10:44 Загадочная Ваджра. Оружие богов. |
ВАДЖРА (санскр.; тиб. дордже, яп. конгосё, кит. дзиньганси, монг. очир) — символ буддизма, подобно тому, как крест — символ христ-ва, полумесяц — ислама, ворота “тории” — синтоизма. Тексты определяют его сл. образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. В инд. мифологии Ваджра была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами. Ваджра может иметь вид диска, а может быть крестообразной. Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия. В буддизме облик Ваджра таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты). В переводе с санскрита это слово означает одновременно «молния» и «алмаз». Ваджра представляет собой палицу либо скипетр и символизирует прочность и неуничтожимость. Она может интерпретироваться в качестве одного из образов мировой оси, фиксируя воздействие верхнего мира на нижний. Первоначально ваджра являлась атрибутом Индры, бога грозы. Он известен как губитель демонов, вел богов против асуров. Убийца змея Вритры, Индра сокрушил его огненной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце. Ваджра в Непале Ваджра выступает как центральный символ одного из направлений буддизма — ваджраяны (само название которого связано с этим предметом), где она воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности. Подобно удару молнии, ваджра прокладывает себе путь во мраке невежества; подобно алмазу, она разрушает, оставаясь неразрушимой. Символизирует мужское начало, путь, сострадание, активность; как правило ее держат в правой руке. Парным ваджре предметом в ваджраяне является колокольчик, гханта, символизирующий женское начало, плод, мудрость;его держат в левой руке. Колокольчик с рукояткой в виде ваджры олицетворяет силу веры. Ваджра состоит из пяти металлических стержней, четыре из которых, с загнутыми в горизонтальной плоскости концами, располагаются вокруг центрального, образуя подобие цветка лотоса. Ваджра, состоящая из девяти стержней, встречается реже. Она изображается в виде скипетра и является атрибутом многих будд и бодхисатв. Четырёхконечная ваджра Ваджра в руке статуи Будды Ваджра используется как символ и как оружие в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Сиаме, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии. Ваджра в руке Будды Фрагменты из книги проф. Торчинова Е.А. (С-Пб.) «Введение в буддологию — курс лекций» (лекция 7). В начале второй половины I тыс. н. э. в буддизме Махаяны постепенно зарождается и формируется новое направление, или Яна (“Колесница”), получившая название Ваджраяны, или тантрического буддизма; это направление может считаться заключительным этапом развития буддизма на своей родине – в Индии. Слово ваджра, входящее в название “Ваджраяна”, первоначально употреблялось для обозначения громового скипетра индийского Зевса – ведийского бога Индры, однако постепенно его смысл изменился. (см. прим. 1.) Дело в том, что одно из значений слова “ваджра” – “алмаз”, “адамант”. В рамках буддизма со словом “ваджра” начали ассоциироваться с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой – само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же, как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также каруну (сострадание) и упаю (искусные средства) в оппозиции праджня – упая (праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик; соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции (юганнадха) мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово Ваджраяна может быть переведено как “Алмазная Колесница”, “Громовая Колесница” и т.п. Первый перевод наиболее распространен. Что можно узнать о «ваджре» из современных словарей и энциклопедий?
«Кардиола», тело вращения, в 3-d форме имеющее сечение «сердца». Купола церквей имеют форму кардиолы и собраны по принципу Ваджры-молнии. «Кардиола», тело вращения, в 3-d форме имеющее сечение «сердца». Купола церквей имеют форму кардиолы и собраны по принципу Ваджры-молнии. Императорские короны Северные боги имели свою собственную «молнию» оригинальной конструкции и формы – «Молот Тора» Древнейший символ Молнии и Небесного Огня, известный по всему североевропейскому ареалу индоевропейцев — Громовое оружие Бога — Молот. У германского Донара-Тора молот имел название «Mjolnir». Искусствоведы считают происхождение слова «Мьолнир» неизвестным. Призванные им на помощь этимологи производят его от исландского глагола milva (сокрушить), mala (размолоть), от литовского malti (молоть) и от уэльского слова mellt (молния). На представленных ниже монетах разных стран средиземноморского региона, датированных от 500 до 200 лет до Р.Х. хорошо видно молнию-ваджру. Подобных монет очень и очень много, это доказывает — в древнем мире все без исключения дееспособные люди прекрасно знали что это такое и понимали значение этого предмета. Ваджра на старинных монетах Fleur de Lys - стилизованное изображение древнего оружия богов На левой картинке изображение «лилии» чуть древней, чем правое. Из книги Похлебкина о геральдике: «Похоже это на лилию? Лилия настолько не похожа на лилию, что дала почву некоторым считать, что это особый масонский знак, который нужно рассматривать перевернув. И тогда мы увидим пчелу». Уважаемый Вильям Васильевич писал, что принятое европейскими дворами изображение лилии, как геральдического знака, имеет восточное происхождение, «как постоянный, непременный элемент орнамента, часто воспроизводимый на дорогах тканях. Именно эти ткани, а затем и дорогая одежда, поступавшие через Византию с Востока в Европу, ознакомили уже в раннее средневековье европейских феодалов, основных потребителей роскошных тканей, с лилией». Средневековые восточные орнаменты с двойной и счетверённой ваджрой Правое изображение, уже стилизованное, с 1179 года при Людовике включается в герб французских королей и становится главной гербовой эмблемой французской монархии. Ее официальное наименование во французском гербе гербе Бурбонов — fleur de lys. Наиболее распространенным средневековым мотивом орнамента восточных тканей была «ваджра», ошибочно принимаемая европейцами за лилию. Если вы внимательней посмотрите на правый образец – ясно увидите счетверенную, крестообразную ваджру. Кто бы мог подумать… Таким образом, получается так, что европейцы забыв свою «молнию», приняли символом власти восточную, да еще посчитав оружие богов цветком лилии. |
|
Всего комментариев: 19 | ||||||||||
|