13:00 Готовы ли мы к смерти близких? |
Главное, о чем каждый из нас должен задуматься: насколько ты готов к смерти? Не своей. Здесь все понятно. Надо оставить свои грехи. Надо все жизненные ошибки исповедать и к ним больше не возвращаться. Читать литературу. Задавать вопросы священникам. Ездить в монастыри. Беседовать со старцами о вечной жизни, о своем переходе. Но готовы ли мы к смерти близких? Потому что для нас, особенно для людей невоцерковленных, это чрезвычайно тяжело. В момент смерти близкого человека уже бесполезно открывать книгу А.И. Осипова «Посмертная жизнь души» или какую-то другую. Утешение там искать невозможно. А могил-то прибавляется. И будут прибавляться. И рядом с нами будут уходить люди. И близкие, может быть, раньше нас. Отодвинь, Господи, этот день! Насколько мы готовы к этому – вот что важно. Сама боль невыразима, когда человек при потере сына почти слепнет, теряет слух. У него окаменевшее лицо от горя, остановившиеся глаза. Церковь нас к потерям готовит заранее. И очень важно быть готовыми. Потому что это горе, это боль, если ты не готов – она не позволит состояться самому главному. Не позволит молиться. А нашим близким только это и нужно. Мы с вами прекрасно знаем, что человек остается жить, что такими же глазами смотрит на те предметы, которые только что его окружали. Но раньше он смотрел из своего тела, а теперь смотрит рядом со своим телом, которое вдруг в один момент стало уже ненужной одеждой. Рука Божия ведет человека по жизни и определяет, сколько нам всем нужно жить. И этого нельзя понять, если ты не готов, если ты не открыл себя для проповеди Церкви в отношении вечной жизни. Я вам сейчас скажу такую вещь: у живого могилы быть не может. Что такое могилы наших родственников, которые мы посещаем, на которых мы совершаем панихиды, на лавочках сидим, тихонько плачем, разговариваем с ними? Это место, где лежит дорогая нам одежда близкого человека. А он сам жив, жив в такой высокой тайне, которую постичь невозможно. Вот он переходит, оставляет эту одежду. А себя ощущает точно таким, как мы, – и вдруг нас с вами никто не видит! Вроде все нормально. Но мы ни к кому обратиться не можем, сказать, дотронуться. Вы представляете, какое смятение вдруг, какой шок? И что человек начинает испытывать? Да, в это время, учит нас Церковь, по Промыслу Божиему к тем, кто переступает эту черту, являются родственники, являются светлые Ангелы для того, чтобы поддержать. Я надеюсь, что все-таки мы успеем. Дай нам, Господи, время на покаяние – подойти к последнему дню своей жизни. Человек находится в состоянии смятения. Можно представить, насколько ему нужна помощь! И не только тех родственников, которые перешли в вечную жизнь до новопреставленного, но и тех, кто остался в живых. Ведь эта «вечная память», которую провозглашает Церковь, касается не только таинственного пребывания близких в той области, где есть Бог. Но она касается и памяти нашей о той вечности, в которую перешел новопреставленный. Ему можно ухватиться за благодать. Только она может поддержать его и быть опорой. Но если этой молитвы нет, мы с вами не можем представить, насколько им, ушедшим, было бы тяжело. Что у нас получается? Мы любим родственников. Любим до того, что нам без них и жизнь не нужна. Получается парадоксальная ситуация. Наша любовь к покойному упирается только в земную потерю. Никуда не идет дальше и не может оказать ему никакой поддержки. Она является уже для него бесполезной и нежелательной, а для родственников – убийственно смертельным чувством. Всю любовь в течение всей жизни мать и отец отдают своему ребенку. И вот по Промыслу Божию уходит ребенок туда, ввысь. И всю любовь нужно отдать и вложить до упора. Не в слезы, когда человек так плачет, что уже слез просто нет. А в молитву. Всего себя, всю любовь вложить в молитву. Насколько нужна молитва за покойного, какую силу имеет эта молитва! Я думал о громадной ответственности священника, о той власти, которой Господь наделяет его. Сколько у нас власть имущих! Но ни у кого нет такой власти, как у простого, казалось бы, сельского батюшки. Молитва, которую поручила ему Церковь совершать, не только утешает тех, кто на земле. Она проникает ввысь, в вечную жизнь. Такой властью не обладает никто. Только священнослужители, которые облечены благодатью рукоположения. Вот как помогает молитва о наших усопших, о наших покойных, которую мы совершаем не только на кладбище, но и в церкви, поминаем их дома! И все переживания, которые, как течение реки бурное, порой смертельно опасное, все сметающее на своем пути, течение этого горя, боли нужно направить сознательно, усилием воли только в одно место – в молитву о покойном. И тогда наша скорбь не будет нас убивать. Нам тяжело. Но наша боль, которую мы здесь испытываем, претворится в благодать там, для наших покойных. И принесет великую пользу. Какова же громадная сила Духа Святаго заключается в песнопениях панихиды! Мы многого не замечаем. Но именно панихида, именно молитва, особенно общая молитва, является и проповедью, и утешением, и силой для тех, кто теряет своих родных, близких людей. Сегодня я в очередной раз напоминаю о том, как нам нужно слушать нашу Мать Церковь, верить ей еще до того, как наступит час испытаний. Да, у нас есть поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». И есть определенная доля правды в этих словах. Только у нас, у русских, поговорки какие-то все трагические. Когда грянет гром – ох, как трудно креститься! Нам бы заранее. Если уж о поговорках заговорили, то надо готовить сани летом. Это ведь наша подготовка. Это наш взгляд в вечную жизнь, туда, вверх от нашей земной обыденности, горизонтали, если хотите, от наших грехов. Всем нам известный и любимый батюшка старец Иоанн (Крестьянкин) в завещании своим духовным чадам и нам всем говорил: «Дети, любите друг друга, молитесь за живых и за мертвых. Прошу ваших молитв. Бог в помощь, братья и сестры!». |
|
Всего комментариев: 4 | ||
|