20:18 Александр Ом: «Откуда берутся люди» |
Ответ на вопрос: «Откуда берутся люди?» обычно напрашивается сам собой: «Они просто рождаются». Вроде бы все логично, но вместе с тем известно, что количество людей в мире постоянно растет. К примеру, в начале 19 века население планеты насчитывало около 1 миллиарда человек, в начале 20 века было уже около 2–х миллиардов, а сейчас спустя менее ста лет уже более 7 миллиардов. Как видим, рост численности населения происходит чуть ли не в геометрической прогрессии. Если исходить из того, что душа бессмертна, то количество людей не должно возрастать. Но только за последние сто лет народонаселение планеты увеличилось более чем втрое. Так откуда же берутся души новых людей? Обычно в этом вопросе не учитывается самый главный фактор – животный мир и то, что все наши духовные корни лежат именно в нем. Иначе говоря, душа каждого человека в прошлом была воплощена в облик того или иного животного. - Но где доказательства? - спросят многие. Конечно, непосредственных доказательств процесса перевоплощения из животного мира в мир людей нет, но есть некоторые косвенные подтверждения того, что мы все же родом оттуда. Приведем хотя бы такой пример – население планеты, как мы уже отметили, за последние сто лет резко увеличилось, но вместе с тем драматически сократилась и популяция животных. Некоторые скажут, что одно с другим не имеет общей связи, но это лишь на первый взгляд. То, что животные могут иметь душу, многие оценят как выдумку и рассмеются. Впрочем, мы уже давно не учитываем того, что все живое от травинки на лугу до высокоразвитых животных обладает душой. Кстати, прошу обратить внимание на то, что в последнее столетие сократилась численность прежде всего именно высокоразвитых животных. И это не только приматы, но и парнокопытные, хищники, птицы и даже многие морские обитатели. В вопросе переселения душ людей из животного мира это немаловажно. А вообще, я наверное многих очень удивлю, если скажу, что этологи, например, сравнивают уровень интеллекта осьминога с интеллектом собаки. Каково! Впрочем, они и сами немало удивляются тому, что в процессе наблюдения за многими представителями животного мира в их поведении обнаруживают много того, что относится уже к рассудочной деятельности человека вплоть до аналитического мышления, то есть способности предвидения развития той или иной ситуации как во времени, так и в пространстве. И это достаточно повсеместное явление несмотря на то, что официальная наука пока что в поведении животных видит только лишь инстинкты. Понятно, что животные стихов не пишут и о Боге как мы не рассуждают (впрочем, мы об этом не знаем). Конечно, их потребности намного более просты и естественны по сравнению с нашими, но они есть и психическая жизнь у них тоже имеется. Уже замечено, что они также умеют радоваться и печалиться, любить и быть ревнивыми, быть преданными и изменять, проявлять упорство в достижении собственных целей и поддаваться. Они проявляют и альтруистические чувства, и материнскую любовь, и беззаветную дружбу, и привязанность. Они умеют обманывать и быть жестокими по отношению к своим близким и многое другое, что приписывается обычно человеческому высокоразвитому сознанию. Все это присутствует в поведении животных и об этом много писал основатель этологии Конрад Лоренц. Безусловно, их поведение нельзя ставить на одном уровне с поведением человека, но каждый представитель животного мира в высшей степени приспособлен к своей среде обитания и по своей функциональности совершенен. Это доказывает их существование на протяжении нескольких десятков и даже сотен миллионов лет! Миллионов! Это следует учитывать. О том, что животные тоже обладают душой еще задолго до Конрада Лоренца говорили многие ученые 19 века и даже античные и средневековые философы. Правда, в свое время их голос затмили высказывания ученых эпохи просвещения, которые в попытке с материалистических позиций описать мир многое чего упростили и таким образом оставили животным лишь инстинкты. Несмотря на то, что наблюдения над психической жизнью животных проводились еще в 19 веке и был опубликован ряд статей и даже книг (одна из которых даже так и называется «Душевный мир животных», написанная Генрихом Э. Циглером), большинство современных ученых все еще находится в самом начале понимания того, что у животных имется не просто психическая жизнь, а достаточно разнообразная психическая жизнь. А психика, кстати, это проявление души. Недаром психология так и переводится – «наука о душе». Правда, в настоящее время уже есть определенная проблема даже с психологией человека - само понятие «душа» исчезло из поля зрения психологов, а их пристальное внимание теперь уделяется поведению субъекта и его сознанию. Поэтому немудрено, что уже не замечается того, что вместе с эволюцией организмов происходит и эволюция души. А ведь издревле считалось, что умирает или погибает только тело, в котором воплощается та или иная душа. Душа же сама