07:10 Как немецкий изобретатель вдохновил Жюля Верна |
Первая действующая подводная лодка в мире ржавеет у берегов Панамы. Немецкий инженер Юлиус Крёль построил её в 1865 году. И умер вследствие кессонной болезни. Подводная лодка "Sub Marine Explorer" 30 мая 1866 года Нью-Йорк стал свидетелем сенсации. Стальное чудовище погрузилось в воды Ист-Ривер. Подводная лодка "Sub Marine Explorer" отправилась в первое плавание под водой. Люди на берегу от волнения затаили дыхание - сможет ли стальная лодка всплыть сама? До сих пор это не удавалось никому. Через час напряжение разрядилось бурным ликованием. "Sub Marine Explorer" с её изобретателем на борту начала подниматься со дна. И всплыла на поверхность сама, своими силами. Первое испытание прошло с успехом. Из Берлина в Нью-Йорк Водолазный колокол навёл Юлиуса Крёля на идею строительства подлодки Первопроходец-подводник Юлиус Герман Крёль появился на свет в 1820 году в Мемеле. Его отец, тороговец, спустя несколько лет переехал с семьёй в Берлин. Там молодой Юлиус выучился и стал инженером. Вскоре он отправился в Новый Свет - его привлекла Америка. В 1844 он оказался в Нью-Йорке. Разносторонне развитый и способный немецкий инженер пользовался большим спросом и вниманием. И Крёль сумел показать в полной мере все удивительные свойства железа. В 1853 для одного из выставочных зданий он сконструировал стеклянный купол, поддерживаемый металлическими балками. Конструкция, вызвавшая многочисленные восторги. Крёль быстро приобрёл опыт и на море - он стал экспертом по подводным взрывам. Во время этих работ он познакомился с вещами, восхитившими его: водолазный колокол с людьми, которые, работая на глубине, воздух для дыхания получали посредством специального шланга. Для Крёля это стало откровением - как построить действующую подлодку из железа. И эта мысль больше не отпускала инженера. Мечта сбылась В 1861 разразилась Американская гражданская война. Хотя флот США отверг его предложение о постройке подводной лодки для использования в качестве оружия, однако, некто, заинтересованный в проекте и весьма состоятельный, представил Крёлю средства, необходимые для осуществления проекта и постройки "Sub Marine Explorer" - это был Уильям Генри Тиффани, один из знаменитых братьев - ювелиров "Тиффани". Его же подтолкнула к этому возможность при помощи подлодки собирать дары моря, в первую очередь жемчуг. Теперь Крёль мог приступить к постройке "своей мечты". Его лодка сигарообразной формы была длиной 11 метров при ширине до двух с половиной. Двойной корпус, камеры балласта и сжатого воздуха, а также выходной люк - Крёль предусмотрел многое, что характерно и для современных подлодок. Через специальные люки в нижней части экипаж в конечном итоге мог собирать и урожай с морского дна в виде раковин и устриц. Передвигалась лодка при помощи ручного и ножного привода. В водах Ист-Ривер Крёль доказал, что его идея работает. Добывать сокровища морей мечтали многие изобретатели Смерть на Тихом океане И вот "Sub Marine Explorer", разобранная на составные части, отправилась в долгое путешествие из Нью-Йорка в Панаму. Здесь можно было собирать многочисленные жемчужные раковины. В Панаме появление подводной лодки стало настоящей сенсацией. Люди с любопытством ожидали этого таинственного "автомобиля". Полные энергии и нетерпения Крёль и его команда приступили к первым погружениям в глубины Тихого океана. Однако тут и случилась катастрофа:Крёль и его люди внезапно стали умирать. "Последствия малярии", предположил один медик по поводу смерти Крёля 9 сентября 1867 года. Однако сегодня нам думается, что причиной смерти гениального изобретателя стало другое: коварная, тогда ещё совершенного неизвестная кессонная болезнь. Подводная лодка " Sub Marine Explorer" и её экипаж погружались и всплывали, очевидно, слишком быстро - пузырьки азота, выделяясь в крови, привели к тяжёлым травмам в телах людей. Такая же судьба постигла и запасной экипаж, так что вскоре ни один человек не хотел служить на борту лодки. Забытая на пляже Знаменитый персонаж Жюля Верна - капитан Немо "Sub Marine Explorer" осталась в одиночестве на заброшенном пляже острова Сан Темпло - во власти волн. Мир быстро забыл революционную подлодку и её изобретателя. Лишь в 2001 году один американский исследователь обнаружил обломки и открыл историю лодки заново - случайно, во время отпуска на острове. И сегодня субмарина лежит на пустынном пляже в заповедной зоне. Ржавчина и морские волны оставили за прошедшие десятилетия глубокие следы, обломки уже нельзя сдвинуть с места. Однако один человек постарался, чтобы Юлиусу Крёлю и его "Sub Marine Explorer" был поставлен хотя бы литературный памятник - Жюль Верн был вдохновлён Крёлем и его изобретением на создание своего шедевра - "20 тысяч миль под водой". Перевод: Tortilla Страна: Германия Издание: Deutsche Welle Автор: Марк фон Люпке-Шварц |
|