15:43 Cокровища корабля Гросвенор: Трон для Нептуна |
15 июня 1782 года в порту Тринкомали провожали грузопассажирское судно Ост-Индской компании «Гросвенор», отправляющееся к берегам Англии. На его борту находились офицеры и чиновники, закончившие работу в колонии, многие из них были с семьями. Кроме людей, «Гросвенор» вёз в специально оборудованной каюте очень ценный груз. Капитан рассчитывал благополучно обогнуть мыс Доброй Надежды и через три недели прибыть в порт назначения. Но этого не произошло. Сокровища, так и не потрясшие Англию Тогда наличие на корабле ценного груза держалось в большом секрете. Только капитан Коксон знал о содержимом ящиков в потайной каюте. Он позволил себе лишь однажды намекнуть в письме супруге о том, что везёт сокровища: «Я скоро прибуду с сокровищем, которое потрясет всю Англию». И он не лукавил. На борту находилось 19 ящиков алмазов, рубинов, сапфиров и изумрудов на сумму 517000 фунтов стерлингов, золота в слитках на сумму 420000 фунтов стерлингов, монет на 717000 фунтов стерлингов и 1450 слитков серебра. Но главной ценностью было не это. Из колонии в Англию переправляли восьмое чудо света — легендарный Павлиний трон из резиденции Шах-Джахана, Великого Могола. Правление Шах-Джахана прославилось возведением Тадж-Махала в Агре, Соборной мечети в Дели, но самым ярким достижением стал Павлиний трон. Это было настоящее произведение искусства индийских ювелиров: золотой трон с двухметровой спинкой, инкрустированной драгоценными камнями. По бокам трона располагались два павлина, хвосты птиц были так же щедро усыпаны драгоценными камнями, но не беспорядочно, а повторяя природный рисунок. Золотой балдахин опирался на 12 золотых стоек, а огромный, в 100 каратов, кроваво-красный рубин завершал это великолепие. Павлиний трон считался священной реликвией и тщательно охранялся от глаз иноверцев. Лишь одному из них однажды довелось увидеть это чудо. Этим человеком был французский ювелир Тавернье, впоследствии оценивший артефакт в 6 млн. фунтов стерлингов. Он уверял, что никогда в жизни не видел ничего подобного. Кораблекрушение Капитан был спокоен и чувствовал себя уверенно, команда работала слаженно, пассажиры были дисциплинированны и не доставляли особых хлопот. Единственное, что немного омрачало путешествие, — это переменчивый ветер, который то ускорял ход корабля, то заставлял его стоять на месте. Ну и, пожалуй, груз ответственности за перевозимые сокровища торопил капитана домой. Казалось бы, ничего не предвещало трагедии. 4 августа 1782 года выдалось солнечным и тихим. Ненавязчивый ветер был попутным. По прикидкам капитана, «Гросвенор» уже пересёк Индийский океан и находился в 100 милях от восточного побережья Южной Африки. По всем расчётам, к вечеру следующего дня должен был появиться мыс Доброй Надежды. Но неожиданно ночью погода испортилась и начался шторм. Капитан в уверенности, что корабль находится на безопасном расстоянии от берега, не стал принимать каких-то серьёзных мер, он просто велел убрать паруса и назначил дополнительных матросов нести вахту. Утром следующего дня, пока пассажиры ещё спали, прямо по курсу корабля неожиданно появился мыс. Вахтенный немедленно сообщил об этом капитану. В панике тот выскочил на палубу и стал отдавать приказы, пытаясь повернуть судно против ветра, но оно уже накренилось и его неудержимо несло на рифы. Вскоре раздался страшный треск и грохот — корабль получил большую пробоину и стал тонуть. Кому-то из команды удалось бросить якорь и закрепить канат за выступ рифа. Люди, цепляясь за него, перебирались на риф, но многие из них срывались и тонули в бушующей воде. Когда утром шторм слегка поутих, подсчитали потери. Оказалось, что из 350 человек, находившихся на корабле, в живых осталось 123 человека, в том числе 20 женщин и детей. Под толщей воды Какой бы тайны ни делали из фуза «Гросвенора», всё равно слухи о сокровищах достигли Америки и Европы. И спустя пять лет к месту гибели судна потянулись любители наживы в надежде добыть со дна сказочное богатство. Но море продолжало хранить свою добычу. В 1800 году англичане Александр Линдсей и Сидней Тёрнер наняли 30 ныряльщиков-малайцев и стали обследовать место катастрофы. Небольшой улов они всё же поимели. Однако около 1000 золотых и серебряных монет и немного колец смогли лишь частично покрыть их расходы. На том экспедиция и закончилась. Более серьёзное мероприятие по поиску сокровищ было поручено капитану Баудену адмиралтейством Великобритании в 1842 году. Его задачей было, используя силу