по себе вечна. Теперь же тезис о том, что она не просто вечна, а что она еще и эволюционирует, многих шокирует. Да уж, как видим, в нашем технологически высокоразвитом обществе нет места ни душе, ни тем более уверенности в том, что она бессмертна. А со знанием о бессмертии души естественно исчезло и знание о том, что она может еще и развиваться. Вместе с тем древние мудрецы были просто уверены в том, что прежде чем какая–то душа дорастет до уровня человека, она проходит длинный путь развития от простого организма ко все более сложному – как минимум через растения, насекомых, птиц, животных и так далее, пока не воплотится в облике человека. Нашим предкам, как это ни странно, процесс развития душ был более понятен, чем сейчас большинству ученых и, что главное, для них этот процесс был совершенно естественным. Это сейчас мы требуем определенных научных доказательств. Раньше этого не требовалось. Хватало того, как реальность описывали мудрецы. В их словах интуитивно улавливалась логика и им верили. Тем более, что живая природа у наших предков была вокруг дословно на расстоянии вытянутой руки. Мы сейчас живем уже в искусственной среде из бетона, стекла, железа и пластика. Как тут понять, что природа вся живая? Тем не менее, несмотря на то, что пока нет научных доказательств ни души, ни тем более процесса реинкарнации, все же есть косвенные подтверждения того, что это явление имеет место. Особено ценны подтверждения существования реинкарнации тех, кто сам из мира науки. Одним из таких немногих энтузиастов, который не только собрал, но и систематизировал многие случаи воспоминаний из прошлых воплощений, является профессор психиатрии медицинского колледжа университета штата Вирджиния Ян Стивенсон. Он 11 лет собирал свидетельства людей из разных стран (прежде всего детей), сохранивших воспоминания о своих прошлых жизнях. Зачастую эти свидетельства сопровождались невероятно подробными описаниями того, как и где жили раньше вспоминавшие, а также того, что с ними происходило. Ценность таких сведений заключается в том, что большинство собранных историй, как ни странно, поддавалось проверке. Поскольку многие из них были связаны с насильственной смертью или несчастными случаями, приведшими к гибели вспоминавших, то их можно было каким-то образом проверить, например, в криминальных хрониках или благодаря свидетельству очевидцев – соседей, друзей или родственников погибших. Сведения собранные в пяти томах доказывают, что такое феноменальное явление как реинкарнация все же имеет место. Вообще, многолетний труд Яна Стивенсона заслуживает особого внимания и требует отдельного обсуждения. В нашем вопросе он является лишь подтверждением того, что это явление вполне реально. * * * Что касается эволюции души, то следует отметить, что в процессе этого она претерпевает многократные воплощения и перевоплощения. Несмотря на то, что эти термины описывают процесс реинкарнации, они все же не являются одним и тем же и их следует различать, поскольку они важны для понимания того, каким образом душа в процессе своего развития переходит от одного облика к другому, а главное то, почему она переходит. Чтобы это понять, необходимо учесть, что организм (еще одноклеточный или уже многоклеточный со сложной центральной нервной системой) это как ни странно всего лишь «одежда» для души – инструмент выработанный в процессе биологической эволюции для поглощения, переработки и сохранения энергии необходимой как для функционирования души, так и для ее развития. Таким образом, когда тонкоматериальные структуры души в процессе многократных воплощений разрастаются настолько, что уже не помещаются в структурах плотного тела, то она вынуждена подыскивать себе новый облик соответствующий ее тонкоматериальным параметрам. Иначе говоря, перевоплощение это определенный процесс трансформации. Метаморфоз многих видов растений, насекомых и животных демонстрирует это наиболее явно в рамках даже биологического тела. Процесс воплощений и перевоплощений соотносится с известным законом диалектики, описывающим зависимость нового качества от предыдущих количественных накоплений. Сам процесс воплощений безусловно растянут во времени и может охватывать сотни и тысячи циклов. Вполне возможно, что для большинства представителей животного мира смерть воспринимается так же, как для нас процесс засыпания и пробуждения с той лишь разницей, что мы сознательно помним лишь наше актуальное воплощение и в большинстве своем не имеем непосредственного доступа к памяти прошлых, а животные многое помнят из того, что было с ними в прошлых воплощениях, несмотря на то, что они «пробуждаются» уже в новом теле. Что дает процесс воплощений? Безусловно прежде всего развитие души. Благодаря интенции выжить, то есть сохранить актуальный организм как энергетическую составляющую, она вынуждена приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям среды. Как бы скептически современные ученые не относились к тому, что животные могут