Дагестанская прокуратура должна дать свое заключение: практикуют ли до сих пор в республике варварский обычай «женского обрезания». Считается, будто это усмиряет у девушки сексуальность, воспитывая полную покорность перед мужем. Судя по откликам в соцсетях, среди жителей Кавказа (мужчин, разумеется) все еще много желающих сохранить этот дикий ритуал.
Африканские дикости… в горах Кавказа
Поводом для прокурорской проверки стала публикация фондом «Правовая инициатива» аналитического доклада о практике «женского обрезания» в Дагестане. Авторами исследования стали московский юрист Юлия Антонова и ростовский политолог Саида Сиражудинова (она же возглавляет Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие»).
Любопытно, что Сиражудинова еще в феврале 2016 года опубликовала результаты исследования в научном журнале «Женщина в российском обществе» (он издается Ивановским государственным университетом).
Однако тогда никакого общественного резонанса эта статья не вызвала. Да ее вообще не заметили! И лишь в августе, когда текст доклада появился на сайте фонда «Правовая инициатива», в российском обществе началось весьма активное обсуждение этой проблемы.
«Женское обрезание» объясняется именно требованиями религии: якобы, именно исламская вера предписывает «усмирять» сексуальность у женщин. На самом деле, ни в Коране, ни в Хадисах (это предания о жизни пророка Мухаммада) ни полслова не говорится о таком ритуале. Подобная практика была придумана еще в древние, доисламские времена — ее внедрили рабовладельцы, которые свозили женщин-рабынь на арабские и египетские рынки.
И сегодня этот ритуал распространен почти во всей мусульманской Африке и Юга-Западной Азии (кстати, как и иные дискриминационные традиции вроде брака умыканием или раннего замужества девочек-подростков). Во всем мире таким увечьям подверглись до 135 млн. женщин.
Юлия Антонова и Саида Сиражудинова показали, что сей варварский ритуал поныне практикуется и в Дагестане. Причем весьма широко: не только в высокогорных глухих аулах, но и в переселенческих селах (кутанах) в равнинных территориях.
А вот в Махачкале подавляющее большинство респондентов (ученые опросили 350 девушек и женщин) с практикой «женского обрезания» никогда не сталкивались. Ну что вы хотите, урбанизация!
Генпрокуратура пересчитает «бабок»
В дагестанских селах женщины-исследовательницы нашли 60 респонденток, которым делали «женское обрезание» (разумеется, все социологические интервью были даны анонимно). В разных селах (и у представителей различных этносов) значительно отличается время, место и форма проведения калечащей операции.
Как правило, ее делают на дому некие «бабки» — разумеется, говорить при этом хоть о какой-то санитарии не приходится. Часто «женское обрезание» приводит к тяжелейшим осложнениям, вплоть до бесплодия.
Все выявленные ими факты Антонова и Сиражудинова предали огласке. Самой здравой оказалась реакция председателя комитета по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты РФ, заслуженной артистки России Дианы Гурцкой и председателя президентского Совета по правам человека Михаила Федотова. Они независимо друг от друга направили генеральному прокурору Юрию Чайке заявления с требованием проверить выводы доклада «Правовой инициативы».
Видеоврез (реклама)
Генпрокуратура, в свою очередь, переадресовала заявления прокурору ДагестанаРамазану Шахнавазову. Надзорный орган в декабре запросил материалы социологического исследования в фонде «Правовая инициатива». Причем прокуратура настаивала на том, чтобы ей были представлены и персональные данные пострадавших женщин (а также тех, кто проводил им подпольные операции). Фонд представил анонимные тексты 42 интервью, собранных для исследования.
— Я не ожидал, что прокуратура будет проверять материалы, собранные по этому делу общественной организацией. С другой стороны, она не могла и отказаться от их проверки. Неясно, как повлияет на рассмотрение анонимность интервью, — прокомментировал «Свободной прессе» ситуацию старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.
Муфтии против ислама?
Соавтор исследования, старший юрист «Правовой инициативы» Юлия Антонова заявила, что решение проблемы «женского обрезания» возможно только через широкую пропагандистскую кампанию в Дагестане.
— Еще в отчете мы предлагали определенные варианты: законодательные меры, направленные на ликвидацию обычаев и практики, сбор и распространение основных данных об этих традициях и практике. Оказание поддержки на национальном и местном уровнях женским организациям, стремящимся добиться ликвидации обрезания у женщин и других обычаев, вредных для здоровья женщин.
— Начать на уровне республики образовательные и пропагандистские кампании, направленные на целевые группы, а также на религиозных лидеров, акушерок, лиц, производящих калечащие операции, местных руководителей и знахарей. И, конечно, религиозное просвещение и диалог с религиозными лидерами, — цитирует слова Юлии Антоновой сайт «Правовой инициативы.
Достичь единства в этом вопросе, разумеется, будет непросто. Это в Москве или Санкт-Петербурге все кажется однозначным: запретить и наказать — и все тут! А вот в самих республиках Северного Кавказа отношение к «женскому обрезанию» (как и ко многим другим традициям, в первую очередь, псевдорелигиозных) продолжает раскалывать общество. Это заметно и по сотням откликов в соцсетях, где значительная жителей Дагестана принялась защищать варварский обычай.
В защиту «женского обрезания» высказался даже муфтий Северного Кавказа Исмаил Бердиев, чем спровоцировал жесткую критику в свой адрес. И поспешил заявить, что его слова были не так поняты журналистами. А вот эксперты фонда «Правовая инициатива»цитируют публикацию из мусульманской духовно-просветительской газеты «Ас-Салам»: «Делать обрезание новорожденным на восьмой день после рождения является желательным (то есть сунной) и мальчикам, и девочкам. А после совершеннолетия оно становится обязательным (то есть ваджибом)». Это написано на странице 11. Здесь на вопросы читателей отвечает преподаватель Дагестанского исламского университетаИса Магомедов. Вопрос, на который он отвечает звучит так: «Моя свекровь настаивает, чтобы мы ее внучкам сделали обрезание. А я этого не хочу. Как поступить в такой ситуации?»
Стоит напомнить, что «Ас-Салам» является официальным печатным органом Духовного управления мусульман (ДУМ) Дагестана.
По мнению старшего инспектора по правам человека на Северном Кавказе «Гражданского комитета по защите прав и свобод гражданина» Руслана Камбиева, именно подобные заявления духовных лидеров и структур и сеют в мусульманском обществе рознь и провоцируют радикализацию молодежи.
— Муфтиям стоило бы знать, что «женское обрезание» практикуют дикие африканские племена, которые не имеют никакого отношения к исламу! Но, к сожалению, многие наши муфтии невежественны в вопросах ислама. Например, недавно один из таких, открывая новую мечеть, разбил об ее стену бутылку шампанского…
Они оторваны от народа и практически не имеют авторитета. А в чем они профессионалы, так это в отстаивании интересов чиновничества. Вот в 2015 году суд в одном из регионов [Южно-Сахалинске] запретил один из переводов Корана на русский язык. И несколько муфтиев выступили «за». Конечно, все это и приводит к радикализации молодежи", — заявил Руслан Камбиев «Свободной прессе».
Остается дождаться итогов расследования Генпрокуратуры. «СП» будет следить за развитием событий.