12:24 Истуканы острова Пасхи, Чили . |
Остров Пасхи поразил меня с той минуты, когда я сделал первый шаг по полю местного аэропорта. Нереальная насыщенность цвета вокруг! Ощущение, что попал в какой-то диснеевский мультфильм. Второй раз я был ошарашен, когда ближе к вечеру мы с Димой, поехав осматривать остров, выбрались на берег Тихого океана. Голова решительно отказывалась воспринимать реальность местной цветовой палитры. Естественно, мы не удержались от попыток что-то снять в первый же вечер. Однако бдительные смотрители, увидев нашу технику, предложили для начала получить официальное разрешение на съемку. Местные жители очень трепетно относятся к сохранности каменных истуканов острова Пасхи — Моаи. За любой вред статуям можно угодить в местную тюрьму. Утром следующего дня мы приехали в офис Управления национального парка. Директор отсутствовал, и его коллеги предложили нам для начала заполнить заявку на проведение съемок — листов 5 текста на испанском. Испанский язык мы знали плохо. Только фразы «привет», «до свидания» и «принесите счет». Примерно через полчаса на небольшом мотоцикле подъехал директор — мистер Хуту. Выслушав нашу просьбу, Хуту объяснил порядок получения разрешения — заполнить те самые листы на испанском, отсканировать, выслать на почту и ждать ответа 10-15 дней. У нас был в запасе только 1 день... В этот момент Диме пришлось использовать свой дар убеждения по максимуму. Он рассказал мистеру Хуту о нашем некоммерческом проекте и показал на ноутбуке примеры панорам. Не вдаваясь в подробности, скажу, что через 10 минут мы получили официальное разрешение на съемки. Хуту оказался очень необычным чиновником (пока в нашей практике таких еще не встречалось) — он не побоялся взять на себя ответственность и выписать разрешение. Даже не взял с нас денег за съемку. Его условия: нас везде должен был сопровождать местный рейнджер — молодой парень по имени Кава. Кроме того, мистер Хуту просил прислать копию отснятых материалов — сказал, что фотографии будут использовать для обучения местных школьников. Не теряя времени, мы помчались снимать. Кава по началу относился к вертолету немного настороженно, но после нескольких взлетов заразился нашим азартом и активно включился в процесс. С этого момента мы перестали смотреть в карту, а только следовали его указаниям. При виде Кавы обычно грозные охранники расплывались в улыбке и старались показать нам лучшие точки для съемки. К нашему изумлению, на известном своими достопримечательностями острове Пасхи оказалось не так уж много древних статуй, стоящих в полный рост. Большинство из них лежат в той или иной позе. Чаще всего, как сказал один из известных блогеров, "мордой в салат". Часть Моаи отреставрировали и зацементировали в церемониальные площадки (Тонгарики, Анакена, Тахай, Аху Акиви). И только в одном месте, на склонах вулкана Рану Рараку, древние истуканы производят самое аутентичное впечатление. Вросшие в землю по плечи огромные фигуры... Моаи разной степени законченности, в том числе еще не отделенные от стен потухшего вулкана. Большинству туристов эти виды не доступны, так как передвигаться по территории парка можно только по специально проложенным дорожкам. Нам приходилось проявлять чудеса пилотажа, чтобы отснять то, что простые туристы не могут увидеть. Только сверху оказалось возможно оценить масштабность «фабрики истуканов», которых вырезали тут же из вулканической породы стен кратера. Так что можно сказать, что нам удалось чуть-чуть приоткрыть тайну острова Пасхи. К сожалению, вначале нам не очень повезло с погодой. Первый из двух дней, отведенных на съемку, был пасмурным и довольно скупым на солнце. Следующим утром, перед отлетом с острова, нам пришлось работать очень напряженно, чтобы заново переснять основные места расположения древних статуй. Конечно, двух дней мало, чтобы вдумчиво осмотреть этот