15:44 Земля всё-таки не плоская!![]() |
Ольга Васильева – новый министр образования и науки – подошла к своей работе с точки зрения здравого смысла. Она не только уже пытается остановить уничтожение образования, но и восстанавливает разумную часть этого процесса...
Бог или Большой взрыв: Васильева показала «Вестям в субботу» учебник по астрономии Автор – Сергей Брилёв Поставьте эксперимент – поспрашивайте у «жертв» ЕГЭ, кто напал на СССР 22 июня 1941 года? Процентов двадцать ответят: не «Германия», а«Америка». Но спросите даже у тех, кто ответит «Германия», кто ещё напал тогда на Советский Союз, и массовый ответ даже тех, кто правильно ответил на первый вопрос, такой: «Ещё на СССР напала Австрия». Когда я первый раз это услышал, подумал, что молодые люди, наверное, имеют в виду, аншлюс или, может, то, что Гитлер по рождению был именно австрияк, но таких слов они не знают, однако же который год твердят: «Австрия». Откуда это? Несмотря на это, я, как ни странно, всё равно за ЕГЭ как за принцип как минимум, потому, что Единый госэкзамен действительно выравнивает возможности при поступлении в ведущие ВУЗы талантливых ребят из глубинки. Но, конечно, мы все ждём, что новый министр образования Ольга Васильева наполнит этот принцип новым содержанием. Недавно она была у Президента и рассказала, что в этом году значительно улучшились результаты ЕГЭ. Об этом говорит не только возросший средний балл, но и тот факт, что почти половина абитуриентов сдала документы только в один ВУЗ, то есть выбор осознанный. Примечательно, что многие теперь отдают предпочтение не юридическим, экономическим, а инженерным, техническим и педагогическим институтам. Зашла речь и о вступающих в действие международных стандартах, касающихся 50 самых востребованных профессий. Например, чтобы устроиться программистом или оператором дрона-беспилотника, молодой специалист-выпускник ВУЗа должен будет сдать квалификационный экзамен. Новому министру многие предъявляют взаимоисключающие претензии: мол, слишком близка к Церкви и слишком часто апеллирует к советской школе. Думаю, не я один в данном случае испытал двойственные чувства. С одной стороны, я искренне считаю, что из советской школы очень даже есть, что взять, – уж про то, кто напал на СССР в 1941 году мы, выпускники советского периода, знали; с другой – я лично – человек не только бывший советский, но и ныне светский, и слишком короткая дистанция между школой и Церковью меня бы смущала. Выступая в Совете Федерации, Ольга Васильева обнародовала свои уже очень конкретные предложения о том, что и как. Так какой она на самом деле человек? Об этом министр образования рассказала в эксклюзивном интервью «Вестям в субботу». – Ольга Юрьевна, не все же знают вашу биографию. Вы же учитель в прошлом? – Да. – Что вы преподавали? – Сначала я преподавала музыку, потом – музыку и историю. Потом преподавала только историю. Когда я уже стала совсем взрослым педагогом, заведующей кафедрой, я преподавала отечественную историю, историю русской Церкви, историю ислама в России, то есть преподавала очень много вещей, которые были потом связаны с моей уже основной деятельностью. – Предполагаю, что в школе Вы, наверное, были старостой. – Должна Вас разочаровать. – Нет? – Нет. – Но, тем не менее, предложение о восстановлении дежурства по классу, Ваше. И пока нас никто не слышит. На мой взгляд, это совершенно нормальное предложение, но многим показалось, что от этого веет чем-то очень советским. На это Васильева с преподавательской основательностью объясняет, что возможность так поступать заложена в положении ещё от 2004 года и многие школы это же практикуют. И объясняет уже свою позицию. «Я считаю, что это вещи, которые так же естественны, как дышать, ходить. Вы же не пойдёте в грязных ботинках на улицу? Не пойдёте. Потому что вы их почистите. Своих детей вы сызмальства приучаете к тому, чтобы ботинки были чистыми. И если для Вас это странно, я образно говорю, то для меня это нормально. И я думаю, что для любого родителя нормально, чтобы ребёнок обладал определёнными навыками, причём с такого возраста. Понятно, что это, прежде всего, должна сделать семья. Но потом ребёнок попадает в школу, причём на долгие 11 лет, и там он тоже должен учиться очень многому, в том числе учиться трудиться», – подчеркнула Ольга Васильева. К религии возвращаемся через то, что первая в СССР диссертация Васильевой – о роли Православной Церкви в Великую Отечественную – стала случайностью – чтобы, выдвинув точно непроходную тему, получить то, что хотелось сначала. «Я хотела заниматься голодом 1933 года», – вспоминает министр. – Голод как следствие коллективизации и голодомор на Украине? – Голод 1933 года. И я предлагаю Учёному Совету это через руководителя, и случается чудо! Это уже перестройка. И тема утверждается. Таким образом невольно – и слава Богу, что это произошло, – я начала заниматься этим. 21 год моей жизни. Очень хорошие годы, потому что 14 лет из них я провела в архиве. Вот таким образом я занималась тем, чем я занималась долгие годы. – За вами стоит что-то такое православно державное. Кстати, многие думали, что сейчас Васильева чуть ли не закон Божий в школах введёт. А вы взяли и предложили вернуться к астрономии. Почему? – Давайте вспомним замечательные слова: «Послушайте, если звёзды