05:00 Золтан Дани — победитель самолета-невидимки |
Золтан Дани — победитель самолета-невидимки О том, как сербский зенитчик прославился на весь мир тем, что ухитрился сбить F-117А, самолёт-невидимку. Как удалось установить впоследствии, F-117A был сбит 27 марта 1999 года примерно в 40 километрах от Белграда 3-й батареей 250-й бригады ПВО, защищавшей столицу. Этой батареей командовал полковник Золтан Дани. Гордость американской военной авиации стала жертвой ракеты комплекса ПВО С-125 «Печора» (по западной классификации — Sa-3 «Goa»), созданного в Советском Союзе ещё в конце 1950-х годов. Вот так самый знаменитый американский самолёт был сбит над Югославией советским комплексом ПВО, которым командовал офицер, обучавшийся в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище войск ПВО. Более чем наглядный пример эха холодной войны. Часть обломков сбитого над Сербией самолёта была затем передана для изучения российским военным. Стоит отметить, что этому удачному эпизоду, неудачной в целом для Югославии войны, приписывают большое значение. Для сербских военных, особенно зенитчиков Золтана, это большая победа и, возможно, самое значимое событие в их военной карьере. Косвенно этот эпизод стал причиной свёртывания всей программы F-117A Night Hawk (англ. Ночной Ястреб), в которую американцы вложили миллиарды долларов. Стоимость одного самолета составляла более 111-ти миллионов долларов. Случай 27-го марта 1999-го года в окрестностях Белграда поставил крест на пропагандистском значении этого самолёта. Имиджу американских ВВС и программе F-117A был нанесён непоправимый урон. И в то же время ни до этого ни после не был сбит ни один самолет данного типа. В той же Югославии тактические бомбардировщики F-117A совершили около 850 боевых вылетов. Всего в США было построено 64 самолета F-117A — 59 серийных и 5 прототипов. Этот самолет достаточно успешно эксплуатировался ВВС США и принимал участие в военных конфликтах, наиболее известными из которых являются две военные кампании в Ираке в 1991 и 2003 годах, а также военная кампания против Югославии в 1999 году. За все это время в боевых вылетах был потерян 1 самолет, еще 6 самолетов было потеряно в мирное время в результате аварий и авиационных происшествий. Данный самолет планировалось использоваться как минимум до 2018 года, но в итоге все самолеты этого типа были сняты с вооружения к середине 2008 года. F-117 стал заложником своей идеи и обстоятельств. Как показало время, создание самолета с преобладанием какого-либо одного качества в ущерб другим, в данном случае величины ЭПР, себя не оправдала. Со временем никто не отказался от идеи малозаметности и американский F-22, и российский перспективный ПАК ФА эксплуатируют эту идею, но она не является главенствующей, в первую очередь это высокоэффективные многофункциональные машины, способные решать на поле боя разные задачи. При создании перспективного самолета-невидимки F-117 американцы впервые решили убрать все демаскирующие самолет факторы: способность отражать радиолокационное облучение; самому излучать электромагнитные волны; оставлять дымный и инверсионный следы; издавать звук; быть незаметным в инфракрасном диапазоне. Все это привело к появлению весьма оригинальной формы самолета, которую можно сравнить с утюгом и которая никак не способствовала хорошим летным характеристикам машины. Самолет был очень сложен в управлении. В помощь пилоту на нем использовалась электронно-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием каналов управления, при этом из-за того что самолет был неустойчив по рысканию и тангажу на него ставили автоматическую систему обеспечения устойчивости, начиная с 1991 года ее дополнили автоматом тяги. Самолет мог летать только на дозвуковых скоростях и обладал плохой маневренностью. В том числе и поэтому он не смог уйти от ракеты комплекса ПВО С-125. На самолете отсутствовала РЛС, за исключением лазера подсветки цели все системы навигации и прицеливания были пассивными. Для навигации использовалась инерциальная система и приемник системы спутниковой навигации, для наведения — система ИК-камер. Активных средств РЭБ на самолете просто не существовало. В конце-концов отсутствие современного БРЭО в сочетании с посредственной аэродинамикой, а также путевой и продольной статической неустойчивостью вели к большому риску при пилотировании самолета. Но вернемся непосредственно к событиям 27 марта 1999 года и комментариям самого полковника Золтана. По его словам, он не питал никаких иллюзий относительно технического превосходства НАТО, поэтому предпочитал не вступать в открытое противодействие бомбардировщикам, раскрывая положение своих пусковых установок и радаров. Он использовал тактику засад, выжидая, когда подвернется случай сбить самолет противника наверняка. Еще одним фактором, который предопределил события того дня было то, что американцы использовали F-117 без прикрытия и не изменяли маршруты полетов, будучи уверенными в неуязвимости своих машин. Сообщается, что сбитый F-117 проходил по одному и тому же маршруту уже несколько раз, так что сербские зенитчики могли хорошо подготовиться к «охоте». Сербские зенитчики использовали радар П-18, обладающий метровым диапазоном частот. Известно, что радар отслеживает воздушную цель, регистрируя поступающие от нее сигналы. Современные радары построены на использовании