обладать хотя бы долей сознания, но процесс их приспособления все же происходит в какой-то степени осознанно, на ряду с тем, что в их поведение много и того, что мы называем бессознательным и инстинктивным. Впрочем, в поведении человека также много инстинктивного, хотя многие это отрицают. Вместе с тем, в вопросе о соотношении сознательного и бессознательного следует учесть одну особенность – прежде чем что-то в поведении субъекта становится бессознательным и срабатывает уже как определенная программа, сначало это осознавалось и, что очень важно, в качестве бессознательных программ закреплялись лишь те, которые были жизненно важные, то есть проверенные длительным опытом выживания. Кроме того, важным является и то, что даже обладая определенными проявляемыми на бессознательном уровне программами, способствующими выживанию организма, душа, тем не менее, вынуждена постоянно оценивать ситуацию и реагировать соответствующим образом, чтобы сохранить тело, в котором она воплощена. Органы восприятия и мозг, сформированные в процессе эволюции, как раз и служат тому, чтобы максимально оценивать ситуации и реагировать на них ка можно быстрее. В результате выживают не только сильнейшие и биологически более приспособленные организмы, но прежде всего те, кто ментально максимально приспособлен к постоянно меняющейся ситуации. А это зависит в немалой степени и от индивидуального опыта души в конкретном облике. Теперь несколько слов о бессознательном. Когда многократно в течение сотен тысяч воплощений происходит повторение одних и тех же жизненно обусловленных действий, то этот процесс формирует в воплощенной душе проверенные устойчивые паттерны поведения, которые, что очень важно, не только запоминаются и становятся неотъемлемым элементом поведения, но со временем становятся частью инстинктивных программ и в свою очередь находят свое отражение в геноме организма, а значит и всего вида. Таким образом, паттерн это определенная устойчивая программа поведения особи, которая проверена опытом жизни сотни тысяч (если не миллионы) раз и потому ее можно уже повторять не задумываясь над ней и не оценивать ее лишний раз, а значит, с одной стороны, затрачивается меньше энергии, а с другой стороны, все больше расширяется доля сознательного в процессе выживания . Примечательно, что в этологии уже нет однозначного подхода к тому, что называется инстинктивным. Все чаще отмечается, что у каждой особи независимо от того, какое место она занимает на эволюционной лестнице, также присутствует сложнейшее сочетание наследственных поведенческих стеpеотипов и поведения, основанного на индивидуальном, а также социальном опыте. Вместе с тем, следует отметить, что активность памяти о предыдущих воплощениях различных видов животных непосредственно связана по всей видимости со степенью сложности их организма и, конечно, центральной нервной системы (ЦНС). В процессе биологической эволюции, как известно, она все более усложняется благодаря тому, что для выживания возрастает потребность в разнородной информации (визуальной, слуховой, обонятельной, тактильной и т.п.). В результате чего возрастает не только ее объем, но и необходимость в ее более ускоренной обработке. Но чем более сложной становится ЦНС, тем больше энергии требуется для поддержания функциональности организма. Тем самым возникает потребность более оптимально расходовать энергию, а значит оптимизировать работу структур, отвечающих не только за его функциональность, но и за долгосрочную память. Иначе говоря, в процессе усложнения ЦНС того или иного организма, память становится все более энергозатратной, что в свою очередь вынуждает организм (то есть душу, воплощенную в организме) пользоваться лишь непосредственной жизненно важной информацией, а значит архивизировать в подсознании ту, которая для непосредственного выживания менее важна. Таким образом проверенные длительным опытом выживания определенные паттерны поведения становятся бессознательными программами, а самые необходимые программы выживания инстинктивными. (Более подробно о зависимости ЦНС и энергии можно в статье «Энергетический подход к эволюции мозга» доктора биологических наук Савельева С.В. То есть можно предположить, что чем ниже тот или иной вид находится на эволюционной лестнице, тем по всей видимости более устойчива его память о предыдущих воплощениях и смерть может восприниматься им всего лишь как потеря плотного тела, после чего душа вновь ищет возможность воплощения в том же самом виде. Так что, поскольку та или иная душа воплощается сотни и тысячи раз (если не сотни тысяч раз), то для нее этот процесс – смерти и вновь рождения - может быть вполне естественным элементом жизни. Наряду с этим в процессе многократных воплощений все более устойчивыми становятся сформированные паттерны поведения особи. Еще раз хочу обратить внимание на то, что, поскольку эти паттерны многократно проверены опытом как собственным, так и опытом предшественников, что передается