10:35 Затерянный мир. Экспедицию Баренца спасли русские поморы!![]() |
|
Открытие в 1498 году Васко да Гама морского пути в Индию привело к переделу мира между Испанией и Португалией по Тордесильясскому договору. Европейцам из других стран пришлось искать иные пути к сокровищам Востока, обратив внимание на Север. Великий голландский мореход Виллем Баренц был одним из тех, кто хотел найти путь в Индию и Китай через Ледовитый океан. И эта попытка стоила ему жизни. Пионеры Севера В 1594 году идею нового маршрута - через льды Севера - предложил известный путешественник и картограф из Амстердама Петер Планциус. Голландские купцы, прислушавшись к рекомендации правителя, принца Оранского, выделили деньги на экспедицию для поиска путей в Азию. Ее участникам предстояло добраться до Китая сквозь льды Ледовитого океана, обогнув Сибирь. Рано утром 5 июня 1594 года три небольших судна покинули родную гавань. Один из них - «Меркурий» - вел капитан Баренц. Другие должны были для надежности искать свой путь. 22 июня у острова Кильдин голландцы познакомились с населением мурманского побережья - русскими и лопарями-туземцами. Через неделю экспедиция разделилась на две группы. Судно Баренца взяло курс на север Новой Земли, другие корабли пошли к проливу Югорский Шар. Но первый поход в в суровые моря закончился довольно быстро - за короткое полярное лето моряки успели только достигнуть Новой Земли. Наступившие морозы, нападения белых медведей, голод и огромные ледяные торосы вынудили экспедицию вернуться. Но купцы Амстердама еще надеялись на близкий путь в Китай. На следующий, 1595 год неутомимый Планциус убедил купцов организовать новую экспедицию. В июне семь судов во главе с Баренцем отплыли на поиски северного пути. Но с самого начала путешествие не за- В июне открыли остров Медвежий. Спустя несколько дней перед моряками показались западные берега Шпицбергена, но его ошибочно приняли за Гренландию. Следовало повернуть к Карскому морю, где было меньше летних льдов. Но тут авторитет штурмана Баренцу не помог, и экспедиция разделилась. Один корабль пошел вдоль берегов архипелага, надеясь по совету Планциуса найти путь в Китай. А свое судно Баренц повел с дрейфующими льдами к Новой Земле. Через три недели тяжелого плавания корабль вышел к западному побережью Новой Земли. Баренц решил искать путь среди островов архипелага и двинулся к полюсу. Из-за тяжелого льда судно шло до северного мыса Новой Земли целый месяц. Обогнув острова, корабль не смог двинуться на восток и встал на зимовку в заливе Ледяная Гавань. 11 сентября 1596 года начался самый тяжелый период экспедиции. С большим трудом моряки построили зимовье, собирая на берегу бревна, вынесенные в Карское море сибирскими реками. К концу сентября стены дома были готовы. Но плотник умер от цинги, и строительство замедлилось. Чтобы быстрее возвести дом, крышу и вход сделали из досок каюты корабля. Свое жилище, похожее на бревенчатую избу, моряки отапливали дровами и углем из корабельных запасов. Спустя месяц они чуть не погибли от угарного газа, заснув у очага в одну из холодных ночей. Незадачливых путешественников спас дежурный, помощник Баренца капитан Фер, вовремя открывший дверь. Зимовщики охотились на песцов и белых медведей. Свежее мясо разнообразило пищу, шкурами они укрывались от холода, а медвежьим жиром освещали свое простое полярное жилье. Тяжелая зимовка раскрыла лучшие качества Виллема Баренца. Несмотря ни на что, вместе с капитаном Фером он проводил научные исследования - почти каждый день отмечалось состояние погоды, велись астрономические наблюдения, проводилось определение магнитного склонения. Именно Баренцем в ту зиму были сделаны первые наблюдения за знаменитой новоземельской борой (потоковая буря, обвал холодного воздуха с Новоземельских гор, с востока - со стороны Карского моря, или с запада - со стороны Баренцева моря). Суровые морозы наступившей зимы 1596-1597 годов не обещали ничего хорошего. Да и относительные потепления не приносили облегчения - они сопровождались сильными снегопадами и ветрами. С появлением полярного солнца зимовщики могли выходить работать наружу, чтобы хоть как-то укрепить здоровье. Однако даже приказы капитана не могли поднять людей. К весне из 18 моряков осталось 15. Баренц решил возвращаться домой. Судно было зажато льдами и повреждено. Ремонт корабля не имел смысла, и Баренц после долгих споров убедил мореходов отправиться домой на шлюпках, чтобы не погибнуть на зимовке. Имя для моря 14 июня 1597 года начался обратный путь экспедиции. Едва утлые суденышки обогнули северный мыс Новой Земли, состояние Баренца и еще двух моряков резко ухудшилось из-за цинги. Преодолевая болезнь, Виллем обсуждал с капитанами данные наблюдений и координаты маршрута. 20 июня Баренц уже из последних сил изучал с капитанами карту похода. К вечеру он скончался. Следом умерли еще двое моряков, братья из Антверпена. Из-за огромных льдов моряки несколько дней не могли высадиться на берег, чтобы похоронить Баренца и его товарищей. До сих пор неизвестна могила отважного морехода. Возможно, его похоронили во льдах, либо на одной из многих отмелей, где останки были растащены зверьем. Лодки неутомимо двигались на юг и в проливе Костин Шар встретили русских поморов. Измученных и истощенных голландцев они снабдили хлебом, копченой дичью, помогли им добраться до Кольского полуострова и посадили на голландский корабль. 1 ноября 1597 года 12 выживших членов экспедиции в невиданных песцовых шапках и меховой обуви предстали перед взорами принца Оранского, членов городского совета и консулов европейских государств. Доклад мореходов не вселил надежд - северного пути в Китай экспедиция не нашла. Для науки же Баренц и его товарищи сделали гораздо больше. Однако для купцов и правителей Голландии это ничего не значило. Последнее плавание Баренца экономически провалилось. Но в географии Русского Севера были сделаны огромные открытия: на карту нанесены остров Медвежий, архипелаг Шпицберген, совершены самые далекие походы на Севере. Результатом экспедиций Баренца стала первая карта западных и северных берегов Новой Земли. Были сделаны океанографические промеры в море между Новой Землей и Шпицбергеном, описаны донные осадки и течения. Мореплаватели впервые в истории успешно зимовали в высоких широтах Арктики, проводя важные наблюдения за погодой. Этими данными и сегодня пользуются исследователи Севера. И очень важно, что море, по которому ходил отважный мореплаватель, носит его имя. Михаил Андреев ![]() |
|
|