небольшой клочок земли, затерянный в Тихом океане. Но наше трехнедельное путешествие по Перу и Чили уже подходило к концу, и мы не могли больше задерживаться на острове. На острове Пасхи меня поразили не только овеянные легендами фигуры Моаи, но и небольшой ресторанчик для местных жителей на берегу залива, где я вкушал свежайшую рыбу с названием, не имеющим аналогов на нашем языке. Готов вернуться на остров в любой момент, чтобы отведать ее снова. А теперь немного информации об острове За годы работы команде AiPpano доводилось снимать множество удивительных мест планеты, но вряд ли что-то сравнится с островом Пасхи. Самый удаленный из обитаемых островов мира, на своих 163-х квадратных километрах он собрал рекордное количество до сих пор неразгаданных загадок. Одной-единственной из них было бы достаточно, чтобы дать пищу для традиционных фантазий. Но если рассмотреть все эти загадки вместе, в одной цепи — фантазия перестает казаться вымыслом. Уж слишком необычен этот остров. Уж слишком много здесь явлений, совершенно не свойственных ни данному региону, ни данным народностям. Помимо названия «Пасхи», данного ему благочестивым голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, у острова еще минимум восемь имен: от «Те-Пито-о-те-хенуа», что в переводе значит «пуп земли» — до «Мата-ки-те-Раги» («глаза, смотрящие в небо»). У местного населения, рапануйцев, чья численность не превышает 4 тысяч человек,— богатейшая и совершенно уникальная мифология. Более того: только здесь во всем полинезийском регионе существовала письменность. И, наконец, главная достопримечательность острова Пасхи: знаменитые статуи Моаи. Это монолиты из спрессованного вулканического пепла, чей вес иногда превышает 20 тонн, а высота достигает 20 метров. Всего на острове Пасхи — 997 таких статуй. Единственный вопрос, на который удалось ответить ученым (в первую очередь, благодаря эксперименту известного норвежского путешественника Тура Хейердала) — каким образом статуи, изготавливавшиеся в каменоломне, перемещались затем по всему острову при отсутствии технических достижений современности. Как оказалось, это — не так уж сложно: современные рапануйцы продемонстрировали самодельные передвижные приспособления из камней и бревен. Но это совершенно не раскрывало тему, зачем были нужны Моаи вообще и кого они изображали. Вытянутые головы не слишком похожи на привычного homo sapiens. Свою версию высказал швейцарский писатель Эрик фон Дэникен. По его мнению, когда-то на остров из-за поломки космического корабля попали пришельцы. Ремонтируя звездолет, они развлекались, ваяя собственные бюсты. Именно поэтому у Моаи такие нечеловеческие вытянутые лица. Не случайно и одно из названий острова — «глаза, смотрящие в небо»... А потом, починив корабль, космические гости улетели, оставив многие статуи незаконченными. Философ и оккультист Елена Блаватская считала, что остров Пасхи был частью мифической страны Лемурии. В ней, помимо лемурийцев, жили еще и атланты — жители, спасшиеся с затонувшей Атлантиды. И те, и другие были гигантами от 7 до 18 метров. Поэтому для них изготовить и установить 10-метровых истуканов им не составляло труда. Не менее интересна (и так же до сих пор не разгадана) причина путешествия на этот отдаленный остров одного из вождей древних инков. И не какого-то рядового вождя, а правителя Империи в эпоху ее расцвета, чей отец выстроил самый знаменитый памятник Перу — комплекс Мачу-Пикчу. Если же завершить описание острова наличием здесь уникальной древней письменности — не только не похожей ни на что в мире, но и до сих пор не расшифрованной учеными, в сочетании с невероятным культом «человека-птицы», не известным нигде более на планете, все становится на свои места. А вдруг именно вам, рассматривая фото с острова Пасхи или путешествуя с помощью наших панорам, все же удастся найти ответы?.. |
|