от поколения к поколению на генетическом уровне, то в какой-то момент над их смыслом уже нет необходимости задумываться. Они срабатывают уже автоматически на подсознательном уровне. Одним из наилучших подтверждений вышесказанному наверное будет пример бабочки Данаиды-монарх, которая периодически в течение миграции преодолевает огромные расстояния - свыше четырех тысяч километров. Самым важным в этом является то, что продолжительность всего перелёта бабочки намного дольше времени ее жизни! То есть весной в северные районы США и Канады возвращается лишь четвёртое поколение. Как различным поколениям бабочек удаётся вернуться в ходе миграции на юг, туда, где зимовали их предки - для учёных остается загадкой. Вообще, как известно, очень многие представители животного мира мигрируют на огромные расстояния. Это и птицы, и киты, и черепахи, и многие виды рыб. Например, угорь, который живет в реках европейского побережья Атлантического океана, размножается в Саргассовом море между Северной и Южной Америкой. Личинки угря, которые изначально размером всего-то 1–2 миллиметра, в течение трех лет в процессе роста возвращаются обратно в Европу или Африку не только в ту же страну, но в ту же реку, где обитали их родители. Каким образом личинки угря, бабочки, птицы, черепахи и другие мигранты ориентируются в пространстве и знают куда плыть, лететь, ползти? Откуда берется знание о том, куда и когда следует начинать миграцию? Ответ может быть в том, что каждая особь и бабочки, и черепахи, и угря, и других мигрантов по всей видимости уже подсознательно помнит маршрут миграции, поскольку душа, воплощенная в данном биологическом виде, проделывала это сотни тысяч раз. Таким образом и смерть, и очередное воплощение в том же самом виде может восприниматься такой особью всего лишь как череда засыпаний и пробужений, так же как мы каждую ночь ложимся спать и просыпаемся утром, достаточно хорошо помня большинство из того, что было с нами вчера, и позавчера и до этого. Что касается памяти об опыте из предыдущих воплощений, то в свое время исследования Н.Тинбергена и К.Лоренца показали, что, например, недавно родившиеся цыплята панически боятся проносимой над ними картонной модели коршуна (короткая «шея» силуэта впереди, длинный «хвост» сзади). Интересно, что они не реагируют на ту же модель, если она движется хвостом вперед, то есть, когда силуэт напоминает не хищника а, например, безопасного для них гуся. Что это, как не память о прошлом и определенный опыт, связанный со смертельной опасностью? С процессом воплощения обычно все понятно – если сотни и тысячи раз выбирался один и тот же облик, например, муравья, то его менять незачем. Но чем руководствуется душа в процессе перевоплощения – то есть смены одного облика на другой? К сожалению, современная наука не учитывает не только того, что основным актером в организме является душа, а еще и того, что она для своей функциональности использует тонкую материю и лишь потом плотную биологическую. Таким образом наряду с биологической эволюцией происходит и эволюция души. Взаимосвязь и взаимозависимость двух эволюций – биологической и духовной – это главные элементы того, что происходит на нашей планете вот уже почти 3,5 миллиарда лет и того, что мы называем жизнью, а процесс воплощений и перевоплощений являются неотъемлемым элементом духовной эволюции. Как я писал выше вот уже почти 3,5 миллиарда лет на нашей планете на ряду с биологической происходит духовная эволюцией, а воплощения и перевоплощения являются неотъемлемым элементом этого процесса. Таким образом, каждая душа развиваясь не только многократно воплощается, но и переживает ряд перевоплощений. Правда, этот процесс укрыт от нашего непосредственного восприятия и потому он так неоднозначен, чем, собственно, и вызывает многочисленные споры. Итак, поскольку процесс воплощений и перевоплощений происходит параллельно биологической эволюции, то можно утверждать, что наряду с усложнением организма происходит и усложнение структур души. Человек, являясь продуктом природы, хоть и именуется «венцом эволюции», также, как и все организмы, включен в этот процесс. Другими словами, духовные корни каждого из нас находятся в живой природе и каждая душа человека прежде, чем она уже воплотилась в этом облике, проделала длинный путь развития от простых форм ко все более сложным через воплощения и перевоплощения. Напомним различия между первым и вторым. Итак, процессе воплощений заключается в том, что душа после смерти организма многократно выбирает тот же самый облик. В свою очередь перевоплощение это процесс, при котором душа в какой-то момент после очередной смерти тела меняет привычный облик на иной обычно биологически более развитый. Мало того, процесс перевоплощений непосредственно связан с биологической эволюцией и зависит прежде всего от уровня развития души – то есть, чем он выше, тем она ищет более развитое по своему строению тело для жизни. Иначе говоря, эти два процесса подчинены