прилива, разработать план подъёма судна. С этой целью на место катастрофы направили военный корабль, на борту которого находились военные инженеры — специалисты по глубинным работам. На все это ушёл почти год. Экспедиция не смогла добраться до сокровищ — затонувший корабль был наполовину занесён песком. Однако удалось выяснить точное место нахождения судна под водой — в глубоком котловане между двумя рифами. К тому же со всех сторон корабль был окружён подводными камнями. Доложив начальству, что подъём судна со дна невозможен, и передав его точные координаты, военный корабль убрался восвояси. К сожалению, целый год кропотливого труда Баудена пропал даром. Его последователям пришлось заново отыскивать корабль. В 1905 году был учреждён специальный синдикат по подъёму «Гробвенора». Синдикат предлагал своё решение этой задачи. От берега к судну надо проложить канал, по нему-то корабль и подтащить к суше. Для реализации этого плана в место гибели «Гросвенора» были снаряжены три судна, оснащённые современной техникой. Однако попытки сделать канал усложнялись постоянными наносами песка из-за частых штормов. То есть все, что было сделано сегодня, завтра оказывалось погребённым под новой толщей песка. Немного повезло искателям лишь в 1906 году, когда удалось добыть 250 золотых монет и 13 пушек. Под предлогом, что сокровище уже совсем рядом, синдикат собрал с пайщиков деньги и приобрёл землесосный снаряд. Но сила прибоя оказалась мощнее новомодной техники. Убрав тонну песка, рабочие взамен получали две тонны от моря. А после гибели двух водолазов и выплаты их семьям офомной компенсации совет директоров признал предприятие безнадёжным и убыточным. Так синдикат закончил своё существование. Последние метры Сокровища «Гросвенора» продолжали будоражить умы кладоискателей. И вот в 1921 году американским миллионером Питом Крайном была организована очередная контора по добыче золота с погибшего корабля. Трудно сказать, что двигало миллионером: жажда наживы или ему не давали покоя лавры Шлимана, раскопавшего Трою. Было решено снова прорыть тоннель с берега до остова корабля и пробираться к сокровищам снизу. Для реализации этой задачи к месту катастрофы прибыла целая флоталия. Первые 40 м тоннеля уходили под землю под большим углом до той точки, откуда он мог проходить горизонтально, параллельно морскому дну. Породу из него удаляли с помощью взрывчатки. Когда удалось пробить первые 210 м породы, стало ясно: днище «Гросвенора» находится всего лишь в нескольких метрах, что подтверждали пробы фунта, в которых были обнаружены частички тикового дерева и свинца. Два года велись работы по прокладке тоннеля, но он трижды рушился. За это время были потрачены немалые средства, в том числе и на жильё рабочим, складские помещения. Кроме того, место гибели судна находилось в 130 милях от железной дороги, и доставку необходимого оборудования порой приходилось ждать по три месяца. И вот когда до желанной добычи оставались считанные метры, разразился кризис, денежные фонды синдиката были исчерпаны, работы прекращены. А время сделало своё дело — координаты «Гросвенора» были утеряны. Но экспедиции в те места продолжали идти одна за другой. Они то находили корабль, то теряли его. Интересно, что в одной из них принимал участие знаменитый писатель Артур Конан Дойл, правда, удача не улыбнулась и ему. Надо сказать, что «Гросвенор» до сих пор притягивает к себе охотников за кладами. Последние 50 лет чаще всего поисками сокровищ промышляло местное население, но добыча их была небогатой: монеты и ювелирные украшения. Недавно со дна были подняты ещё несколько пушек и медная дощечка с именем одного из погибших пассажиров, что является очередным доказательством того, что на дне лежит именно «Гросвенор». И, конечно же, там, где есть сокровища, пусть даже потенциальные, появляются и их «владельцы» с весьма сомнительными правами. И каждый из них имеет на руках документы, подтверждающие исключительное право. Так, например, на Павлиний трон претендует король Пондоланда — места, где произошла гибель корабля. Может быть, поэтому, несмотря на современные технические достижения, власти не торопятся поднять «Гросвенор». Ведь по справедливости придётся вернуть нафабленное колонизаторами единственному законному владельцу — народу Индии. Всего с момента гибели корабля со дна было поднято порядка 800 золотых монет и около половины пушек. Но основное сокровище и его тайну Индийский океан хранит до сих пор. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |