14:30 Издевательства над детьми: о чем молчат родители? |
Если ваш ребенок ходит в школу или детсад - не исключено, что однажды он может пожаловаться на то, что подвергается насилию - физическому или психологическому. Защищать права своего ребенка вам, возможно, придется самостоятельно: против вас могут объединиться не только работники детсада или школы, но и родители других детей. Однажды трехлетняя Катя (имя изменено), придя в гости к своей бабушке, начала бить кукол. Бабушка спросила у мамы Кати, 27-летней киевлянки Натальи (имя изменено), об условиях в детском саду, но Наталья была уверена, что там все хорошо. "Я не связывала ее перепады настроения или случаи агрессии с детсадом. Воспитательница мне в лицо улыбалась", - рассказала Наталья. Катя на прямые вопросы о том, бьют ли детей в садике, не отвечала, а потом сказала: "меня не бьют, а "ударяют" - по лицу, по ягодицам", - цитирует дочь Наталья. Когда она позвонила родителям других детей, оказалось, что такие случаи не единичны, но дети говорили, что им запретили рассказывать об этом родителям. Недетские проблемы Школа, к сожалению, защищает не детей, а педагогов. Система построена так, что защищает себя сама Марианна Евсюкова, юрист Только за первые четыре месяца 2013 года на Национальную детскую горячую линию Международного женского правозащитного центра Ла Страда поступило около 1500 звонков, касающихся физического, нравственного, сексуального или экономического насилия в детских коллективах, - рассказала Алена Кривуляк, консультант горячих линий. Однако, как сообщила нам юрист того же центра Марианна Евсюкова, судебные дела против педагогов, которые совершали насилие над детьми- явление очень редкое. "Школа, к сожалению, защищает не детей, а педагогов. В нормальном правовом государстве должны быть механизмы обжалования поведения учителей. Круговая порука не соответствует демократическим идеалам. Система построена так, что защищает себя сама", - сказала госпожа Евсюкова. В таких случаях всегда нужно тщательно выслушивать обе стороны конфликта, потому что иногда заявления о насилии над детьми могут быть элементом игры ребенка или родителей против педагога, - предостерегает детский и семейный психолог, член Ассоциации психологов Украины Ольга Сташук. Именно это и хотела сделать Наталья. Молчание мам и пап Советы психолога Психолог горячих линий Ла СтрадаЮлия Жаворонкова Как определить, что у ребенка есть проблемы в учебном заведении: Ребенок подавлен, не хочет идти в садик или школу, или же начинает прогуливать уроки. Ребенок дошкольного или младшего школьного возраста перестает играть, как всегда; замыкается в себе - например, садится в угол, обхватывает руками колени и думает о чем-то своем. Подростки часто становятся агрессивными к родным, особенно если сказать о своей проблеме родителям не могут, а при этом чувствуют себя незащищенными. Поэтому они часто "сгоняют зло" на младших братьях или сестрах. Как реагировать родителям: Обращать внимание на любые нестандартные проявления ребенка, узнать, почему он не хочет ходить в школу или садик. Если родители будут в ответ на жалобы ребенка советовать "не обращать на это внимания", то в следующий раз ребенок просто ничего вам не расскажет. Надо признавать, что ребенок в определенных вопросах самостоятелен, может делать определенные шаги, но в случае необходимости - его защитят. Выяснить, что же происходило в детском саду, к директору детского сада вместе с ней ходили еще пятеро родителей. Но вскоре оказалось, что почти все они отказались от своих показаний и не стали писать заявлений ни в милицию, ни в прокуратуру. Однако Наталья все-таки обратилась в Управление образования с просьбой проверить, насколько педагогическими являются методы воспитателя ее дочери. В заключении комиссии Управления образования о ситуации в детском саду, которое получила Наталья, сказано, что "Факт непедагогического влияния на других детей со стороны воспитателя, их избиение установить невозможно при отсутствии медицинских заключений и жалоб родителей". Сейчас это дело расследует прокуратура. Заведующая детсада, где произошел инцидент, заверила, ни один факт якобы издевательств над детьми не подтвердился. "Родители оформили протокол, написали обращение о том, что ни один из родителей ничего подобного не зафиксировал. Детей спрашивали - никто не плачет, от воспитателей не убегает, все улыбчивые", - заверила она в телефонном разговоре. По словам заведующей, родители на собрании "не очень хорошо говорили об этой маме". Как оказалось, такая реакция является типичной для родителей детского коллектива. Мы пообщалась еще с двумя родителями, которые считают, что их дети подверглись физическому насилию со стороны воспитателей или учителей, и которых родители других детей так же просили "не давать делу хода". Почему же родители чаще поддерживают систему, чем собственных детей? Родом из прошлого В советские времена, если с ребенком что-то случалось - считалось, что виноват сам ребенок Юлия Жаворонкова, психолог Ла Страда По мнению психолога Ольги Сташук, эта проблема имеет глубокие корни, поскольку наказание как воспитательный метод применялось очень давно и долго, и поэтому родители оправдывают физическое насилие. Именно такую реакцию других родителей встретила и Наталья, в детском саду. "Одна мама сказала "Ну и что, я свою дочь тоже могу ударить, если она по-другому не понимает", - говорит она. Советы юриста Юрист Ла Страда Марианна Евсюкова Сначала следует выяснить ситуацию с учителем и руководством школы Написать письма в управление образования и районную службу по делам детей При признаках физического насилия - немедленно обращаться в органы внутренних дел. Зафиксировать побои, для чего нужен вывод судебно-медицинской экспертизы. Это - неотъемлемые доказательства в уголовном деле. Современные родители предпочитают не вмешиваться в "детские проблемы", потому что когда они сами еще ходили в школы и детсады, проблемы детей вообще не обсуждались, напоминает психолог горячих линий Ла Страда Юлия Жаворонкова. "Родители не хотят лишних хлопот. Они думают примерно так: "у меня - работа, я работаю с утра до вечера, я и так занят. Пусть ребенок выплывает сам, надо учиться жизни". В советские времена, если с ребенком что-то случалось - считалось, что виноват сам ребенок", - говорит она. Чужая хата с краю Когда конфликтная ситуация касается чужого ребенка, родители предпочитают либо сохранять нейтралитет, либо принимают сторону педагога. "Они считают, что если их ребенку хорошо, то защищать другого ребенка нет смысла. Выражение "Моя хата с краю" до сих пор остается актуальным", - указывает на менталитет украинского общества госпожа Жаворонкова. "Хата с краю" - это и защитный механизм, считает госпожа Кривуляк. "Любая мама сделает все, чтобы защитить своего ребенка, чтобы учитель не начал злиться и на нее тоже. Родителям гораздо легче поддерживать эту систему такой, как она есть, чем пойти против одного такого учителя" - говорит она. Другая причина, почему родители не критикуют случаи насилия в отношении детей - сохранение места в престижной секции или кружке, а также налаживание хороших отношений с педагогом или руководителем спортивной или музыкальной секции, говорит психолог Ольга Сташук. Страшно жить в мире, где за тебя никто не постоит, никто не защитит твои права. Наталья, мама Кати Наталья рассказывает о том же: "Одна из мам знала о таких нарушениях, за которые детсад могли бы закрыть, но она сказала, что от этого у нас будет еще больше проблем. Некоторые родители еще с февраля знали, что других детей бьют, оскорбляют, но ничего не делали, потому их ребенка не обижали. Я думаю, что их ребенок тоже является жертвой, потому что он становится свидетелем этого". С этим согласна и госпожа Сташук. "Если насилие является нормой и за это нет никакой ответственности - становится страшно жить в мире, где за тебя никто не постоит, никто не защитит твои права. Взрослым такой человек будет закрываться, и не будет искать справедливости", - говорит она. Так считает и папа Кати, рассказала нам Наталья: "Мой муж уверен, что я ничего не добьюсь, особенно если родители противодействуют честному расследованию этого дела. Мы - семья, я не могу идти с ним в конфликт, я не могу тратить время и ходить по судам, поскольку один в поле не воин", - констатирует она. Такой подход к жизни психолог Ольга Сташук считает депрессивным. "В обществе страшно жить", - говорит она. "Страшно жить" История физических наказаний в школах Великобритании Физическое наказание учащихся в государственных школах Великобритании парламент объявил вне закона в 1987 году. Для частных школ Англии запрет начал действовать в 1999 году. Последней ввела запрет Северная Ирландия в 2003 году. Согласно инструкции министерства школ, учителя имеют законное право применять силу в целях самообороны, и обвинение в применении чрезмерной силы не может быть причиной для автоматического отстранения от работы. Последний из исков в связи с физическим наказаниям в школе рассматривается с мая 2013 года в шотландском суде. Обвиняемая - 79-летняя Анна Кенни, также известная как сестра Росария, директор католической школы, отрицает обвинения в насилии над ученицами. В 2008 году, согласно опросу среди британских учителей, проведенным Times Educational Supplement, 20% опрошенных высказались за то, чтобы вернуть наказание учащихся в исключительных случаях. Именно такой страх испытывает и героиня нашего рассказа Наталья: "Я увидела расслоение нашего общества, и это меня испугало. Ведь среди родителей были и педагоги из университетов, и младшие научные сотрудники, и главный бухгалтер, и психологи, и архитекторы, и еще много кого! Кто-то был предвзятым, кто-то конформным, но все это дает ощущение бессилия и ничтожности из-за невозможности что-то изменить к лучшему". Часто единственное, что можно сменить в таком случае - это учебное заведение, особенно когда ситуация уже дошла до вмешательства контролирующих органов, - считает юрист Ла Страда Марианна Евсюкова. В любом случае, родителям стоит задуматься, отвечает ли такая школа интересам ребенка", - говорит она. Именно этим сейчас и занимается Наталья: она забрала документы Кати из детсада и пытается теперь найти для дочери лучшее место. Однако это не так просто: "Куда устроить ребенка - это моя головная боль: в нашем районе с садами - очень большая проблема. На этом и закончились наши расследования", - вздыхает она. А психолог Ольга Сташук напоминает, что отстаивать свои права или нет - это внутренний выбор каждого человека. "Дать ли детям веру в то, что их права будут защищены, зависит от каждого из нас", - говорит она. |
|
Всего комментариев: 6 | ||||
|