диалектическому закону, говорящему о том, что новое качество зависит от количественных накоплений, в котором воплощения отражают аспект количества, а перевоплощения отражают новое качество – как души, так и нового организма, более развитого по сравнению с предыдущим, выбираемого душой в течение своей жизни. Что касается специфики процесса перевоплощений, то следует отметить, что в отличие от того, как это происходит в воплощениях, душа приняв новый биологический облик сталкивается с совершенно новой жизненной средой, а значит и ситуациями. Мало того, в первые свои воплощения в новом облике душа должна сначала освоиться с ним. Это несомненно занимает какое-то определенное количество времени. В процессе этого приобретается новый опыт жизни, соответствующий этому новому облику. Вместе с тем, чем выше положение организма на эволюционной лестнице, тем сложнее не только его центральная нервная система, но и поведение его обладателя - души - и потому процесс освоения нового облика происходит намного дольше. Это видно по детенышам многих млекопитающих, которые не в состояние достигать зрелого возраста самостоятельно. Им длительное время требуется постоянная опека. Пример человека в этом является особенно наглядным. Что касается процесса освоения нового тела, то понятно, что чем чаще душа воплощается в каком-то облике, тем быстрее она с ним осваивается, и тем лучше она ориентируется в среде, обстановке и обстоятельствах, связанных с этим обликом, который когда-то для нее был совершенно новым. Это подтверждается тем, что вопреки общепринятому мнению инстинктивные программы все же не всегда и не у всех животных являются изначально заданными и врожденными. Так этолог Ж.И.Резникова в ряде статей отмечала, что, например, среди так называемых «наивных» насекомых, животных и птиц - то есть тех, кто родился не в полевых, а в лабораторных условиях, далеко не все проявляли инстинктивные программы поведения, соответствующие его виду. Многие особи без специального обучения или перенимания опыта от собратьев или опекунов не были способны к полноценной жизни в дикой природе. А некоторых животных и птиц вообще не удавалось обучить некоторым типичным для их вида паттернам поведения, если обучение не происходило в определенный ранний период развития. Также известно, что в дикой природе молодняк часто не достигает зрелого возраста. Не ориентируясь еще достаточно хорошо в ситуации и не имея соответствующих навыков выживания, малыши совершают массу ошибок, которые приводят к их гибели. Даже у хищников чуть ли не половина детенышей гибнет по разным причинам в первые месяцы жизни. Те же, кто достигают зрелого возраста, уже намного более приспособлены к среде прежде всего интеллектуально и тем самым лучше осознают возможные опасности и своих естественных врагов. Поэтому можно предположить, что их души уже не первый раз воплощаются в данном облике и срабатывает сознательная или подсознательная память о возможных опасностях. Кроме того, этологи обращают внимание на разницу в интеллекте животных не только того же самого вида, но и среди членов одной семьи. Даже у хищников в одном мете одни малыши лучше ориентируются в обстановке, а другие хуже; одни уже осознают возможные опасности и стараются их избегать, а другие нет; одни или прячутся в возможных укрытиях, или стараются быть ближе к родителям, в то время как другие словно не замечают их и в результате часто гибнут. Казалось бы, что братья и сестры должны одинаково реагировать на те же самые опасности, но так, увы, не происходит. Впрочем, разница в интеллекте животных одного и того же вида, и даже одной семьи заметна не только специалистам, но и тем, кто постоянно имеет дело со своими домашними питомцами – не только с собаками и кошками, но и с домашними птицами, коровами, лошадьми и т.п. Они все очень разные по интеллектуальному уровню в рамках одного и того же вида. Мало того, уже есть сведения о различии интеллекта в рамках одного вида насекомых. Особенно это заметно у таких социальных насекомых, как муравьи. Например, рыжие лесные муравьи работают в бригадах, в которых руководит так называемый «координатор». Так в бригаде, которая ухаживает за колонией тлей на одной из веточек осины, кроме координатора можно выделить совершенно разных по функциям работников - "пастухов”, "стоpожей” и „транспортировщиков” (или как их еще называют „живых вагончиков”). Несмотря на то, что замечено, что рабочие члены этих гpупп пpи необходимости с большим или меньшим успехом могут заменять друг друга (например, пастухи сторожей), все же как ни странно последние с работой пастухов справляются довольно плохо - теряют капли пади. А вот транспортировщики к иной работе вообще не приспособлены. Главной интересующей нас особенностью, связанной с разделением труда в соответствии с квалификациями является то, что координаторы оказываются самыми универсальными работниками. Они заняты тем, что не под силу другим членам бригад – например, поиском новых колонии тлей и осуществлением связи между работающими группами. Более того, некоторые координаторы способны выполнять совершено разные задачи – сегодня организовывать работу рабочих муравьев, например, по выпасу тли; завтра по сбору фуража; послезавтра по переносу личинок в муравейнике и т.