вспомним, ведь колыбельку до сих пор называют «люлькой», ребенка — «лялей», «лялечкой», детей «лелеют».
Люшеньки-люли, Часто встречаются в колыбельных образы животных. Мама поет про «гуленек», про котиков, что сами «серые, а хвостики белые», про «серого волчка», которого лучше опасаться, в современном варианте про то, что «спят твои соседи, белые медведи». Песни рассказывают малышу об окружающем мире и живущих в них существах. Так же по поверьям упоминаемое животное берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов. Поэтому именно коту доверяют баюкать ребенка. Конечно за любую работу положено вознаграждение:
Баю-баюшки-баю, Мир колыбельных песен – это особый пласт фольклора, в котором отразилась история наших предков, их верования и, главное, особая логика, призванная не только успокоить младенца, но и защитить его, подготовить к жизни в окружающем мире. |
|