зажигаются, значит, это кому-то нужно». Помните слова Маяковского? Дело в том, что лишать человека знаний об астрономии неправильно. Тем более, разговор шёл об одном часе в неделю. – Так и было в советские годы. – Так и было. – Можно маленькую провокацию? – Можно, конечно. – Учебник по астрономии будет начинаться с посыла «в начале было слово» или «в начале был большой взрыв»? – Мы просто с вами подойдём и посмотрим посыл учебника. Сказано – сделано. Министр показывает учебник по астрономии. «Он существует. Это базовый уровень. Авторы очень известные – это Воронцов, Ильинов. Давайте посмотрим, с чего начинается «древнейшая наука, истоки которой относятся…», – говорит Васильева. «Человека всегда интересовал вопрос о том, как устроен окружающий мир и какое место в нём он занимает». Хотя я не знаю, какой взгляд мы хотели с вами увидеть в классическом учебнике, более того, у известнейших авторов. Ещё одно предложение Васильевой – сократить число учебников с имеющихся десятков и даже сотен. Речь не о едином учебнике, но о едином стандарте, как уже сделано по истории. – В учебнике истории появилось три линейки на основе общей концепции? – Да. – То есть, Вы хотите разработать общий стандарт? – Математика есть, русский язык и литература тоже, хотя сложно она продвигалась. Математика и литература – мы хотим, чтобы эти концептуальные вещи были для всех. Открою большую тайну. Ещё в 2008 году группой наших ведущих академиков было создано ядро всех предметов. Это даже не программа. – В 2008 году? Восемь лет назад? – Да. – Почему же не материализовалась? – Вот сейчас как раз попытка материализоваться. Самое интересное, что они готовы продолжить свою работу и наполнить те самые пустые стандарты этим самым содержанием. Про это как раз разговор сейчас и идёт. Главная, как мне кажется, беда – министерство очень мало о себе рассказывало, о том, что оно сделало. Это беда, потому что сделано на самом деле много. – В том числе и предшественниками? – Конечно. И вот что Васильевой движет. «Базовое содержание образования должно быть единое для всей страны. Единое образовательное пространство. Самый простой пример. Мы с вами, например, находимся в Москве, а потом перелетаем на Дальний Восток. Ребёнок из московской школы садится за парту дальневосточной школы и продолжает спокойно учиться», – считает министр образования. – Должен бы спокойно продолжать учиться. – Чего не происходит. И вот теперь самое время вернуться к ЕГЭ. «Не секрет, что в разговоре со мной ВУЗовские педагоги иногда говорят следующее: семестр, извините, Ольга Юрьевна, проходим то, что должны были проходить в школе. Примерно так это звучит. Почти семестр проходим ту основу, которую должны были проходить в школе. Этого быть не должно. Я уже говорила о том, как происходит дотаскивание последние два года на ЕГЭ, чаще всего оно вынужденное», – признаётся Ольга Васильева. – Зазубривание, я бы сказал. – Зазубривание. – Без понимания. – Абсолютно без понимания, хотя отмечу, что оценка ЕГЭ не является оценкой деятельности школы. Это чтобы все знали. – И принцип замечательный. Он даёт социальный лифт. Но качество того, к чему люди приходят через ЕГЭ, извините, чудовищное. – Качество должно быть качеством. Поэтому мы должны проходить каждый предмет от и до, начиная готовиться фактически с первого класса. И поэтому тогда не будет страшно, тогда не надо будет зазубривать. Но если мы с вами готовимся по каждому предмету к сдаче экзамена, мы иногда машем рукой на всё остальное, что рядом. Мы обсуждали это с учителями и вспомнили очень хорошее время, когда был конкурс аттестатов, средний балл. Здесь, конечно, до этого далеко, но о том, чтобы не забывать про другие предметы и относиться к ним с такой же серьёзностью, безусловно, надо думать и делать это. Привёл я и мой любимый пример про ЕГЭ по истории и ту самую Австрию. Так, может, увеличить устную часть экзамена? «Только так. Более того, сразу хочу сказать, что мы в этом году биология и химия устные, есть устная часть и в иностранном языке», – сказала Васильева. – Что абсолютно разумно, ведь на языках говорят. – Сейчас в ГИА в девятом классе будет устная часть, в русском языке мы потихонечку придём тоже к устной части, что абсолютно разумно, уходя всё дальше и дальше от тестовых моментов. К норме майских указов Президента о зарплате учителей на уровне среднего дохода по региону и к обещанию премьера перейти к системе, при которой базовая ставка составит 70%, а остальное – только 30, Васильева добавляет свою идею – ввести в школах и должность старшего учителя. «У меня есть мечта, которая вряд ли в ближайшее время может осуществиться, чтобы старший преподаватель мог заниматься наставничеством. Например, работать не на полную ставку, а на небольшое количество часов и помогать молодым педагогам, но получать, как за полную ставку», – отметила Васильева.
От редакции В новом учебнике Астрономии школьникам наверное было бы интересно прочитать о том, что все Звёзды и планеты образовались именно благодаря «большому взрыву». Только он был не один. Их было огромное количество. Без этих взрывов не возникли бы условия для появления Звёзд, синтеза планет и зарождения на них жизни. Более подробную информацию об этом можно получить из статей серии «Наука не хочет знать»…
|
|
Всего комментариев: 7 | ||||||
|