д., в то время как рядовые члены бригады способны только выполнять «распоряжения» такого «координатора». Рядовые рабочие обычно не способны переквалифицироваться с одного вида деятельности на другой, а уж тем более сами. В свою очередь интересно то, что координатор прежде, чем даст задание, например, по сбору фуража для муравейника, сначала сам исследует территорию, а затем уже работники собирают корм в соответствии с его инструкциями и делают они это достаточно оптимально – то есть в определенной последовательности от больших запасов на разных участках к меньшим так, как было «поручено» координатором. Это подробно описано в опытах уже упомянутой Ж.И.Резниковой Интересно также и то, что такой координатор способен без труда не просто переключаться с одной работы на другую, но еще и организовывать ее, а вот другие нет. Различие в интеллектуальном уровне координатора и обычных муравьев вполне очевидно. Как ни странно, но подобные аналогии прослеживаются и в человеческом сообществе. Например, известно, что из тридцати учеников в классе успевающих 3 - 4. Иногда 5. Остальные либо средние, либо получают низкие оценки. Конечно, нельзя утверждать, что успевающие ученики это уже прирожденные менеджеры и руководители, но разница в интеллекте заметна. Успевающие часто, что называется, «слёту» понимают и ориентируются в новой для них информации, а вот неуспевающие дословно не успевают за ней и для них многое из того, что для первых ясно как белый день, остается вне поля осознавания. Также хотелось бы обратить внимание на соотношение «интеллектуалов» и остальных. Так, обычная бригада рабочих муравьев насчитывает примерно до 8 -10 особей. Один из них главный - координатор. Кстати, в человеческом сообществе соотношения подобные. Примерно столько же солдат во взводе, рабочих в бригаде или учеников в дружине. Конечно, не все интеллектуалы становятся менеджерами или лидерами групп. Для этого кроме умственных способностей нужно еще и нечто другое, например, организаторские предиспозиции. Вместе с тем, последнее без первого обычно не действует. Что же касается соотношения менеджеров и простых работников, то в человеческом сообществе эти пропорции также сохраняются. Так в одном из социологических исследований 2012 года, посвященному ролевому распределению, предиспозиции лидера имели 9 человек из 100. Как видим, соотношение лидеров и других членов сообществ, как в животном так и в человеческом сообществе очень похожее. В природе масса примеров такого соотношения. Так, в стае гиеновидных собак обычная численность особей от 7 до 15. Руководит доминантная пара. В табуне зебр примерно столько же голов. И хотя большинство из них кобылы, поскольку табун складывается по гаремному типу и лидер один - самец-альфа, то среди кобыл существует строгая иерархия, в которой предводительствует старшая кобыла. В стаде слонов обычно тоже от 10 до 13 животных – старых, молодых и детенышей. Предводитель один – старшая самка. Кроме того, как утверждают этологи, среди социальных животных и не только среди них действуют достаточно сложные схемы и нормы поведения, которые обычно соблюдаются членами стада, стаи, табуна, прайда, семьи и т.д. Эти схемы существуют уже долгое время – миллионы лет - и по своему характеру они очень разные. Мало того, все схемы социального поведения, существующие в человеческом сообществе в той или иной форме являются лишь копией того, что уже давно присутствуют в дикой природе. Вообще, вопрос соотношения лидера и подчиненных, а также социальных схем поведения для нас в настоящий момент не самый важный. Важно другое - почему успевающие схватывают быстрее, чем остальные? Воспитание и гены это, конечно, немаловажная вещь, но давно замечено, что такие характерные особенности личности как темперамент, внимание, память и что главное - определенные наклонности и способности в большей мере являются врожденными. Два внешне идентичных близнеца, воспитывающихся и вырастающих в одних и тех же условиях, фактически являются совершенно разными людьми. У каждого свой темперамент, привычки, эмоциональные реакции и т.