высокой частоты сигнала. При этом в случае со «Стелсом» короткие волны рассеиваются специальной рубленной формой корпуса самолета и его внутренней структурой. Именно причудливая форма и была основой технологии незаметности. В то же время для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма воздушной цели не является препятствием. Данные локаторы не так точны, но в состоянии видеть любой объект. Помимо этого, как уже говорилось ранее, американский самолет отличался низкой дозвуковой скоростью полета и невысокой маневренностью. Это делало его более уязвимым для старых ЗРК с низкочастотными радарами. Да и выполнить маневр отклонения от ракеты, выпущенной с близкого расстояния, на данном самолете было бы весьма проблематично. Натовский самолет был сбит на расстоянии в 13 км от ЗРК. По словам Золтана, он не питал иллюзий относительно возможностей югославской зенитной артиллерии в борьбе с технически превосходящим противником, и поэтому предпочёл не открыто выступать против бомбардировщиков, раскрывая расположение своих радаров и ракет, а «залечь в засаду», выжидая, когда ему подвернётся случай сбить вражеский самолёт наверняка. Как отмечает Strategy Page, эта операция наглядно показывает, что в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление даже при помощи устаревшего оружия. При этом не лишне упомянуть, что уничтожение F-117 — это всего лишь самый известный случай из карьеры Золтана. На самом деле, его часть не раз отличалась во время той войны, сорвав множество воздушных налётов и сбив ещё один самолет F-16. Натовцы же не смогли уничтожить ни одного радара или пусковой установки, входивших в состав батареи Золтана. Под командованием сербского полковника находилось около двухста военнослужащих. Он знал каждого из них и в каждом был уверен на сто процентов. Задолго до начала бомбардировок он регулярно проводил тренировки, добиваясь, чтобы каждый солдат и офицер батареи в совершенстве владел доверенной ему техникой. Понимая, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры демаскируют его быстрее, чем заметят вражеские радары, Золтан организовал систему кабельной связи. Приказы иной раз приходилось передавать при помощи посыльных. Однако эти методы сыграли важную роль — натовцы не знали, где расположена батарея, так как «не слышали» ее. Радары и пусковые установки сербов постоянно меняли места дислокации. Часть персонала постоянно была занята поиском мест, куда будет перевезена военная техника в следующий раз, а также подготовкой к её переброске. Всего за 78 дней, которые продолжались бомбардировки, батарея преодолела десятки тысяч километров. На сербов работала разведка. Агенты дежурили возле авиабазы в Италии, и когда с неё взлетали бомбардировщики, они по телефону докладывали об этом в Белград. Сеть наблюдателей существовала и в самой Сербии. Они также сообщали о маршрутах полёта натовских самолётов. Задолго до начала натовских бомбардировок Золтан постарался получить как можно больше информации об F-117. Он изучал всё, что можно было найти: публикации в газетах и журналах, слухи о характеристиках этого самолета... Эти сведения помогли ему так расположить радары, чтобы они могли отследить «невидимку». Как именно — полковник не стал рассказывать. Известно, что он не держал радары включёнными постоянно, а запускал в нужный момент на короткое время, чтобы натовские самолеты ДРЛО не могли засечь и навести на них истребители. Определение цели и обстрел происходили в самый последний момент, когда самолет пролетал вблизи батареи. Это позволяло Золтану атаковать внезапно, не оставляя противнику шансов на противоракетный манёвр. Впрочем, F-117, при всей его «невидимости», является достаточно неповоротливым и медленным самолётом. Совершить резкий манёвр и уйти от зенитной ракеты, выпущенной с близкого расстояния, он не может физически. Когда сербы сбили «невидимку», тот находился всего в тринадцати километрах от пусковой установки. Извините, мы не знали, что он невидимый!.. Наконец, Золтан, по его словам, внёс некоторые изменения в конструкцию ракеты, которые позволили ей лучше наводиться на самолёт-невидимку. Какие именно — всё ещё остаётся государственной тайной. Так или иначе, случай 27 марта 1999 года наглядно доказал то, как в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление врагу даже с помощью устаревшего вооружения. Золтан Дани заслужил свою победу, и никто не сможет отобрать ее у него. Полковник Золтан Дани ушёл с военной службы и занимается мирными делами — держит хлебопекарню в сербской деревне Скореновац. Каждый год 27-го марта он отмечает событие 1999-го года. В этот день он выпекает торт в виде сбитого самолета-невидимки F-117A, который становится главным угощением праздничного вечера. Золтан считает, что прославивший его эпизод, как и всё в этой жизни, является результатом точного знания и упорного труда. Сергей Юферев http://russkivek.livejournal.com/70304.html Примечательный факт. Первая встреча между Дейлом Зелко, пилотом американского "Cтелса" F117A, бомбивший Белград в 1999 году и Золтаном Дани, сербским зенитчиком, сбивший этот самый самолет, 12 лет спустя переросла в мужскую дружбу, о которой рассказывает документальный фильм "Second Meeting". Сегодня оба на пенсии и ездят семьями друг к другу в гости. Узнать в бывшем враге человека куда лучше, чем бомбить и стрелять в него. |
|