п. Обычно один проявляет способности к тому, к чему другой вообще может не проявлять интереса и наоборот. Так почему же одни более внимательны, более прилежны и более способны, чем другие? Учитывая то, что было сказано выше, сам по себе напрашивается вывод о том, что у более способных просто больший опыт в том, к чему у них проявляются способности и как видно этот опыт не ограничивается одним воплощением. Вообще, такие способности мы обычно так и называем «дарованиями» и считаем их врожденными, соглашаясь с тем, что они в большинстве своем возникают не в процессе развития или воспитания. Резюмируя хочется сказать, что в настоящее время не учитывается то, что душа это по сути огромный комплекс того, что происходит с ней не только в актуальном облике, но и того, что было с ней в прошлых воплощениях. Да, в отличие от многих представителей животного мира у человека нет непосредственной памяти об опыте из предыдущих воплощений, но вместе с тем существует огромный пласт подсознательной памяти о том, с чем сталкивалась душа в прошлых жизнях и чем она тогда занималась, в том числе будучи еще в облике животного. В связи с этим в актуальном воплощении часто проявляются сохранившиеся и перенесенные из прошлых некоторые навыки, наклонности, предрасположенность к чему-то и даже паттерны поведения, чего мы обычно не в состояние оценивать объективно, поскольку они для нас вполне естественны. Впрочем, мы так и говорим о них: «Это часть нашего естества». В процессе воспитания и накопления нового жизненного опыта они постепенно вытесняются и заменяются новыми, но это занимает определенное время. Их устойчивость является основной причиной того, почему многим членам нашего человеческого сообщества часто трудно совладать с теми наклонностями, которые еще срабатывают как атавизмы прошлого, а особенно с теми, которые не соответствуют нормам и правилам уже человеческого социума, тем более, если кто-то только начинает путь в человеческом облике. Поэтому человек несмотря на то, что является венцом эволюции и антропологически однороден, все же он наследует многое из того, что присуще представителям животного мира. Мало того, поскольку в природе существует не просто видовое разнообразие животных, а разделение на хищников и травоядных, то и духовные корни одних людей тянутся из мира хищников, а других из тех на кого эти хищники охотятся. Особенно хотелось бы выделить тех, кто в предыдущем воплощении не только был хищником, но кто только еще начинает свою жизнь в облике человека и еще не до конца освоился с нормами социума, в котором одной из самых главных заповедей является «Не убий!». Следует учитывать, что для хищников убийство другого животного так же естественно, как для нас намазывание хлеба маслом. Поэтому особенно трудно перестроиться тем, у кого агрессивные навыки прошлого еще сохраняются как атавизмы и часто активизируются на бессознательном уровне. Именно этим можно объяснить причины многих маниакальных убийств. Обычный человек часто ужасается тому, как кто-то может без зазрения совести убивать другого, а для таких насильников это может быть вполне обычное дело. Мало того, данные криминальных следствий часто свидетельствуют о том, что некоторых маньяков кровь жертвы, ее плачь и просьбы о пощаде даже подзадоривают и вызывают больший азарт. Конечно, необходимо отметить, что если не большинство, то многие члены человеческого социума все же стараются соблюдать нормы морали и права. И если маниакальных убийц в человеческом сообществе единицы на тысячи, то людей с агрессивными наклонностями все же достаточно много. Опять же соответствующие аналогии видны в дикой природе. Соотношение хищников и растениеядных демонстрирует это лучше всего. К примеру, в Масаи-Мара ежегодно во время сезонной миграции перемещается в среднем от 2 до 2,5 миллионов голов травоядных – зебр, антилоп, газелей Томпсона. В то время как хищников – львов, геен и других – около 10 000. То есть примерно на одного хищника приходится около 200 - 250 парнокопытных. В человеческом социуме, кстати, в среднем ситуация подобная. Например, в США в тюремном заключении пребывает в общей сложности около 2 миллионов человек, а численность всего населения американцев около 300 миллионов. В России около 1 миллиона заключенных на 144 миллиона человек. Иначе говоря, в среднем на 150 законопослушных граждан приходится как минимум один потенциальный преступник. Конечно, не все сидят за агрессивное поведение, а уж тем более за убийства. Часть преступников сидит за какие-то другие преступления, например, экономического характера, которые не связанны с насилием. Конечно, сравнение соотношения хищников в дикой природе и преступников в человеческом сообществе достаточно относительно, поскольку безусловно не все заключенные являются по природе хищниками, а значит и потенциальными убийцами, тем не менее соотношение, как мне кажется, весьма показательно в том плане, что среди нас еще много людей с дикими животными инстинктами. И если в дикой природе хищники и нехищники достаточно хорошо распознаваемы по внешнему виду, то в человеческом сообществе все антропологически подобны и трудно понять кто есть кто. Так нередко получается, что человек с внешностью вызывающей опасение может оказаться добрейшим человеком, а красавец с лицом и манерами поэта-романтика садистом. Кроме того, говоря о криминальной статистике, следует учесть и то, что не все люди с агрессивными наклонностями пребывает в изоляции. Склонность к насилию время от времени проявляется в определенных ситуациях, но не всегда фиксируется органами правопорядка и потому не всегда наказуема. А вообще, как это ни странно, но считается, что в среднем насилие в той или иной степени проявляется чуть ли не в каждой четвертой семье. Также необходимо отметить еще и то, что достаточно большой процент проявления насилия в подростковой среде. Откуда столько агрессии у человека – так называемом «венце эволюции», как не из дикой природы, проявляемой в качестве атавизма? Также необходимо отметить и то, что корни человеческой агрессии не обязательно могут быть продолжением именно хищнических инстинктов. Среди представителей парнокопытных также много проявления агрессии по отношению к своим собратьям особенно между самцами, поскольку существует постоянное соперничество за обладание самками. У них может не быть непосредственных интенций убить соперника, но во время поединков кровь льется довольно часто. То есть, определенная степень агрессии у них также является неотъемлемым элементом их жизни. Впрочем, известно, что у многих мальчиков подросткового возраста, а особенно в период полового созревания, степень агрессии достаточно высока. Что это, как не соответствующий паттерн поведения, корни которого упрятаны в животном прошлом? Вместе с тем, как уже упоминалось выше, у стадных животных тоже есть свои определенные нормы поведения, которые обычно строго соблюдаются членами социума. И тех, кто-то этих норм не придерживается, сначала пытаются воспитывать, а если это не помогает, то его просто изгоняют из стада. И как уже отмечалось ранее, этологами уже давно замечено, что абсолютно все схемы социального поведения в нашем человеческом сообществе имеют свои аналоги в живой природе. Вернее, наоборот - мы ничего своего, собственно, не придумали. В нашем социуме все эти схемы приобрели иное выражение. Они стали более сложны и более изощренны по сравнению с тем, что уже существует пару миллионов лет в дикой природе. Вместе с тем, их принципы все те же. Так что, как бы это не звучало странно, но еще не все люди являются людьми. Увы, но среди нас еще достаточно много нелюдей с животными инстинктами. И пока кто-то твердо усвоит общечеловеческие моральные и нравственные нормы, а заповеди станут для него нормой жизни, его душа должна пройти не одно воплощение в человеческом облике, что, конечно, требует времени. Как видим, несмотря на то, что антропологически мы все относимся к одному виду homo sapiens, но все же прошлое каждого из нас разное. Кто-то в прошлом был хищником, кто-то травоядным, а кто-то вообще паразитом. Кто-то уже является человеком не одно воплощение, а кто-то только начинает жизнь в этом облике. И это тоже одна из причин того, почему мы все такие разные и почему такая трудная и часто опасная жизнь среди людей. Но поскольку назад в прошлое обычно дороги уже нет и считается, что все равны перед законом, то каждый все равно вынужден приспосабливаться к нравственным нормам человеческого социума. Понятно, что в дикой природе агрессия это вынужденое и обусловленное явление, поскольку нужно не только самому выжить, но и вырастить потомство, а значит нужно постоянно кем-то питаться. Кем-то это значит другими организмами. Так что агрессия и убийство в природе является условием существования и никто в этом процессе не является исключением. Правда, в отличие от дикой природы только человек может изменить свою жизнь – в какой-то момент отказаться от агрессии и стремиться быть совершенным, стараясь быть исключительно благотворным и излучать только любовь. Умную Любовь! А это качество вырабатывается лишь через индивидуальный опыт; через собственную боль и собственные страдания; через сострадание к боли ближних и других; через ответственность за самого себя перед ними и за них. Не иначе. В определенный момент, уже сознательно следуя по пути совершенства, такая душа достигнет его и после очередной смерти организма она уже перестанет вращаться «в колесе сансары», как любят сравнивать нашу жизнь приверженцы индуистских религий. Перестав воплощаться и перевоплощаться она выйдет из циклов смертей и рождений, и слившись с Ним – с Абсолютом, станет Его интегральной частью. И тогда, ей уже незачем будет возвращаться на Землю. А на ней и на других планетах Вселенной оставшиеся несовершенные души продолжат свой путь воплощений и перевоплощений, пока и они в свое время не достигнут облика человека, не осознают Абсолютный смысл и в какой-то момент не достигнут совершенства. Но придет момент и они сольются с Ним – Инициатором Вселенной, нашей планеты, невероятно разнообразного царства животных и человека - еще далеко несовершенного «венца биологической эволюции», лишь в облике которого можно достичь необходимого духовного совершенства. Духовное совершенство это пропуск домой к Нему – источник, из которого мы все когда-то вышли и к которому мы должны неминуемо вернуться, пройдя долгий и нелегкий путь совершенствования через воплощения и перевоплощения. Александр Ом Сентябрь 2014 года. |
|
Всего комментариев: 2 | ||
|